Организационно-правовые основы формирования механизма государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности
(Туранин В. Ю., Цыбульник Ю. В.) («Российская юстиция», 2012, N 1)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <1>
В. Ю. ТУРАНИН, Ю. В. ЦЫБУЛЬНИК
——————————— <1> Настоящее исследование выполнено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 гг. (государственный контракт N 14.740.11.0554 от 5 октября 2010 г.).
Туранин В. Ю., кандидат юридических наук, депутат Земского собрания Белгородского района Белгородской области.
Цыбульник Ю. В., секретарь судебного заседания судебного участка N 5 мирового судьи Восточного округа г. Белгорода.
В настоящее время механизм государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности в России включает лишь отдельные, несвязанные между собой элементы, использование которых не позволяет создать цельную систему государственного стимулирования развития инновационной среды. Для изменения сложившейся ситуации авторами разработаны организационно-правовые основы формирования механизма государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности.
Ключевые слова: право, инновационная деятельность, инвестиции, механизм.
Now the mechanism of the state investment support of innovative activity includes in Russia only separate, untied among themselves the elements which use doesn’t allow to create integral system of the state stimulation of development of the innovative environment. Organizational-legal bases of formation of the mechanism of the state investment support of innovative activity are developed for change of a current situation by authors.
В настоящее время во многих странах мира прослеживается тенденция сокращения инвестиций в инновационную сферу. Это происходит порой даже несмотря на очевидность эффективности инновационного пути выхода из процесса экономической стагнации, по причинам нарастания дефицита бюджета и необходимости принятия срочных антикризисных мер. Россия, несмотря на существующие проблемы в мировой экономике, не должна отказываться от выбранного инновационного вектора развития. Об этом говорится и на самом высшем уровне. Так, В. В. Путин в своем выступлении на Десятом международном инвестиционном форуме «Сочи-2011» отметил, что российские власти намерены всячески поощрять изобретения и инновации: «Мы окажем содействие нашим ученым и инженерам, инновационному бизнесу — через заказы крупнейших государственных корпораций. В этом году 46 госкомпаний запустят инновационные программы объемом 700 миллиардов рублей, а уже через два года — удвоят их финансирование» <2>. ——————————— <2> URL: http://ria. ru/economy/20110916/438483824.html.
Отметим, что в условиях преодоления мирового финансового кризиса государство как основной двигатель инновационного процесса может сделать многое для ускорения формирования инновационной политики и создания основы для ее долгосрочной реализации. Однако для этого необходим четкий и понятный механизм государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности. К сожалению, в настоящее время такой механизм не закреплен на официальном уровне, что отрицательно сказывается на развитии инновационной сферы. С нашей точки зрения, механизм государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности должен состоять из следующих элементов: — нормативная правовая основа для инвестирования в инновации (базовый элемент); — цели и принципы государственного стимулирования инновационной деятельности; — способы и источники государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности; — независимая система отбора лучших инвестиционных проектов в сфере инноваций; — порядок инвестирования в инновационную деятельность; — система контроля за эффективностью вложения средств в инновационную деятельность, включающая экспертную оценку полученных результатов. Представим краткую характеристику выделенных элементов в организационно-правовом аспекте. Во-первых, в современной России должна быть сформирована нормативная правовая основа для инвестирования в инновационную деятельность. Полагаем, что главным нормативным звеном в данной сфере должен стать специальный федеральный закон, регулирующий государственную инвестиционную политику в сфере инноваций. Во-вторых, необходимы четкие цели и принципы государственного стимулирования инновационной деятельности. Обратим внимание, что в ст. 5 законопроекта «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» (N 495392-5, зарегистрирован 2 февраля 2011 г.), внесенного в феврале 2011 г. в Государственную Думу Российской Федерации группой депутатов фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ, закреплено, что «государственное стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» <3>. ——————————— <3> Проект Федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» N 495392-5, зарегистрирован 2 февраля 2011 г. // Документ официально опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
В этом же проекте Закона справедливо отмечается, что основными целями государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации должны являться: — обеспечение долгосрочного устойчивого развития государства; — формирование экономики знаний в Российской Федерации; — развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, товаров (работ, услуг), выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Основными направлениями государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации, с точки зрения авторов исследуемого законопроекта, должны являться: — создание органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности; — оказание субъектам инновационной деятельности комплексных мер поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления; — участие представителей субъектов инновационной деятельности, их саморегулируемых организаций в выработке и реализации государственного стимулирования инновационной деятельности, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития инновационной деятельности; — неприменение к субъектам инновационной деятельности положений нормативных правовых актов, которые ухудшают их экономическое положение; — гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов; — интеграция инновационной, инвестиционной, научной, научно-технической и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного воздействия на экономику; — стимулирование инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот; — консолидация усилий органов государственной власти и общественных организаций для развития инновационной деятельности; — содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, конверсии оборонных предприятий, расширению сети малых и средних инновационных организаций различных форм собственности. Данные направления вполне могут восприниматься и в качестве принципов государственного стимулирования инновационной деятельности. В-третьих, крайне важны эффективные способы и нормативно определенные источники государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности. Так, Н. В. Морозов отмечает, что «основу государственного финансирования инноваций в условиях кризиса составляют: бюджетные средства, выделяемые через Федеральные целевые программы и Федеральную адресную инвестиционную программу России» <4>. Мы также полагаем, что государственное инвестирование в инновационную деятельность с помощью данных программ достаточно эффективно. Более того, необходимо разработать специальную Федеральную целевую инновационную программу, направленную на усиленную поддержку инновационной деятельности (с наибольшим акцентом на практические разработки в сфере новых технологий). ——————————— <4> Морозов Н. В. Механизмы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности в России: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2009. С. 12.
