Образование библиотечных специалистов по работе с детьми и юношеством: каким ему быть в третьем тысячелетии

(Иванова Г. А.) («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 1)

ОБРАЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ЮНОШЕСТВОМ: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

Г. А. ИВАНОВА

Иванова Г. А., профессор МГУКИ, доктор педагогических наук.

Концепция вузовской подготовки специалистов для работы с подрастающим поколением начала активно разрабатываться в 30-е годы XX в. — с самого начала деятельности Московского библиотечного института. В 1934/1935 учебном году из студентов 3-го курса была организована группа детских библиотекарей, а через год Н. К. Крупская вручала дипломы первым выпускникам — специалистам детских библиотек. Так были заложены основы дифференцированной вузовской подготовки детских и школьных библиотекарей. В 1937/1938 учебном году создается факультет библиотечной работы с детьми.

Таблица 1

Факультет библиотечной работы с детьми (1937 — 1953 гг.)

Специальность Квалификации

Библиотековедение Руководители крупных детских детских библиотек библиотек Методисты по работе с детьми и библиографы по детской литературе Преподаватели библиотечных техникумов по специальностям: история библиографии детской литературы, методика работы с детьми

У истоков подготовки детских и школьных библиотекарей стояли крупнейшие специалисты в области библиотековедения и детского чтения: Ф. И. Каратыгин — декан библиотечного факультета; А. П. Бабушкина — редактор журнала «Детская литература», первая заведующая кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми, талантливый педагог и исследователь, автор первых программ по истории детской литературы, хрестоматии и учебника; А. К. Покровский — в 20-е годы заведовал отделом детского чтения в Институте методов внешкольной работы, а в 1942 — 1947 гг. — сотрудник кафедры; И. А. Желобовский — библиотекарь-педагог и издательский работник; Л. Ф. Кон — писатель и критик, автор одного из первых трудов по истории отечественной детской литературы; А. Д. Гречишникова — первый декан факультета библиотечной работы с детьми, позднее, в 1959 — 1966 гг., она заведовала кафедрой, была автором программ для средней школы. Важно отметить, что детские и школьные библиотекари готовились преимущественно как специалисты в области детского чтения, о чем свидетельствует содержание образования.

Таблица 2

Содержание образования детских библиотекарей

Годы Учебные Авторы дисциплины, учебников и программы программ

1939 Программы по А. П. Бабушкина детской литературе

1940 Хрестоматия по Коллектив авторов детской литературе

1948 История русской А. П. Бабушкина детской литературы

1953 Советская А. Д. Гречишникова детская литература

1959 Руководство Н. Н. Житомирова чтением детей В. А. Воронец Н. С. Серова

В науке и общественном мнении утверждалась точка зрения, согласно которой познание студентами литературы для детей, умение ее анализировать, приобщать к ней юное поколение являются основой профессиональной подготовки библиотечных специалистов. В 50-е годы факультет детских библиотек объединился с факультетами библиотековедения и библиографии. Однако благодаря активной работе кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми обучение студентов по специальности «Библиотековедение детских библиотек» продолжалось. Расширялся круг специальных дисциплин. Большой вклад в их разработку внесли З. С. Живова, Н. Н. Житомирова, И. В. Иноземцев, Н. К. Кременцова, Н. Н. Орлова, Г. И. Позднякова, Т. Д. Полозова, Е. Ф. Рыбина, Ф. И. Сетин, И. С. Чернявская и другие ученые Московского и Санкт-Петербургского вузов культуры и искусств. Научно-методическим обеспечением учебного процесса в современный период активно занимаются преподаватели разных вузов — В. А. Аскарова, Т. Н. Артемова, В. А. Бородина, Л. Я. Зиман, Е. О. Матвеева, Т. И. Михалева, И. М. Немчина, Е. Н. Томашева, И. И. Тихомирова и другие. В настоящее время существенно изменилась структура библиотечного образования.

Таблица 3

Структура библиотечно-информационного образования

Специальность «Библиотечно — информационная деятельность»

v

Квалификации > Менеджер информационных ресурсов

> Референт — аналитик информационных ресурсов

v

Библиотекарь — Технолог библиограф, автоматизированных преподаватель > информационных ресурсов

В государственном образовательном стандарте не была утверждена квалификация, предусматривающая подготовку библиотечных специалистов по работе с детьми и юношеством. В рамках квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» предусматривается выделение ряда соответствующих специализаций.

Таблица 4

Образование детских и школьных библиотекарей

Квалификация «Библиотекарь — библиограф, преподаватель»

Специализации

Менеджмент в детско — Организация школьных юношеских библиотечно — < > медиацентров информационных системах

Социология и психология Педагогика детского детского и юношеского < > и юношеского чтения чтения

В рамках квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» готовятся специалисты и для других видов библиотечно-информационной деятельности. Распределение студентов по специализациям осуществляется лишь на 3-м курсе, и зачисляется на эти специализации очень небольшое количество студентов. Поэтому в последние годы значительно сократился выпуск специалистов для детских и школьных библиотек.

Диаграмма 1

Выпуск библиотечных специалистов для работы с детьми и юношеством в МГУКИ

60

50

40

30

20

10

0 1951 2005 2006 2007

Кол-во выпускников

За все годы деятельности Московского государственного университета культуры и искусств подготовлено по всем формам обучения более 7 тыс. специалистов по библиотечной работе с детьми и юношеством, многие из них успешно трудятся во всех краях и областях России и ближнего зарубежья. Крупнейшие библиотеки страны возглавляют выпускники кафедры: Л. М. Жаркова руководит РГДБ, И. Б. Михнова — РГЮБ, А. Н. Верещагина — Ивановской областной библиотекой для детей и юношества. Многие стали директорами библиотек, ведущими специалистами. Самые способные и талантливые студенты становятся аспирантами, докторантами и соискателями кафедры, а затем преподают специальные дисциплины в вузах и колледжах культуры. В настоящее время не иссякает потребность в квалифицированных кадрах для детских, школьных и юношеских библиотек.

