Реализация технологий проектирования и моделирования в региональном развитии народной художественной культуры

(Долженкова М. И.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2007, N 4)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

М. И. ДОЛЖЕНКОВА

Долженкова М. И., профессор Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, доктор педагогических наук.

Тенденции современного развития народной художественной культуры в регионах России имеют свою специфику, обусловленную как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы связаны с особенностями социально-экономического развития регионов: по-разному процессы возрождения и развития народной художественной культуры проявляются в столичных городах и провинции, в регионах-«донорах» и «депрессивных» регионах. На развитие народной художественной культуры особое влияние оказывают национально-демографические и культурно-исторические особенности конкретного локального пространства. К субъективным факторам можно отнести специфику (консервативно сохраняемые направления) региональной культурной политики, содержательные приоритеты в технологиях менеджмента региональной культуры, а также личностные предпочтения руководителей региона и соответствующих органов управления культурой.

В частности, при анализе региональной политики в области возрождения и развития народной художественной культуры в регионах Центрального Черноземья оказалось возможным выделить несколько управленческих подходов, которые, на наш взгляд, можно рассматривать как своеобразные управленческие модели. Среди таких моделей можно выделить следующие варианты позиционирования народной художественной культуры:

— своеобразный бренд региона,

— ведущий компонент развития культуры в регионе,

— один из компонентов регионального культурного развития,

— художественно-творческая активность масс, не нуждающаяся в специальных организационно-управленческих усилиях и решениях.

Близким к идеалу является первый вариант модели, когда администрация региона рассматривает народное художественное творчество как главный ресурс развития культуры. При этом акцент культурной политики ставится на выявление уникальности видов и жанров художественной культуры региона. Это стимулирует организацию активных этнокультурологических и этнографических исследований, которые направлены на поиск, систематизацию и паспортизацию данных. Вступают в действие механизмы маркетинга культурного продукта, достижения в области регионального фольклора и современных видов художественного творчества становятся популярными, их активно распространяют не только на региональном, но и на федеральном и международном уровнях.

Однако реализация этого варианта управленческой модели таит в себе угрозу излишней заорганизованности и отказа от принципа общественно-государственного соуправления этнохудожественными процессами. Под давлением администрации организуется работа, которая ориентирована на создание благоприятного имиджа региона за счет популяризации, рекламы, различного рода PR-кампаний и т. д. Возникает опасность затухания живого творчества и превращения его в «лакированную рекламную картинку», ориентированную только на создание определенного имиджа. Три других варианта управленческой модели менее целостны и целенаправленны и также предполагают не только позитивные тенденции своего развития. Однако более опасен четвертый вариант, который формально провозглашает свободу творчества, а в реальности попустительствует инерционным процессам, что в условиях отсутствия ресурсной поддержки способствует дезорганизации и развалу.

Оптимальным решением проблемы развития этнохудожественных процессов на региональном уровне является разработка и реализация целевых проектов и программ. При этом могут быть использованы два типа проектных стратегий: нацеленная на сохранение ценностей и традиций, т. е. на воспроизводство культуры как целостной и органичной системы, и на внедрение новых культурных норм, ценностей, технологий, инновационных элементов.

В большинстве регионов Центрального Черноземья в настоящее время реализуются комплексные региональные программы этнокультурной направленности, определяющие современную схему формирования региональной культурно-образовательной политики, сочетающие интересы и цели регионального социума, а также учитывающие особенности культуры региона в контексте мировой культуры.

Сравнительный анализ программ различных территорий России позволил выделить два крупных блока подобных программ: 1) по признаку целевых установок: развитие и сохранение культуры и искусства; создание и поддержка многообразных культурно-исторических традиций, связанных с последовательным реформированием социально-культурной сферы; сохранение и развитие культуры и искусства в городе; сохранение и развитие культуры села; развитие национально-региональной системы образования; создание оптимальных условий этнокультурного воспитания молодого поколения в рамках системы дополнительного образования; решение проблем в сфере этнокультурного воспитания в рамках государственной молодежной политики, гражданско-патриотического и нравственно-эстетического воспитания; 2) по признаку приоритетных направлений социально-культурного проектирования: развитие музейного дела; сохранение и развитие историко-культурного наследия исторических городов и населенных пунктов; сохранение и развитие народных художественных промыслов; развитие туризма.

