Модель развития инновационных процессов этнохудожественного образования
(Шпикалова Т. Я.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2007, N 4)
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. Я. ШПИКАЛОВА
Шпикалова Т. Я., профессор, доктор педагогических наук.
Во многих регионах нашего Отечества педагогическая общественность озабочена разработкой путей и средств обращения к истокам своей национальной культуры и искусству, созданием условий познания подрастающим поколением своей тысячелетней культуры: песни, танцы, хороводы, обряды, былины, сказки, храмы, крестьянские избы с резным убором и изукрашенными предметами домашнего быта… и другие виды разнообразнейшего народного творчества. Новое поколение не должно превратиться в безликую массу, утерять свои национальную особенность и принадлежность.
Вот почему в разработке модели системы этнохудожественного образования учитывается ведущая цель — воспитание человека — патриота родной земли, наследующего лучшие традиции народной педагогики, основанные на высоких принципах морали и этики; формирование духовно-нравственных основ личности через духовные и культурные ценности и традиции народа; воспитание чувства родства со своим прошлым, чувства своей истории, чувства связи с прошлым и грядущим.
В разработке содержания этнохудожественного образования на всех уровнях определяющими являются следующие подходы:
— опора на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, ритуалы, учет этнической идентичности личности — этнопедагогический подход;
— гуманистический подход к воспитанию, признающий человека высшей ценностью в мире;
— признание образования общечеловеческой ценностью — аксиологический подход;
— программно-целевой подход в реализации ценностного содержания базовых знаний и художественно-творческого опыта в духовно-нравственном воспитании учащихся и студентов;
— историко-культуроведческий и искусствоведческий подходы в реализации ценностного содержания образования при рассмотрении явлений искусства как мира целостности, в котором народное и профессиональное искусство взаимодействуют в системе культуры;
— личность педагога, мастера, художника рассматривается как носитель и транслятор национальной культуры и искусства, являющийся примером гражданина, патриота, созидателя и творца.
Параметры содержательной модели этнохудожественного образования определяются нами с помощью выделенных четырех групп базовых единиц эстетических знаний и художественно-творческого опыта.
1. Содержание, раскрывающее специфику художественного образа в народном искусстве: видовой образ, образ-символ, знак, архетипические, концептуальные образы и образ в профессиональном (академическом) искусстве.
2. Содержание, раскрывающее народное искусство как тип художественного творчества, как этническую культурную целостность, которой присущи:
— коллективное начало, традиция — закон развития народного искусства;
— устойчивость тем и образов;
— принципы народного творчества — повтор, вариации, импровизации;
— универсальность языка, понятного всем народам мира;
— всечеловечность духовных ценностей, выражение этнического ядра народной культуры и искусства.
3. Искусство рассматривается как целостность, состоящая из двух культур — народной и профессиональной, находящихся в постоянном взаимодействии. Отсюда в содержании по-новому отражены интеграционные связи различных видов искусств. Народное искусство выступает равноправным компонентом художественно-эстетического образования и восприятия.
Содержание способствует пониманию школьниками необходимости изучать, сохранять и развивать традиции разных народов России. В современных условиях обострения межнациональных отношений эти проблемы стали особенно актуальными.
4. Содержательные аспекты модели раскрываются в разнообразных видах художественно-творческой деятельности:
— ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
— изобразительная деятельность (основы художественного изображения) — графика, живопись, скульптура;
— декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
— художественно-конструкторская деятельность;
— художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Результатом этнохудожественного образования выступает личность, способная к многогранному эстетическому освоению действительности. Проявление качества художественной культуры личности возможно в деятельности, направленной на усвоение социального опыта: участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, вуза, города, села, района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установке на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
Выделенные содержательные параметры модели этнохудожественного образования опираются на общенациональные приоритеты. Особо значимы концепции:
— концепции воспитания учащихся, отвечающие особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления образования (И. А. Амонашвили, Т. И. Бакланова, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. Н. Горецкий, Л. В. Ершова, И. П. Иванов, Л. П. Ильенко, И. М. Ильинский, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, В. В. Сериков, С. Ю. Сенатор, Ю. П. Сокольников, Т. Я. Шпикалова и др.);
— этнопедагогические концепции национальных школ (Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова).
Как справедливо подчеркивает академик Г. Н. Волков, этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность формирования новых обычаев, содействующих воспитанию нового человека. Она делает достоянием педагогов интернациональный опыт многих народов и стран, содействуя превращению эмпирики в коллективный эксперимент, в коллективную мысль, в науку.
Формирование педагога-профессионала нового типа, реализующего свои профессиональные возможности в условиях современной России, обусловлено разработкой педагогических технологий, учитывающих: достижения фольклористики, искусствоведения, музыковедения и смежных наук, а также принципы художественной педагогики и методики в области содержательного изучения проблем народного искусства в системе культуры, обеспечивающих общую методологию этнохудожественного образования. В этой связи наиболее важными представляются такие аспекты: утверждение народного искусства как особого типа художественного творчества; определение форм бытования и развития народного искусства на современном этапе; передовой опыт в разработке научно обоснованной системы содержания и методов освоения народного искусства как равноправного компонента этнохудожественного образования в школе и вузе.
Вариативность содержания этнохудожественного образования на национальной основе обусловлена этническим самосознанием, культурой мастерства, проявлением традиции на уровне регионального, национального и поддерживается предоставлением правовых возможностей создавать свои варианты программ.
Создание педагогических условий для разнообразных видов художественно-творческой деятельности студентов определяется опорой на общие принципы и способы художественной реализации единой духовной сущности во всех областях народного искусства и отечественной художественной культуры:
— народная точка зрения на мир;
— синтетичность в переживании образа;
— народный идеал;
— непреходящие духовные ценности.
Проблемы этнохудожественного образования решаемы при условии успешной реализации следующих задач:
— формирование Государственной общероссийской системы этнохудожественного образования как относительно самостоятельной комплексной системы;
— создание и апробация школьной и вузовской учебно-методической литературы по этнохудожественному образованию;
— обеспечение государственного мониторинга этнохудожественной подготовленности учащихся, студентов и создание динамичной системы диагностического уровня этнохудожественной обученности;
— функционирование государственной системы подготовки педагогов в области этнохудожественного образования и повышение их методического мастерства;
— осуществление задач этнохудожественного образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом, предусматривающим непрерывность и реализацию в рамках единой этнохудожественной образовательной политики, позволяющей осуществлять уровневую и профильную дифференциацию;
— этапность, последовательность этнохудожественного образования и его вариативное моделирование в зависимости от уровня подготовленности субъектов образовательного процесса, а также региональных особенностей его внедрения в практику.
——————————————————————