Таблица 5

Специалисты юношеских библиотек (по данным исследования И. Ю. Матвеевой)

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004

Численность специалистов 1123 1323 492 275 948

в т. ч. с высшим образованием 819 1067 45 978 712

в % 73 81 77 77 75

в т. ч. со средним образованием 232 242 287 256 203

в % 21 18 19 20 21

Уровень обслуживания юношества во многом предопределяется высококвалифицированными кадрами. В последнее десятилетие, кроме библиотекарей, штаты библиотек пополнили педагоги, социологи, психологи, экологи, искусствоведы и другие специалисты, которым явно необходимы библиотечно-библиографические знания. Негативной тенденцией в кадровом обеспечении является старение кадров. Поэтому актуальная проблема для многих библиотек — планомерное обновление кадров за счет молодых специалистов. В большинстве школ работают специалисты как с высшим специальным, так и педагогическим образованием.

Диаграмма 2

Образование школьных библиотекарей (на примере школ Н. Новгорода, по данным исследования Т. Пантюховой)

50%

40%

10%

Высшее Высшее Среднее педагогическое специальное образование образование образование

На современном этапе информатизации общества, модернизации образования возникает необходимость кардинального пересмотра вузовской подготовки школьных библиотекарей. В заявлении ЮНЕСКО, посвященном школьным библиотекам, констатируется, что они должны быть укомплектованы «сотрудниками с профессиональной квалификацией в области педагогики и библиотечного дела». Отныне в их квалификационные профессиональные требования входит умение обучать различным навыкам обращения с информационными источниками не только учащихся, но и преподавателей. В «Манифесте школьных библиотек» сказано, что «существует набор необходимых знаний, которыми должен обладать каждый библиотекарь, чтобы эффективно развивать библиотечные службы, — это знание информационных ресурсов, библиотечного дела, информационной политики и методики информационного образования».

Таблица 6

Квалификации школьных библиотекарей, представленные в профессиональных докладах на сессиях ИФЛА

Перечень квалификаций

v v v

Информационные Управление Обучение и библиотечные разработки

v v

Внедрение навыков Руководство кругом работы чтения и с информационной стимулирования техникой эффективного пользования

Схема квалификаций свидетельствует о том, что школьные библиотекари призваны обладать солидной теоретической подготовкой, знать образовательную философию, являющуюся основой функционирования школьной библиотеки, и уверенно чувствовать себя в профессиональном качестве. Многие из квалификационных требований носят фундаментальный характер: это комплектование фондов, приобретение и размещение учебных источников, развитие информационных услуг, разработка направлений и программ читательского развития. Эти виды деятельности предполагают углубленное общее знакомство с учебными дисциплинами, знание информационных запросов пользователей и их психологических особенностей, осведомленность об учебном плане и его содержании, равно как и познания и навыки в сфере библиографии. Современным школьным библиотекарям не обойтись также без практических навыков в извлечении информации и знания стремительно меняющихся информационных технологий. В качестве менеджеров они отвечают за планирование и деятельность библиотеки. Получившие профессиональную подготовку и отвечающие перечисленным квалификационным требованиям, школьные библиотекари призваны сыграть исключительную роль в развитии грамотности и образования, предоставлении информации и идей, необходимых для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Новый взгляд на образование библиотекаря-педагога заключается в системе формирования компетентного и мобильного специалиста, способного найти профессиональную, социальную и психологическую нишу в быстро изменяющихся общественных, информационных и технологических условиях. Важно, чтобы в вузе были представлены новые знания. В связи с этим непременной составной частью содержания образования становятся: основы информационных технологий, теоретические и методические основы формирования информационной культуры, информационные ресурсы, библиотечный менеджмент, организация школьных медиацентров и другие, востребованные библиотечными специалистами. В современный период в связи с разработкой нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования чрезвычайно важно сохранить и развивать профессиональную подготовку библиотечных специалистов для работы с детьми, подростками и юношеством. Ученые кафедр предлагают ввести новые специальности, квалификации, специализации. Так, В. А. Бородина обосновывает необходимость подготовки акмеологов и акметехнологов чтения. В. Я. Аскарова ставит вопрос о разработке и внедрении нового образовательного стандарта по специальности «Детско-юношеское чтение» с присвоением квалификации «Специалист по детско-юношескому чтению». Школьные, детские библиотекари — это, конечно, прежде всего, специалисты в области детского, подросткового и юношеского чтения. Об этом свидетельствует и традиционный опыт вузовской подготовки в данном направлении. Эта традиция в сфере высшего образования продолжается и сегодня. Однако сфера деятельности этих специалистов чрезвычайно многогранна, о чем свидетельствуют квалификационные требования. Поэтому давно назрела необходимость введения специальности «Библиотечно-педагогическая деятельность» с присвоением квалификации «Библиотекарь-педагог». Общеизвестно, что работа детского и школьного библиотекаря имеет педагогический характер. В рамках квалификации можно выделять самые различные специализации в соответствии с потребностями библиотек, что позволит выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать предметно-специализированными компетенциями. Динамизм развития университетского образования придает коллективам кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством новые импульсы, иной, более активный, научно обоснованный и инновационный подход в подготовке высококвалифицированных библиотечных кадров для работы с подрастающим поколением.

——————————————————————