К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ

(Мошкова Д. М., Лозовский Д. Л.)

(«Юридический мир», 2014, N 1)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СЕТЕВЫХ ФОРМ

РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Д. М. МОШКОВА, Д. Л. ЛОЗОВСКИЙ

Мошкова Дарья Михайловна, старший преподаватель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

Лозовский Дмитрий Львович, заместитель начальника юридического управления НИЯУ МИФИ, кандидат юридических наук.

С принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» стало возможным говорить о появлении новых методов получения образования. Одним из нововведений данного Федерального закона является сетевая форма реализации образовательных программ. В статье раскрывается понятие сетевой формы реализации образовательных программ, ее задачи и цели, а также особенности правового регулирования данного способа получения образования. Особое внимание уделено механизму реализации сетевой формы, условиям ее применения в образовательной сфере. Также анализируются недостатки в действующем законодательстве, регулирующем данную сферу отношений, и выносится ряд предложений по его совершенствованию.

Ключевые слова: правовое регулирование образовательной деятельности, лицензирование образовательной деятельности, сетевая форма реализации образовательных программ, образование, образовательные программы, договор о сетевой форме реализации образовательных программ.

On the issue of legal regulation of network forms of realization of educational programs

D. M. Moshkova, D. L. Lozovskij

Moshkova Dar’ya Mikhajlovna, senior teacher of the chair of financial law of the O. E. Kutafin Moscow state law academy, candidate of juridical sciences.

Lozovskij Dmitrij L’vovich, deputy head of the law department of the National research nuclear university «MIFI», candidate of juridical sciences.

With the adoption of the new Federal Law «About Education in the Russian Federation», it became possible to speak about the emergence of new methods of education. One of the innovations of this Federal law is a networkform of educational programs. In this article the concept of the networkform of educational programs, its objectives and goals, as well as the peculiarities of legal regulation of this educational process are determined. Particular attention is paid to the implementation mechanism of the networkform, conditions for their implementation in education. Also the shortcomings in the current legislation regulating this relations are analyzed, and suggestions for its improvements are made.

Key words: legal regulation of education, licensing of education, networkform of educational programs, education, educational programs, the agreement on the networkform of education programs.

Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») послужило причиной реформирования и совершенствования всей системы образования в России. Новый Федеральный закон закрепляет совершенно иные принципы и правила осуществления образовательной деятельности. Так, в нем содержатся нормы, регулирующие в том числе и новые способы получения образования.

Одной из таких норм, в частности, является сетевая форма реализации образовательных программ.

Деятельность по реализации образовательных программ в сетевой форме регламентируется ст. 15 указанного Федерального закона.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Такой подход к освоению образовательных программ позволяет решить ряд задач, в том числе:

1) рационализацию использования финансовых ресурсов за счет интеграции потенциала нескольких организаций над решением общей задачи, отвечающей интересам всех участников такого образовательного союза;

2) углубленное изучение обучающимися отдельных модулей образовательных программ, имеющих прикладную или межотраслевую специфику;

3) приобретение обучающимися практических знаний и умений, связанных с осваиваемой специальностью или выбранным профилем подготовки [2].

В связи с тем, что сетевая форма реализации образовательных программ является новеллой российского образования, на сегодняшний день отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие рассматриваемую разновидность образовательной деятельности, также отсутствует какая-либо четкая практика использования сетевых образовательных программ в российском образовании.

В тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сетевые формы реализации образовательных программ упоминаются в нескольких случаях, описанных ниже.

Во-первых, в ст. 13 сказано, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Во-вторых, ст. 15 посвящена непосредственно регулированию сетевых форм реализации образовательных программ.

В-третьих, в ч. 11 ст. 76 указано, что обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании [3].

Следует сразу отметить, что указанная норма является крайне неудачной, поскольку в нормах, посвященных высшему образованию (ст. 69) и среднему профессиональному образованию (ст. 68), сетевые формы реализации образовательных программ не упоминаются. Таким образом, создается впечатление, что сетевые формы реализации образовательных программ могут применяться лишь при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.

