О. С. Колбасов — великий стратег

(Ибрагимов К. Х.) («Экологическое право», 2007, N 6)

О. С. КОЛБАСОВ — ВЕЛИКИЙ СТРАТЕГ

К. Х. ИБРАГИМОВ

У человечества есть только одна возможность спастись — в корне изменить отношение к природе <1>.

О. С.Колбасов

——————————— <1> См.: Колбасов О. С. Окружающая среда под охраной закона. М.: Знание, 1989. С. 3.

Ибрагимов К. Х., профессор Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор сельскохозяйственных наук.

Когда Олег Степанович Колбасов писал эти приведенные в качестве эпиграфа строки, которые можно признать лейтмотивом всей его научной жизни, экологическое неблагополучие на нашей планете еще не было столь обостренным, как в настоящее время. Эти слова О. С. Колбасова являются особенно актуальными сегодня, когда у некоторых ученых проявляется безудержное стремление увести человечество от истинной причины экологических катаклизмов и перевести стрелку ответственности на солнцегенез. Почти 20 лет назад О. С. Колбасов писал: «Экологический коллапс может стать неизбежным и столь же гибельным для человечества, как и термоядерная война, если развитие науки и техники и использование их результатов, а также само природопользование будут оставаться неконтролируемыми и не будут учитывать экологические требования, вытекающие из объективных законов природы, какими бы соображениями это ни мотивировалось» <2>. В связи с этим он справедливо считал целью охраны окружающей среды «отвести от людей угрозу массовой гибели и гарантировать им благоприятные условия существования и развития на нашей планете». ——————————— <2> Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Международные отношения, 1982. С. 3.

Сегодня общество наконец осознало масштабы противоречий между обществом и природой. Более того, современное российское общество живет в демократической стране, где экологическое инакомыслие не преследуется государством. В 1982 г., когда в нашей стране господствовал идеологический диктат с характерным для него преследованием свободы слова, такое смелое высказывание экологических идей стоило многого, было сопряжено с серьезным риском и известными трудностями. Например, впервые употребленное О. С. Колбасовым в 1972 г. на Пленуме Верховного Суда СССР понятие «экологические правонарушения» не встретило понимания верховных судей, которые в то время еще не были готовы к восприятию нового значения термина «экология» <3>. ——————————— <3> См.: Колбасов О. С. Концепция экологического права // Право окружающей среды в СССР и Великобритании / Под ред. О. С. Колбасова и М. М. Славина. М.: Изд-во ИГП АН СССР, 1988. С. 5.

Как человек высоконравственный и принципиальный О. С. Колбасов делал все, чтобы быть образцом соблюдения принципа научной добросовестности и требовал того же от окружающих ученых-коллег. Ему было чуждо чувство угодничества и чинопочитания, идеологической ангажированности и конъюнктуры. Подтверждением тому является тот факт, что заместителем министра в сфере охраны окружающей среды он был приглашен только в демократической России в середине 90-х годов прошлого века. Как и все мы в тот период, он верил в ельцинские идеи демократизации общества и надеялся в данной должности внести свой вклад в экологическое развитие России. В эффективном решении экологических проблем О. С. Колбасов важнейшее значение придавал праву. При этом право, по его мнению, одновременно должно было выступать и в качестве средства выражения и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, и в роли инструмента управления процессом воздействия людей на природу <4>. Именно в праве он видел возможность обеспечения гарантии защиты экологических интересов как отдельных граждан, так и государств, и даже всего человечества. В своем представлении о будущем экологического права он солидарен с ноосферными воззрениями В. И. Вернадского и делает правильный вывод, что в перспективе люди будут иметь дело с ноосферным правом, хотя в реальной действительности (1988 г. — Авт.) экологическое право выглядит более привлекательным <5>. ——————————— <4> См.: Там же. С. 205. <5> См.: Колбасов О. С. Концепция экологического права // Право окружающей среды в СССР и Великобритании / Под ред. О. С. Колбасова и М. М. Славина. М.: Изд-во ИГП АН СССР, 1988. С. 6.

Уже в те относительно далекие годы О. С. Колбасов предвидел то обстоятельство, что в одиночку страны и народы не справятся с надвигающейся экологической катастрофой, и поэтому был активным сторонником развития, как он любил говорить, «международного механизма природоохранения». Важной задачей последнего, по его словам, было экологическое правотворчество и применение международного экологического права. Данный международный механизм природоохранения, по его мнению, облегчает и ускоряет процесс создания международно-правовых норм, постоянно оценивает состояние права, обнаруживая пробелы в нем и мобилизуя внимание государств на их устранение. Вместе с тем он стоял и на страже исполнения требований международного права. Тонко чувствуя угнетенное состояние природы, четко ориентируясь в ее законах, О. С. Колбасов считал, что единство законов природы предполагает и единство экологических требований и их относительную универсальность на всей планете Земля <6>. Разве не являются эти слова, высказанные в условиях доминирования, как казалось нам всем тогда, незыблемых принципов железного занавеса, предвосхищением сегодняшней ситуации в мире? ——————————— <6> См.: Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Международные отношения, 1982. С. 215.

