Уголовно-правовое и уголовно-процессуальное обеспечение противодействия коррупции: международные стандарты и российское законодательство

(Капович Д. Н.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2012, N 1)

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО <*>

Д. Н. КАПОВИЧ

——————————— <*> Kapovich D. N. Criminal-law and procedural provision of combating corruption: international standards and russian legislature.

Капович Денис Николаевич, оперуполномоченный Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России по г. Москве.

Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию международных стандартов в сфере борьбы с коррупцией и внутреннего российского законодательства. Особое внимание уделено рассмотрению проблем законодательного закрепления коррупционных преступлений в Уголовном кодексе РФ. Предложено осуществить комплексное антикоррупционное изучение текста Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, преступление, уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовное судопроизводство.

The article deals with comparative legal studies of international standards in the sphere of combating corruption and Russian internal legislature. Special attention is paid to the problems of incorporation of corruption crimes in the Russian Criminal Code. The author proposes to carry out a complex anti-corruption analysis of the text of the Russian Criminal Procedural Code.

Key words: corruption, combating corruption, crime, criminal law, criminal procedure, criminal trial.

Общепризнанно, что коррупция является негативным явлением, способным оказать наибольшее дестабилизирующее воздействие как на отдельные государственные механизмы, так и на государство в целом. Скрытность и массовость коррупционных действий влияют на состояние политической жизни, экономики, существенно снижают уровень жизни широких слоев населения. Противодействию коррупции в полной мере либо в той или иной части посвящены многие нормативные правовые акты и иные официальные документы международного уровня. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (принята Советом Европы 27 января 1999 г., Страсбург) <1> с учетом Программы действий по борьбе с коррупцией, принятой Комитетом министров Совета Европы в ноябре 1996 г. в соответствии с Рекомендациями 19-й Конференции европейских министров юстиции (Валетта, 1994 г.), содержит призыв квалифицировать правонарушения в форме коррупции в качестве уголовно наказуемых деяний, укреплять сотрудничество в целях преследования за совершение таких правонарушений. Данная Конвенция ратифицирована Российской Федерацией <2>, что возложило на наши законодательные органы обязанность криминализировать коррупционные проявления, а также создать механизм привлечения виновных к уголовной ответственности. ——————————— <1> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 20. Ст. 2394. <2> Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3424.

Вопросы, касающиеся противодействия коррупции, также освещены в иных нормативных правовых актах и официальных документах международного уровня. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (15 ноября 2000 г.) <3> содержит перечень мер по борьбе с отмыванием денежных средств, в т. ч. конфискацию и арест. ——————————— <3> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 40. Ст. 3882.

Хартия Европейской безопасности (Стамбул, 19 ноября 1999 г.) <4> называет коррупцию в числе основных угроз общим ценностям, поскольку она порождает нестабильность и затрагивает многие аспекты безопасности, экономического и человеческого измерений. ——————————— <4> Принята Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) // СПС «КонсультантПлюс». Раздел «Международные правовые акты».

Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. <5> закрепляет, что каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности. ——————————— <5> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 26. Ст. 2780.

Эти и многие другие положения международных официальных документов, многие из которых ратифицированы Российской Федерацией, нашли свое отражение во внутреннем российском законодательстве и иных актах федерального уровня. В Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 <6>, констатируется, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. ——————————— <6> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 16. Ст. 1875.

В числе главных причин жизнеспособности столь негативного явления, по нашему мнению, можно назвать недостатки уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего ответственность и порядок ее наступления по делам о преступлениях коррупционной направленности. Основная проблема уголовного законодательства состоит, на наш взгляд, в том, что сам по себе термин «коррупция», «преступление коррупционной направленности» не нашел отражения именно в уголовном законодательстве. Лишь в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» <7> указывается, что под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица. ——————————— <7> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6228.

Из содержания данного определения вытекают две проблемы уголовно-правового характера, освещение и разрешение которых позволит упорядочить и конкретизировать борьбу с коррупционными преступлениями, а также антикоррупционную деятельность в целом. Во-первых, если сопоставить содержание цитированной выше нормы и положений уголовного закона, то можно определить, что в перечень преступлений коррупционной направленности непосредственно входят: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) и превышение должностных полномочий (ст. 286) <8>; дача взятки (ст. 290); получение взятки (ст. 291); злоупотребление полномочиями (ст. 201); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Однако ознакомление с иными уголовно-правовыми запретами позволяет сделать вывод, что к числу преступлений коррупционной направленности входят и иные деяния, предусмотренные Особенной частью УК РФ, например, нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), служебный подлог (ст. 292), незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1) и некоторые др. ——————————— <8> В Федеральном законе «О противодействии коррупции» эти преступления объединены понятием «злоупотребление служебным положением».

Это не просто ошибка технико-юридического плана, поскольку неуказание на коррупционный характер того или иного преступления фактически выводит его из сферы воздействия, предусмотренного целой группой нормативных правовых актов как законодательного, так и подзаконного (ведомственного) уровня. По нашему мнению, требуются некоторые усилия группы ученых и практиков для того, чтобы выработать уголовно-правовые критерии преступлений коррупционной направленности и изучить содержание УК РФ на предмет обнаружения указанных деяний. С учетом значительной общественной опасности таких преступлений, по нашему мнению, было бы целесообразно указать на коррупционный характер данных составов непосредственно в наименовании главы 30 УК РФ, обозначив ее следующим образом: «Глава 30. Коррупционные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Вторая уголовно-правовая проблема, непосредственно вытекающая из законодательного закрепления коррупции, состоит в том, что в нем, наряду с перечислением конкретных составов преступлений, имеется и указание на то, что коррупцией является «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения…». Представляется, что эта часть определения не относится к уголовно-правовой сфере, поскольку любые дефиниции и перечни в данной сфере подлежат расширительному толкованию. По-видимому, законодатель имел в виду не преступления, а иные противоправные деяния, т. е. административные и служебные правонарушения. Например, к числу административных правонарушений коррупционной направленности относится незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), к числу служебных — нарушения профессиональных правил, закрепленных на ведомственном уровне. Что касается уголовно-процессуального обеспечения противодействия коррупции, то здесь видится целесообразным остановиться на двух аспектах. Во-первых, сам порядок уголовного судопроизводства должен быть проверен на предмет его коррупционности. И во-вторых, требуется выполнить важную меру по законодательному обеспечению противодействия коррупции, которая была закреплена в 2008 г. в Национальном плане противодействия коррупции (утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568) <9>. Речь шла о существенном сокращении категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, однако из последующей редакции этого Плана данное предложение исчезло <10>. Требуется провести глубокий мониторинг данной проблемы и лишь после этого сделать вывод о том, влияет ли существование особого порядка уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц на их коррупционность либо нет. ——————————— <9> Сборник материалов о противодействии коррупции: В 3 т. / Под общ. ред. зам. Председателя Совета Федерации ФС РФ Ю. Л. Воробьева. М.: Лекспро, 2010. Т. 1. С. 37. <10> Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 16. Ст. 1875.

В целом же можно отметить, что противодействие коррупции должно вестись на различных уровнях и по различным направлениям, но прежде всего путем установления конкретных уголовно-правовых запретов и эффективного механизма их реализации в уголовном судопроизводстве.

——————————————————————