В ходе проведенного в областях Центрального Черноземья опроса, направленного на определение организационно — и социально-педагогических условий проектной модернизации системы этнокультурного воспитания, в котором приняли участие 200 педагогов и 300 родителей, установлено, что проблема этнокультурного воспитания является актуальной в указанных субъектах Федерации, большинство респондентов (87%) считают крайне необходимым введение в учебно-воспитательный процесс программ сохранения и развития традиций народной культуры в среде подрастающего поколения. К наиболее распространенным проектно-педагогическим технологиям сохранения и развития традиций народной культуры были отнесены культуроохранные, исследовательские, образовательные и культуротворческие. Респонденты (72%) указали, что для успешного осуществления процесса сохранения и развития традиций народной культуры необходимо взаимодействие социально-культурных и образовательных учреждений.

Большинство респондентов считают необходимым сохранение и развитие традиций семейного этнокультурного воспитания. Однако, как показало анкетирование, от 57 до 74% родителей оценивают свой уровень подготовки по этнокультурному воспитанию как недостаточный. Следовательно, при разработке и реализации проектов большое внимание должно уделяться организации работы по возрождению традиций этнохудожественной педагогики в семье.

Особенности функционирования и развития народного художественного творчества в каждом из обследуемых субъектов Федерации обусловили актуальность применения подходов социально-культурного проектирования.

В частности, проект, связанный с возрождением отечественных и региональных традиций духового оркестрового исполнительства, был осуществлен в Липецкой области. Его реализация была предварена исследованиями, связанными с проблематикой возрождения традиций отечественной духовой музыкальной культуры и использования их в современном гражданско-патриотическом воспитании молодежи.

Ретроспективный анализ развития региональных традиций исполнительства на духовых инструментах в Центральном Черноземном регионе позволил установить основные этапы данного процесса, а также выявить ведущие формы и содержательную специфику функционирования данного жанра любительского творчества.

В 90-е годы XX в. произошла стабилизация развития духового оркестрового исполнительства, способствовавшая созданию в областях Центрального Черноземья муниципальных духовых оркестров, проведению традиционных праздников духовой музыки, марш-парадов и плац-концертов. Лидером в развитии данного жанра в регионе является Белгородская область: здесь больше всего творческих коллективов, муниципальные оркестры активно работают в каждом районе области, что стимулирует развитие профессионального исполнительства и любительского творчества. Сходные тенденции развития характерны для Воронежской и Тамбовской областей. Сложнее ситуация в Курской области, где наблюдается явная тенденция к сокращению количества духовых оркестров, хотя действует немало детских оркестров при школах искусств.

В ходе социологического опроса, проведенного в областях Центрального Черноземья, выборочная совокупность которого составила 300 респондентов, было установлено, что треть из них рассматривают исполнительство на духовых инструментах как важнейший компонент отечественной музыкальной культуры. Почти половина участников опроса заявили о том, что сталкивались с информацией о деятельности оркестров и дирижеров в регионе в XVIII — XX вв. Почти 40% опрошенных отметили, что духовые оркестры оказывают существенное воспитательное воздействие на современную молодежь и очень важны для развития социокультурного воспитания россиян.

