Культура и образование в контексте модернизации российского общества
(Ширшикова Т. Е.) («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 2)
КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Т. Е. ШИРШИКОВА
Ширшикова Т. Е., первый заместитель министра культуры Правительства Московской области.
В современном динамично развивающемся мире всемерно повышается значимость образования и культуры. В последние десятилетия социально-экономические реформы, переживаемые нашим обществом, наложили свой отпечаток на работу учреждений культуры и образования, заставили по-новому оценить их роль в современных условиях модернизации и степень их эффективности. Опыт прошедших десятилетий свидетельствует о том, что справиться с современными задачами, вызовами времени, глобальными проблемами современности — экологическими, экономическими, демографическими, политическими и др. — можно лишь путем создания просвещенного, культурного общества. Именно поэтому В. В. Путин отмечал: «России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы…» <1>. ——————————— <1> Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. N 97. 11 мая.
Только культура и образование способны обеспечить поступательное, устойчивое развитие общества, нашу конкурентоспособность и достойное положение в мире. К сожалению, взгляд на культуру и образование как на сферы затратные, неприбыльные продолжает оставаться весьма распространенным в нашем обществе. Но научно доказанным является тот факт, что деньги, вложенные в эти сферы, через несколько лет возвращаются сторицей, поскольку получившие образование сотрудники оказываются высококвалифицированными и обеспечивают более высокую производительность труда. Что же касается работников культуры, получивших высшее образование, то вместе с высоким профессионализмом они несут в широкие слои населения, прежде всего детям и молодежи, идеи гуманизма, толерантности, духовно-нравственные и патриотические ценности, так необходимые нашему обществу сегодня. И это невозможно измерить экономически, не все поддается калькуляции. Культура и образование — это те сферы, которые определяют менталитет и национальное самосознание граждан. Именно на основе великой культуры возможно единение нации, народа, достижение социальной сплоченности и социальной солидарности как интегративного группового поведения. Почему это так важно? Именно потому, что мы стоим перед необходимостью преодоления сепаратистских настроений в обществе, национального, религиозного экстремизма и насилия, криминализации общества и молодежи, антисоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде, засилья квазирелигиозных сект и националистических движений. На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть учреждений культуры и образования, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяют лицо того общества, в котором предстоит жить нам и нашим детям. Поэтому роль учреждений культуры и образования остается весьма существенной. В связи с этим повышаются значимость и структурообразующий характер для Московской области такого учреждения высшего профессионального образования, как Московский государственный университет культуры и искусств. Подмосковью, как и всей России в целом, необходимы современные и высококвалифицированные руководители домов и дворцов культуры, молодежных центров и школ искусств, библиотек, этнокультурных центров, руководители самодеятельных творческих коллективов, библиотечные работники, учителя музыки, хореографы и т. д. Мы, как потенциальные работодатели, заинтересованы в высококвалифицированных кадрах, девизом которых будет «Образование через всю жизнь» — непрерывное освоение профессиональных знаний, высокое качество профессиональной подготовки. Именно такие работники культуры смогут обеспечить полный и равноправный доступ граждан к высоким культурным ценностям, накопленным человечеством, и внести собственный вклад в развитие лучших мировых традиций в образовании, науке и культуре.
——————————————————————