Социально необходимые товары как объект правоотношения по удовлетворению социально-имущественной потребности
(Гришина Я. С.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013, N 1)
СОЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМЫЕ ТОВАРЫ КАК ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ
Я. С. ГРИШИНА
Гришина Я. С., доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук.
Неспособность в настоящее время либеральной модели социальной политики справиться с решением существующих социальных проблем обусловливает поиск нового инновационного инструментария, обеспечивающего в контексте развития правовой модели социального предпринимательства удовлетворение социально-имущественных потребностей россиян. Проблемам правового регулирования удовлетворения имущественных потребностей в социальных услугах в настоящее время посвящена концепция А. В. Баркова <1>. На наш взгляд, потребности в социальных услугах являются сегментом сферы удовлетворения социально-имущественных потребностей. В основу данной концепции положена идеология «социального сопровождения», строящаяся с учетом возможности развития внутреннего потенциала личности для выхода из трудной жизненной ситуации. В целом соглашаясь с данной идеей, которая в этой части совпадает с идеологией социального предпринимательства, полагаем, что при выходе из критического положения социально незащищенные категории граждан должны использовать весь арсенал социальных благ (материальных и нематериальных) — объектов гражданских прав, содержащихся в ст. 128 ГК РФ, имеющих рыночную стоимость и выступающих в качестве товаров, потребление которых способствует сглаживанию или решению различных проблем в социальной сфере. При этом границы социальной сферы представляется возможным определить как «…те области экономики, которые обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей: промышленность, транспорт, связь, торговля, общественное питание… охрана окружающей среды, физкультура и спорт, здравоохранение, социальная защита и многое другое» <2>, а не только социальное обслуживание. ——————————— <1> Барков А. В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2008. <2> Кураков Л. П., Кашурникова Г. П., Владимирова М. П., Ефремов Л. Г. Управление социальной сферой. М., 1997. С. 67.
Целью деятельности при этом становится персонификация конкретного социально-имущественного блага, которое в результате гражданско-правового регулирования процесса удовлетворения социально-имущественной потребности делается объектом субъективного гражданского права <3>. Таким образом, процесс удовлетворения социально-имущественных потребностей включает в себя не только оказание социальных услуг, представляющих собой лишь часть социально-имущественных благ, но и удовлетворение потребностей во многих других товарах, работах, услугах, позволяющих справиться с трудной жизненной ситуацией, таких, например, как лекарственные средства, предметы детской гигиены, продукты питания первой необходимости, социально значимые бытовые услуги, работы по протезированию и т. д., что позволяет рассматривать круг объектов отношений по удовлетворению социально-имущественных потребностей значительно шире, чем в концепции социального сопровождения, предложенной А. В. Барковым. ——————————— <3> См.: Куфлин А. С. Потребности субъектов и субъективные гражданские права // Право и проблемы юридической практики в сфере имущественных отношений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: НКИ, 2009. С. 26.
При этом следует заметить, что социально-имущественные потребности, объектом отношений по удовлетворению которых выступают социально-имущественные блага, существенно отличаются от общественных благ, не включенных в рыночный оборот, расходы на производство которых несет государство за счет налогов, поступающих в бюджеты разного уровня. Общественные блага могут подразделяться на общегосударственные (система национальной обороны, деятельность федеральной, исполнительной, законодательной и судебной власти), местные, доступные для граждан, проживающих на определенной территории региона страны (природоохранные программы), международные (международная стабильность, международная валютная система). В отличие от частных (социально-имущественных) благ, каждая единица которых может быть оценена и предоставлена конкретному потребителю, общественные блага в рыночный оборот не поступают, так как предоставление их отдельному лицу (физическому или юридическому) невозможно <4>. ——————————— <4> См.: Бурменко Т. Д. Сфера услуг: экономика: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007. С. 107 — 108.
Таким образом, сущность и содержание категории «социально-имущественная потребность» может быть раскрыта с помощью определения круга и специфики характеристики правового режима социальных благ, объединенных родовым понятием «социально необходимые товары», которые включают в себя в том числе и социальные услуги, регламентация оборота которых осуществляется в специальном правовом режиме государственного обеспечения, сочетающем публично-правовые и частноправовые элементы, где социально-предпринимательские средства, интегрирующие социально-экономический эффект, более предпочтительны, чем только гражданско-правовые. Понятие «социально необходимые товары» в научной литературе отсутствует. Не содержит данного термина и российское законодательство. Законодатель в качестве терминов, которые позволяют раскрыть содержание правовой категории «социально-имущественные потребности», использует такие дефиниции, как «социально значимые продовольственные товары первой необходимости» <5>, «жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты» <6>, «гарантированные государством социальные услуги» <7>. Однако, на наш взгляд, все эти термины могут быть объединены в общую родовую категорию «социально необходимые товары», поскольку важнейшим объектом регулирования на товарном рынке выступает товар <8>. В ст. 4 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» <9> под товаром понимается продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи и обмена. В Налоговом кодексе в ст. 38 товаром признается любое имущество (за исключением имущественных прав), реализуемых либо предназначенных для реализации. ——————————— <5> П. 5 ст. 8 ФЗ N 381-ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. N 5077. 30.12.2009. <6> П. 6 ст. 4 ФЗ N 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств» // Справочно-консультационная система «КонсультантПлюс». <7> Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1151) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 49. Ст. 4798. <8> См.: Овечкин А. П. Правовое регулирование товарного рынка. М.: Сирин, 2002. С. 14. <9> См.: О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 // Информационно-правовой портал «Гарант».