В-четвертых, в ч. 15 ст. 91 сказано, что лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [4] обязательным лицензионным требованием при реализации образовательных программ в сетевой форме является наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, следует сделать важный вывод о том, что реализация образовательных программ в сетевой форме является отдельной разновидностью образовательной деятельности, которая подлежит дополнительному лицензированию. При этом, видимо, в лицензии должно указываться, что конкретная образовательная программа реализуется в сетевой форме.

Подтверждающими документами, таким образом, будет являться копия договора между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ, а также в случае если в сетевой форме реализации образовательных программ участвуют две образовательные организации, то еще одним необходимым документом является образовательная программа, совместно разработанная и утвержденная указанными организациями.

В-пятых, в ч. 2 ст. 99 сказано, что «нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются… с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ…». Исходя из этого, следует сделать вывод о том, что для финансирования реализации образовательных программ с использованием сетевой формы должен применяться коэффициент, увеличивающий их финансирование по сравнению с финансированием образовательных программ, реализуемых непосредственно одной образовательной организацией.

В-шестых, в ч. 3 ст. 105 сказано, что организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в том числе по вопросам участия в сетевой форме реализации образовательных программ.

Ключевое место в системе правового регулирования реализации образовательных программ в сетевой форме занимает договор о сетевой форме реализации образовательных программ.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, реализующими образовательные программы в сетевой форме, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Таким образом, законодатель определил существенные (обязательные) условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Следует отметить, что данный перечень выглядит несколько неполным. На наш взгляд, в таком договоре необходимо обязательно указывать место реализации образовательных программ.

Вместе с тем для полноценного использования сетевых форм реализации образовательных программ требуется проделать еще очень большой объем работы в данной сфере.

Указанная работа связана прежде всего с внесением изменений в действующие нормативные правовые акты, а также с принятием новых нормативных правовых актов по рассматриваемому вопросу.

1. Необходимо устранить внутренние противоречия в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», связанные с тем, что сетевые формы упоминаются только при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования. Таким образом, создана предпосылка ограничительного толкования сферы применения сетевых форм. Устранить этот недостаток можно как путем внесения изменения в сам Закон, так и путем установления возможности реализации образовательных программ соответствующего уровня с использованием сетевых форм в Порядках организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, устанавливаемых Минобрнауки России. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» указанные документы должны быть приняты Минобрнауки России в 2014 г. [5].

2. Необходимо внести соответствующие изменения в типовые положения об образовательных организациях соответствующего уровня. Следует отметить, что до настоящего времени не утверждены типовые положения (изменения в типовые положения) для образовательных организаций в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

3. Необходимо внести соответствующие изменения в уставы образовательных организаций. Следует отметить, что такие изменения могут быть внесены только после выполнения требований пункта 2, т. е. после внесения соответствующих изменений в типовые положения об образовательных организациях.

4. Не менее важным является вопрос о лицензировании сетевых образовательных программ. Требуются разъяснения по данному вопросу с учетом того, необходимо ли получение лицензии для сетевой формы реализации образовательной программы в случае, если у образовательной организации имеется лицензия о реализации схожей образовательной программы в обычной форме. Также необходимо отметить, что не ясен механизм лицензирования образовательных программ, осуществляемых совместно с иностранными образовательными организациями.

5. Отдельно стоит вопрос об аккредитации образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должно быть утверждено Правительством Российской Федерации только в 2014 г. Следует отметить, что поскольку в соответствии с требованиями ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация аккредитуется по образовательным программам, а не сама по себе, то подлежат аккредитации также и образовательные программы, реализуемые в сетевой форме.

6. Необходимо ускорить принятие Порядка организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ. Принятие этого документа в соответствии с уже упомянутым распоряжением Правительства Российской Федерации запланировано лишь на 2015 г. Этот документ, по нашему мнению, должен содержать требования к реализации образовательных программ в сетевой форме, порядок зачета кредитно-модульных единиц, полученных обучающимся в различных образовательных организациях, в том числе зарубежных, требования к условиям осуществления перемещения обучающегося из одной образовательной организации в другую. Приложением к этому документу должна стать примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н. С. Волкова, Ю. А. Дмитриев, О. Ю. Еремина и др. М.: Деловой двор, 2013. 440 с.

3. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета. N 190. 2013. 28 августа.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» // СЗ РФ. 2013. N 44. Ст. 5764.

5. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» // СЗ РФ. 2013. N 21. Ст. 2671.

——————————————————————