Экологические приоритеты инновационной деятельности в российском праве
(Бажайкин А. Л.) («Экологическое право», 2008, N 3)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
А. Л. БАЖАЙКИН
Бажайкин А. Л., доцент кафедры гражданского права Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета (г. Ижевск), кандидат юридических наук.
В начале XXI в. в Российской Федерации главной и острейшей проблемой явилось повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии <1>. ——————————— <1> См.: Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утв. письмом Правительства РФ от 5 августа 2005 г. N 2473п-П7 // Документ официально опубликован не был.
За последнее десятилетие научных разработок катастрофически не хватало, внедрения их результатов в производство практически не осуществлялось. Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели за последние годы к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровни <2>. ——————————— <2> См.: Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы» // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.
Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны как государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой, что, в свою очередь, ведет к игнорированию экологических приоритетов, являющихся для общества важными, первенствующими и относящимися к природной среде, среде обитания всего живого <3>. ——————————— <3> См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 596, 907.
Решить проблемы качественного экономического роста и эффективности использования природных ресурсов в России может развитие инновационной деятельности, позволяющей внедрять новые более эффективные технологии, использовать современные механизмы во всех без исключения отраслях экономики. Это позволит не только более грамотно и полно использовать имеющиеся природные ресурсы, но и в перспективе главный акцент сделать на восстановлении возобновляемых ресурсов, в первую очередь хвойных лесов, а также снижении объемов добычи таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, газ и уголь, постепенном переходе от сырьевой экономики к высокотехнологичной инновационной экономике, основанной на знаниях <4>. ——————————— <4> См.: Вишняков А. А. Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития российского Севера // www. syktsu. ru/vestnik/2006/2006-3/8.htm-56k.
Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды. Поэтому важность обеспечения экологических приоритетов и их баланса в соотношении с иными приоритетами государства в приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии, в разработке стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий <5> является неоспоримой. Взаимосвязь и развитие приоритетов, в частности инновационного, должны обеспечиваться экологизацией неэкологических приоритетов в российском праве. Что для этого нужно сделать? ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (под ред. С. А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 1996. —————————————————————— <5> См.: Панкратов И. Ф. Раздел VII Комментария к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Издательская группа «ИНФРА-М-НОРМА», 1997.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах должна быть направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.). Например, в топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности: — в нефтегазовом комплексе — на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки; — в нефтеперерабатывающей промышленности — на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости; — в угольной промышленности — на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей <6>. ——————————— <6> См.: Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы» // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886.
В электроэнергетике инновационная политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий слой, циркулирующий кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния. Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало — и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем <7>. ——————————— <7> См.: Там же.
В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести: — развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Применительно к реализации указанного направления инновационной деятельности необходимо применять принципы устойчивости (The Equator Principles), рассматривающие вопросы отправных принципов определения, оценки и управления социальными и экологическими рисками при финансировании проектов <8>. ——————————— <8> См.: www. equator-principles. com.
Несомненный интерес должна представлять схема стимулирования научной и инновационной деятельности, включающая в себя такую группу национальных приоритетов в научно-инновационной сфере, как критические приоритеты (фундаментальные исследования, оборонные разработки, работы в области охраны окружающей среды и формирования системы государственных эталонов) <9>; ——————————— <9> См.: Лапаева В. В. Законодательно-правовые условия реализации инновационной политики // Законодательство и экономика. 2004. N 2.
— разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования. Главным методом реализации инновационной политики является формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации, указа Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. В данных нормативных правовых актах должны получить свое правовое закрепление экологические приоритеты инновационной деятельности с учетом экологических приоритетов уже определенных в законодательстве различных отраслей российского права и в международном праве. Необходимо больше внимания уделить законодательному обеспечению инновационного процесса. Потребуется проведение анализа существующего законодательства в данной области, обоснование нормативов, работающих на эту сферу деятельности, принятие мер к отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности. Следует провести сравнительный анализ зарубежных и отечественных инновационных законодательных актов и использовать его результаты при проведении нормотворческой работы в этом направлении.
——————————————————————