Данные опроса послужили основой для разработки педагогической модели развития гражданско-патриотических качеств молодежи средствами досугового духового оркестрового творчества, базирующегося на региональных традициях музыкальной культуры. При этом основными условиями осуществления гражданско-патриотического воспитания были выдвинуты:

— создание широких возможностей для ознакомления молодежи с произведениями отечественной и региональной культуры и искусства;

— расширение культуротворческих возможностей молодежи за счет активизации деятельности учреждений культуры и использования творческого потенциала регионов;

— концентрация художественных руководителей и других работников культурно-досуговой сферы на раскрытии у учащейся молодежи добровольного желания творчества на благо Родины, повышении личностного художественно-эстетического уровня и нравственном самосовершенствовании на этой основе.

Осуществленное экспериментальное внедрение модели позволило сделать вывод о том, что воспитание на основе традиций духового оркестрового творчества может способствовать формированию гражданско-патриотических и нравственных качеств молодежи.

Еще один проект касался инновационных направлений в развитии народного художественного творчества, в частности, связанных с культурой клубного (социального) танца. Это очень популярное направление танцевальной культуры, характеризующее любительское хореографическое творчество в различных общественно-досуговых и бытовых ситуациях, проявляющийся в институциональных и неинституциональных формах.

Клубный танец прочно вошел в технологии досуга зарубежных стран и России, превратился в широкое инициативное общественное движение, постепенно сложилась довольно мощная инфраструктура данного вида досуговой деятельности.

В Тамбове в 2004 — 2006 гг. был осуществлен проект создания Федерации современного и эстрадного танца, результатом работы которой стала активизация деятельности танцевальных клубов, что позволило провести множество социально-культурных мероприятий (презентации, фестивали, конкурсы). При содействии Федерации организованы и творчески развиваются многочисленные любительские объединения и студии в городах и районных центрах Тамбовской области.

Социологический опрос, осуществленный в Центрально-Черноземном регионе с целью выявления организационно-педагогических особенностей функционирования инфраструктуры клубного танца, выборочная совокупность которого составила 500 человек, позволил установить, что клубный танец является значимым компонентом досуговых интересов современного человека; основным носителем культуры клубного танца является молодежная социокультурная элита. По мнению респондентов, клубный танец выполняет ряд важных социальных функций: духовно-эмоционального познания человеком действительности, телесно-пластического, физического воспитания и совершенствования личности, создания ее более привлекательного образа, стимуляции творческого начала личности, а также коммуникативных и социально-адаптирующих.

Результаты социологического опроса позволили сформулировать важнейшие социально-культурные условия развития клубного танца в современном социуме, к которым отнесены:

1. Обеспечение широкой популяризации и рекламы клубного танца в различных средствах массовой коммуникации, предполагающее создание профильных просветительских и образовательных программ, знакомящих с техникой и манерой исполнения различных стилей социального танца; регулярное информирование о проходящих социально-культурных мероприятиях.

2. Интеграция деятельности образовательных, культурно-досуговых, социальных учреждений в активизации просветительской работы в сфере ритмопластического воспитания и творчества; развитие сети детских и юношеских хореографических коллективов и кружков, студий, школ, клубов, объединение их в единую систему непрерывного хореографического образования и любительского танцевального творчества.

3. Создание региональных ассоциаций и общественных объединений клубного танца, специализированных культурно-досуговых центров, где могли бы встречаться, общаться, соревноваться, обучаться представители различных возрастных групп и танцевальных интересов.

На основе проведенного опроса была разработана региональная педагогическая модель развития клубного танца, которая предполагает учет внешних (макросоциальные процессы) и внутренних (микросоциальные процессы внутри клубного движения) предпосылок, реализацию социального заказа, создание многоуровневых структур клубных организаций (международных, общегосударственных, региональных и локальных), а также образования в сфере клубного танца.

Таким образом, технологии проектирования и моделирования этнохудожественных процессов на региональном уровне позволяют преодолевать негативные тенденции в социально-экономическом развитии и менеджменте культуры, удовлетворять разнообразные потребности регионального социума, возрождать уникальные традиции и осваивать инновационные направления, характерные для развития любительского искусства на международном уровне.

——————————————————————