М. В. Курепина, классифицируя потребительский рынок в зависимости от способа удовлетворения человеческих потребностей и исходя из анализа содержания Закона о защите прав потребителей, обосновывает, что потребности человека в сфере потребительских отношений удовлетворяются тремя способами — путем заключения договоров: купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг <10>. Следовательно, вполне корректно в обобщающее определение «товар» включать такие объекты гражданских прав, как вещи, работы и услуги. ——————————— <10> См.: Курепина М. В. Система гражданско-правовых средств обеспечения субъективных прав потребителя на качество и безопасность товаров, работ, услуг: Дис. … к. ю.н. М., 2012. С. 64.
В списке Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденном Правительством РФ, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» содержатся 24 позиции таких продуктов <11>. Данным Постановлением также утвержден Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, со сроком годности не более 10 дней, в отношении которых торговые сети не могут требовать с поставщиков вознаграждение за объем. ——————————— <11> См.: Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения: Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 // Информационно-правовой портал «Гарант».
По оценке Минпромторга, основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, положенных в основу указанного Перечня, являются удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях; выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах. В отношении оборота данного вида товаров устанавливается специальный правовой режим, связанный с возможностью государственного воздействия на ценообразование продукции. В отношении товаров, входящих в группу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛС), в целях обеспечения достойного уровня жизни также применяются средства публично-правового воздействия. В Перечень ЖНВЛС входят не только лекарства, необходимые для оказания всех видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий, а именно: скорой, стационарной, специализированной амбулаторной и стационарной медицинской помощи, но также значительный объем лекарственных средств (ЛС), реализуемых в коммерческом секторе, т. е. данные товары включены в гражданский оборот, но с существенными особенностями. В целях обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные средства в соответствии с Постановлением Правительства России от 9 ноября 2001 г. N 782 (в редакции от 30 декабря 2009 г. N 1116) «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» <12> с 2010 г. действует Перечень ЖНВЛС, утвержденный распоряжением Правительства РФ <13>. Ранее действовавший Перечень <14> признан утратившим силу. В обновленном Перечне ЖНВЛС содержатся 500 наименований лекарственных средств, в том числе 222 — из основного Перечня жизненно важных лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и 278 — включенных дополнительно. Из 500 лекарственных средств, вошедших в проект Перечня ЖНВЛС, 76 наименований — только отечественного производства, 261 наименование производится как российскими, так и зарубежными производителями, 163 наименования — только зарубежного производства. ——————————— <12> См.: Постановление Правительства России от 9 ноября 2001 г. N 782 (в редакции от 30 декабря 2009 г. N 1116) «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» // Информационно-правовой портал «Гарант». <13> См.: распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2135-р // Информационно-правовой портал «Гарант». <14> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2007 г. N 376-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 14. Ст. 1734.
При составлении Перечня ЖНВЛС, как разъясняет Минздравсоцразвития России <15>, за основу был взят Перечень основных лекарственных средств ВОЗ, который разложили по анатомо-терапевтической и химической классификации ЛС — АТХ (ATC — Anatomical Therapeutic Chemical classification system). Основной Перечень лекарственных средств ВОЗ является базой для национальных перечней ЖНВЛС всех стран, независимо от уровня их экономического и социального развития. Дополнительный список наполняется каждой страной в соответствии с возможностями национальной системы здравоохранения. ЖНВЛС входят в группу товаров, имеющих родовое наименование «лекарственные средства», имеющих специфический гражданско-правовой режим как объект гражданских прав. Лекарственные средства — это вещи, относящиеся к категории движимых, потребляемых и делимых. Большинство ученых относят данную группу вещей к числу ограниченно оборотоспособных, обладающих вредоносными свойствами, являющимися источниками повышенной опасности <16>. ——————————— <15> См.: Анализ современного состояния рынка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и льготного лекарственного обеспечения // Ремедиум (журнал). N 12(2010). —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. А. Мохова «Лекарственные средства как объекты гражданских прав» включена в информационный банк согласно публикации — «Юрист», 2004, N 12. —————————————————————— <16> См.: Маслов В. В. Лекарственные средства как объекты гражданских правоотношений: Автореф. дис. … к. ю.н. Волгоград, 2007. С. 9; Мохов А. А. Лекарственные средства как объекты гражданских прав // Медицинское право. 2004. N 4. С. 33.
В экономическом аспекте к социально значимым товарам относятся как смешанные общественные, так и чистые частные блага, потребление которых в достаточных количествах и (или) доступность для всех членов общества создают положительный внешний эффект для обществ в целом. Нехватка социально значимых товаров или их недоступность для определенных категорий граждан создает отрицательный внешний эффект <17>. В связи с этим для обеспечения доступности социально значимых товаров государство воздействует на экономику правовыми средствами. При этом правовой режим оборота товара, обладающего статусом социально значимого, приобретает существенные особенности, которые заключаются в том, что правительство имеет право регулировать цены на эту группу товаров, в частности ограничивать торговые надбавки, устанавливать нормативы рентабельности, требовать декларирования изменения цен и т. д., обеспечивать повышенные требования к качеству и безопасности товара, что обусловливается необходимостью воздействия публично-правовых средств для обеспечения достойного существования личности, то есть обеспечения первостепенных жизненно необходимых потребностей. Поэтому считаем обоснованным в целях научного обобщения объединить в качестве общего родового понятия все вышеперечисленные социально значимые товары, необходимые для мобилизации внутреннего ресурса личности при решении различных социальных проблем и обеспечении тем самым необходимого уровня жизни, общим термином «социально необходимые товары». ——————————— <17> См.: Маринец Н. И., Бондаренко Ю. Р. Управление изменениями в социально-экономических отраслях // Перспективы науки. 2009. N 2(02). С. 84.
——————————————————————