Подчеркивая несомненное преимущество идеи универсальности экологических приоритетов, он тем не менее делает правильный вывод о том, что каждое государство в силу присущего ему суверенитета имеет возможность соразмерять пределы действия для него норм международного экологического права с внутренними условиями своей страны, в том числе и с содержанием национального права, т. е. никто не может принудить данное государство к принятию неугодных ему международных обязательств и последующему изменению содержания внутреннего права <7>. ——————————— <7> См.: Там же. С. 217.

Придавая праву большое значение в решении назревших экологических проблем, О. С. Колбасов считал, что оно служит важнейшим средством активизации природоохранительной деятельности государств и народов и выступает надежным инструментом управления человеческой историей. Вместе с тем, обладая относительной стабильностью, нормы права, по его мнению, придают общественным отношениям устойчивый характер и помогают людям лучше ориентироваться в жизни и уверенно планировать свою деятельность <8>. ——————————— <8> См.: Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Международные отношения, 1982. С. 221.

К сожалению, все, что в свое время О. С. Колбасов писал о негативах в экологическом управлении и с чем он боролся, сохраняет актуальность и в настоящее время. Сегодня, как и в 80-е гг. прошлого века, превалируют такая же размытость функций управления экологией между разными природоохранными ведомствами и их дублирование, низкий уровень профилактического контроля за соблюдением экологических требований в хозяйственной деятельности, ограниченное участие населения в охране окружающей среды и т. д. <9>. ——————————— <9> См.: Колбасов О. С. Окружающая среда под охраной закона. М.: Знание, 1989. С. 4.

Неоправданная размытость функций экологического управления между многими государственными органами по признаку природообъектной дифференциации (например, федеральные агентства по лесо-, водо-, недропользованию и др.) нарушает принцип единства природы, игнорирует комплексный экосистемный подход в охране природы, предполагающий учет всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всех предметов и явлений в природной среде. Отсутствие системности в экологическом управлении, совмещение функций экологического контроля и эксплуатации природных ресурсов порождают ведомственный потребительский подход к природе, безответственное отношение к вопросам охраны окружающей среды и природопользования, а порой и злоупотребление чиновниками экологических органов своим служебным положением, распыление и неэффективное использование финансовых и материальных ресурсов и в конечном итоге обусловливают крайнюю неэффективность в стране государственного управления охраной окружающей среды. Преодоление системного дисбаланса в государственном управлении экологией на основе формирования скоординированного централизованного механизма управления, являющегося велением времени, возможно только на основе осуществления экологической реформы, которая позволит объединить в единой системе Министерства по охране окружающей среды все разрозненные органы экологического управления и усовершенствовать комплексные инструменты и методы экологического управления. Именно в таком контексте представлял О. С. Колбасов современные контуры государственного экологического управления в своем экологическом завещании <10>. ——————————— <10> См.: Колбасов О. С. Завещание экологам // Экологическое право. 2001. N 3.

Важнейшим фактором оздоровления окружающей среды О. С. Колбасов считал совершенствование культуры природопользования, т. е. воспитание населения в духе бережного отношения к природе, развитие многообразия форм его участия в природоохранном деле. Как он отмечал, население не может быть безучастным в мероприятиях по охране окружающей среды, поскольку природа не только является источником его жизни и материального богатства, но и служит гарантом здоровья, радости и счастья, притом не только его нынешнего, но и последующих поколений. Неоценимым достоинством научных достижений О. С. Колбасова является его междисциплинарный подход в формировании экологического права как отрасли науки и учебной дисциплины. В его видении экологическое право представлялось как комплексная правовая сфера, взаимодействующая с различными отраслями права в целостной правовой системе страны <11>, как интегрированная отрасль российского права, отвечающая потребностям современного исторического этапа развития общества <12>. ——————————— <11> См.: Колбасов О. С. Вступительная статья к книге: Бехер К., Воден Л., Боккариус Г. и др. Охрана окружающей среды в ГДР: Очерк природоохранительного права / Пер. с нем. Н. Г. Прудковой. М.: Прогресс, 1986. С. 7. <12> См.: Колбасов О. С. Концепция экологического права // Право окружающей среды в СССР и Великобритании / Под ред. О. С. Колбасова и М. М. Славина. М.: Изд-во ИГП АН СССР, 1988. С. 8.

——————————————————————