С нашей точки зрения, государственное инвестирование в инновационную деятельность должно представлять собой сочетание целевого финансирования инновационных программ и проектов и государственной поддержки инновационного предпринимательства. Отметим, что в проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» N 97090719-2, который обсуждался в Государственной Думе России в 1997 — 1999 гг., были предложены следующие способы государственной поддержки инновационной деятельности: — предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрение их результатов; — проведение налоговой политики и политики ценообразования, обеспечивающих создание рентабельных производств наукоемкой конкурентоспособной продукции; — предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, приобретающим и эксплуатирующим российскую новую технику, в том числе на лизинговой основе; — снижение отчислений субъектам Российской Федерации налогов в федеральный бюджет в случае использования средств бюджета субъектов Российской Федерации для финансирования федеральных инновационных программ и проектов; — защита интересов российских производителей в международных организациях <5>. ——————————— <5> URL: http://bill. consultant. ru/doc56805.html.
К сожалению, данный законопроект был снят с рассмотрения, но следует отметить, что в нем присутствовало рациональное зерно, которое могло быть использовано для формирования действенных способов и полноценных источников государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности. В-четвертых, для эффективной реализации механизма государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности нужна независимая система отбора лучших инвестиционных проектов в сфере инноваций. Отметим, что в настоящее время особую роль приобретает процедура «фильтрации» инновационных проектов, выбор из них наиболее эффективных. Для инновационного сектора экономики характерен высокий уровень риска, что создает большие проблемы и для инноваторов, и для инвесторов. Одним из главных способов уменьшения риска является тщательная научно-техническая экспертиза выдвигаемых проектов. В этой связи существует объективная необходимость создания системы независимых экспертных советов для анализа и отбора инновационных проектов, заключения которых ставили бы заградительный барьер неэффективным и малоэффективным предложениям. В-пятых, важным организационным элементом механизма государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности является порядок инвестирования в инновационную деятельность, который должен быть основан на проведении строгой бюджетной политики, обеспечивающей полноценное финансирование инновационной сферы. Считаем необходимым в целях защиты государственных расходов, направляемых на финансирование инновационной деятельности из федерального бюджета, в классификацию расходной части федерального бюджета дополнительно ввести статью «Инновации и инновационная деятельность». При этом Федеральное Собрание Российской Федерации в соответствии с предложениями Правительства Российской Федерации при утверждении федерального бюджета должно ежегодно определять годовые объемы средств, выделяемых по данной статье. Кроме этого, в целях финансовой поддержки инноваций Правительством Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления могут создаваться федеральные, региональные и муниципальные инновационные (инновационно-венчурные) фонды, которые призваны выполнять функции поручителей и гарантов по обязательствам субъектов инновационной деятельности. Данные фонды должны действовать в соответствии с правовым режимом, установленным для специализированных фондов поддержки малого предпринимательства. Они ориентированы на осуществление прямых инвестиций в эффективные инновационные проекты малых предприятий и должны участвовать в управлении реализацией проектов, а также в осуществлении других мер поддержки малых инновационных компаний. И, наконец, в-шестых, в структуре механизма государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности должна быть и система контроля за эффективностью вложения средств в инновационную деятельность, которая зиждется на платформе независимых экспертных оценок полученных результатов. Сразу отметим, что круг экспертов, осуществляющих оценку полученных результатов инновационной деятельности, не должен пересекаться с кругом экспертов, осуществляющих отбор лучших инвестиционных проектов в сфере инноваций на предыдущем этапе. Обобщая изложенное, следует констатировать тот факт, что в настоящее время механизм государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности в нашей стране включает лишь отдельные, не связанные между собой элементы, использование которых не позволяет создать цельную систему государственного стимулирования развития инновационной среды. Поэтому считаем, что определенные в статье организационно-правовые основы формирования механизма государственной инвестиционной поддержки инновационной деятельности могут быть востребованы для систематизации его элементов, что позволит эффективно поддерживать инновационные разработки и способствовать их внедрению в различные сферы жизнедеятельности российского общества.
——————————————————————