Педагогическая культура современного преподавателя вуза

(Демидова Л. А.) («Юридическое образование и наука», 2008, N 2)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Л. А. ДЕМИДОВА

Демидова Л. А., ректор Московского гуманитарно-экономического института, доцент, кандидат педагогических наук.

В современной высшей школе существует качественный показатель, характеризующий образовательную деятельность преподавателя, — педагогическая культура. Развернутая концепция педагогической культуры преподавателя высшей школы начала разрабатываться в 80-е годы прошлого века и получила признание со стороны научной и педагогической общественности. Если рассматривать содержание самой концепции, то однозначно можно констатировать, что в ее основу положены идеи гуманизма и гуманитаризации образовательной деятельности преподавателя высшей школы. Изначально разработчики данной проблемы выделили такие ее приоритеты, как человеколюбие, уважение личности, духовную близость к студентам. И тот факт, что большинство преподавателей без какой-либо ломки своих взглядов встретили идеи гуманизации и гуманитаризации образования как свои собственные убеждения, в немалой степени обусловлен результатами проведенных исследований в области педагогической культуры <1>. ——————————— <1> Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М., 1985.

Как научная категория, педагогическая культура развивается и совершенствуется, о чем свидетельствует обоснование ее новых аспектов и структурных компонентов. Прежде всего преподавателю высшей школы целесообразно понимать и представлять педагогическую культуру как достигнутый уровень развития личности педагога, определенную степень овладения им педагогическим опытом высшей школы и учебно-воспитательной деятельности. Педагогическая культура рассматривается не изолированно от других компонентов педагогической деятельности, а в динамике, в качестве высшего этапа педагогического развития преподавателя. Ведь в известном смысле педагогическая культура — это и реальность, и идеал в их диалектическом единстве. Этому процессу предшествует овладение педагогическими знаниями, а впоследствии — и педагогическим мастерством <2>. Такой подход уже на раннем этапе намечает ориентировочную основу действий современного преподавателя. ——————————— <2> Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

Вузовская практика последних лет подтверждает целесообразность выделения в этой деятельности промежуточных целевых установок: последовательное формирование педагогической культуры сначала как общей ориентировки, затем как предмета познания, после чего как норму поведения и деятельности и, наконец, как духовную потребность. В связи с этим овладение преподавателем педагогическим мастерством не означает завершения его профессионального роста. Актуальной задачей выступает культивирование в образовательной среде чувства профессиональной гордости за роль педагогической деятельности в обучении и воспитании студентов. Как доказано жизнью, для педагогов крайне важна разносторонняя профессиональная и педагогическая компетентность, сочетаемая с обостренным чувством нового и устремленностью к образовательным инновациям. Как правило, эта задача решается на двух уровнях: на одном — приобретаются знания по выбранной специальности, на другом — формируются профессиональные умения и навыки, позволяющие преподавателю предлагать и качественно излагать учебные дисциплины, авторские и специальные курсы. В настоящее время в системе высшего образования наблюдается увеличение инновационных педагогических технологий <3>. Инновации характеризуют качественно новый этап в развитии педагогической культуры. Если еще несколько десятилетий назад многие процессы от зарождения конкретной идеи до ее внедрения в образовательный процесс воспринимались как изолированные и автономные действия, то сегодня педагогическая инноватика позволяет видеть их в единстве и этапном развитии, тем самым устраняя разрыв между созданием нововведений и их реальным воплощением в вузовскую практику. ——————————— <3> Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1997.

Перспективной задачей педагогической культуры современного преподавателя является информационная и компьютерная компетентность, так как вузовские условия вносят коррективы в теорию и практику образовательной деятельности, повышают требования к профессорско-преподавательскому составу <4>. ——————————— <4> Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 1999.

Важной чертой преподавателя высокой педагогической культуры становится его право на творческую деятельность, проявление педагогической индивидуальности, умение в сложных образовательных ситуациях находить рациональные решения и алгоритмы <5>. ——————————— <5> Загвязинский В. И. Преподавание как творческий процесс // Вестник высшей школы. 1987. N 7. 22 — 29.

Сложной проблемой высшей школы выступает формирование у преподавателя педагогического предвидения и творческой профессиональной перспективы. В своем педагогическом становлении и развитии преподаватель переходит от процесса накопления педагогических знаний и фактов к процессу их глубокого теоретического осмысления и внедрения в образовательный процесс вуза. Умение современного преподавателя предвидеть и анализировать факты приближает педагогический труд к научному исследованию. Овладение педагогикой и психологией делового общения — одно из современных условий успешности образовательной деятельности преподавателя. Как известно, рыночные отношения проникают во все сферы профессиональной деятельности, в том числе и в вузовскую среду. Независимо от желания, преподаватель вовлекается в управление менеджментом качества профессиональной подготовки студентов <6>. ——————————— <6> Кан-Калик В. А. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях вуза // Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. С. 255 — 272.

Важно формировать у преподавателей стремление и способности решать воспитательные задачи. В этом проявляется гуманизм преподавателя, его доброжелательное отношение к студентам. Основу образовательной деятельности преподавателя должно составлять разностороннее формирование и развитие будущего специалиста, его профессиональных способностей, интересов и склонностей. Процесс формирования и развития педагогической культуры преподавателя многоплановый и включает в себя следующие этапы: 1) педагогическая прогностика будущей педагогической деятельности выпускника вуза и разработка ее модели; 2) формирование основ педагогической культуры будущего преподавателя вуза; 3) определение и внедрение педагогических технологий обеспечения непрерывной педагогической практики, обеспечивающих формирование основ педагогического мастерства и предпосылок к результативной образовательной деятельности в вузе; 4) разработка и реализация программы самосовершенствования молодого преподавателя в конкретном вузе; 5) выполнение требований к образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава; 6) разработка и внедрение инновационных педагогических технологий по эффективному усвоению студентами преподаваемых учебных дисциплин; 7) поиск и внедрение оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания студентов; 8) педагогическое прогнозирование результатов образовательной деятельности и при необходимости их корректировка; 9) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности преподавателя; 10) подготовка и реализация в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования учебных программ и тематических планов преподаваемых учебных дисциплин; 11) совершенствование педагогической технологии организации и проведения учебных занятий; 12) организация и методика самоконтроля за образовательной деятельностью преподавателя; 13) комплексная реализация алгоритма формирования и развития педагогической культуры современного преподавателя вуза. Проведенный анализ научного и прикладного вузовского опыта, а также материалов, изложенных в научных источниках, позволил вычленить важные составляющие процесса формирования и совершенствования педагогической культуры современного преподавателя в высшей школе: 1) обеспечение качества образовательного процесса, результативности преподаваемых учебных дисциплин; 2) формирование у преподавателей идеала преподавателя и педагогической деятельности; 3) определение логики достижения эффективности процесса самосовершенствования преподавателя вуза; 4) усиление мотивации совершенствования педагогической культуры преподавателя; 5) подбор и реализация «педагогического инструментария» самосовершенствования преподавателя вуза; 6) создание эффективных условий для качественной реализации программы формирования и совершенствования педагогической культуры современного преподавателя вуза. Таким образом, реализация современных требований к педагогической культуре преподавателя, выполнение этапов ее формирования и совершенствования являются важными условиями проявления педагогической культуры в высшей школе.

——————————————————————