Управление юридическим образованием в СССР в годы Великой Отечественной войны
(Кодинцев А. Я.) («Юридическое образование и наука», 2008, N 1)
УПРАВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
А. Я. КОДИНЦЕВ
Кодинцев А. Я., зав. кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.
Война негативно сказалась на развитии юридического образования в СССР. В тот период система юридической подготовки сохранялась в том виде, как она сложилась в середине 30-х годов XX в. Юридические институты и школы в основном подчинялись наркоматам юстиции, а юридические факультеты университетов — Всесоюзной комиссии по делам высшей школы (ВКВШ). Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений, были приняты в конце 30-х годов. Отличие от довоенного периода заключалось в постепенном упадке юридического образования. В годы войны управление юридическим образованием оставалось важнейшей функцией органов юстиции СССР. В то же время управление ослабло. Штат Управления учебными заведениями (далее — УУЗ) НКЮ СССР был сокращен в два раза. К концу войны он составлял 15 человек (до войны — 30). Работа управления заключалась в организации приема студентов, проведении ревизий, разработке программ, подборе кадров и т. д. В годы войны Управлением руководил Красногорский Н. М., а затем — Денисов А. И. В 1942 г. нарком издал 7 приказов по образованию, в 1943 г. — 11, в 1944 г. — 25 (из 69!), в 1945 г. — 9. Коллегия наркомата рассматривала вопросы по образованию в 1943 г. 4 раза, а в 1945 г. уже 17 раз! После долгой борьбы нарком юстиции СССР Рычков Н. М. добился передачи в ведение НКЮ СССР Ташкентского юридического института, и в конце войны Наркомату напрямую подчинялись четыре института. Пять других институтов по-прежнему подчинялись НКЮ республик. Несмотря на это, НКЮ СССР назначал напрямую директоров институтов, минуя наркоматы республик. Так, за годы войны сменилось несколько директоров Свердловского юридического института. Деятельность всех юридических учебных заведений координировал отдел экономических и правовых вузов ВКВШ. В конце войны работа УУЗ активизировалась. Зимой 1943 — 1944 гг. НКГК СССР проверил четыре юридических института, 2 школы и ВЮЗИ. После этого проверки институтов участились. НКЮ СССР регулярно проверял свои институты. Вновь обострились конфликты в среде московских преподавателей. Московская профессура во главе с Пионтковским и Стальгевичем выступила против навязанного им УУЗом НКЮ СССР малокомпетентного директора Московского юридического института (далее — МЮИ) Шелымагина. После серии жалоб была организована солидная комиссия вместе с представителями ЦК ВКП(б), НКГК СССР, СНК СССР, прокуратуры, ВКВШ. Итоги ревизии обсуждались 6 и 7 февраля 1945 г. на расширенной коллегии НКЮ СССР. По рекомендации ЦК ВКП(б) было принято решение о примирении и «совместном устранении недостатков». Работа МЮИ неоднократно обсуждалась на коллегии НКЮ СССР <1>. ——————————— <1> Работа юридических институтов // СЗ. 1945. N 3. С. 40; ГАРФ, ф. А-259, оп. 6, д. 1503, л. 54 — 57; ф. Р-5446, оп. 43а, д. 3903, л. 10; ф. Р-9492, оп. 1, д. 117, л. 24 — 75.
УУЗ НКЮ РСФСР было сокращено осенью 1941 г. до 3 человек, а затем ликвидировано. В 1942 г. в составе управления кадров был создан отдел подготовки и переподготовки кадров, который состоял из одного работника. В июле 1943 г. Управление было восстановлено (штат 7 человек). В его составе действовали отдел юридических вузов и школ и сектор заочного обучения и курсов. Во главе управления встал Левин Б. М. В годы войны Наркомат юстиции РСФСР выпустил около 50 приказов по юридическому образованию. Учебные вопросы обсуждались на коллегии Наркомата. Восстановленное Управление уже летом 1943 г. провело комплексную проверку юридических заведений, расположенных в Саратове (Юридический институт и школа) и в Свердловске (Юридический институт, школа и ЦЗЮШ). Был восстановлен контроль над выполнением плана приема в вузы и школы. Вновь начался подбор преподавателей. Во второй половине 1943 г. Управление обследовало Красноярскую, Иркутскую, Ивановскую, Горьковскую и другие правовые школы. Управление открывало школы, закрытые в 1941 г. Отделы подготовки и переподготовки кадров других наркоматов пришли в полный упадок и фактически не функционировали <2>. ——————————— <2> ГАРФ, ф. А-259, оп. 3, д. 908, л. 285; ф. А-353, оп. 13, д. 59, л. 105 — 110.
Война негативно сказалась на развитии высшего юридического образования. Планы, разработанные до войны, было невозможно выполнить. В первые дни войны были объединены 1-й и 2-й юридические институты. Казанский и Ташкентский институты были выселены из своих зданий. Были закрыты Минский и Харьковский институты, юридические факультеты западных университетов. МЮИ был объединен с Юридическим институтом прокуратуры и эвакуирован в Алма-Ату, где объединился с Алма-Атинским институтом. Юрфак МГУ был эвакуирован в Свердловск, ЛГУ — в Саратов. Все университеты Украины были объединены в Украинский университет (с юридическим факультетом) и эвакуированы в Кзыл-Орду. Факультет Ростовского университета был эвакуирован в город Ош. В марте 1942 г. из голодного Ленинграда был эвакуирован в город Балашов Ленинградский юридический институт (далее — ЛЮИ). В сентябре 1942 г. в связи с наступлением немцев ЛЮИ был эвакуирован в город Джамбул (Казахстан). Вскоре ЛЮИ был формально объединен с МЮИ. Алма-Атинский, Ленинградский и Московский институты совместно составили 1-й государственный юридический институт. Итак, осталось всего 4 юридических института. Перестали работать аспирантуры юрвузов. Многие преподаватели старались попасть в Саратов и Свердловск и уклонялись от эвакуации в Среднюю Азию. Несмотря на хаотичную обстановку, УУЗ НКЮ СССР выполнило план набора студентов на 1941/1942 учебный год. Но удержать студентов, естественно, было невозможно. Срок обучения в институтах был снижен с 4 до 3 лет. В конце 1941 и в начале 1942 г. были проведены государственные экзамены, и студентов досрочно выпустили с 4-го курса. Российские институты показали прекрасные результаты на экзаменах, а среднеазиатские институты — очень плохие. Часть студентов демонстрировала слабое знакомство с законодательством. Некоторые студенты обнаруживали отсутствие элементарных навыков в составлении процессуальных документов и совершении процессуальных действий. Весь выпуск институтов составил в 1942 г. всего лишь 426 человек (в 2 раза ниже, чем в 1940 г.). Число студентов быстро сокращалось. Если в 1941 г. было около 5700 студентов, то в 1942 г. — уже 2607. Чтобы остановить падение числа студентов, СНК СССР и ЦК ВКП(б) выпустили 5 мая 1942 г. Постановление, обязывающее вузы стабилизировать число обучающихся. При вузах организовывали личные подсобные хозяйства. Допускалось обучение очников, одновременно работавших неполный рабочий день в других организациях <3>. ——————————— <3> Красногорский М. Готовить кадры юристов темпами военного времени // СЗ. 1941. N 7/8. С. 3; Очередные задачи юридических институтов // СЗ. 1942. N 13/14. С. 16 — 17; Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М., 1976. С. 95; Хорохорин М., Рясенцев В. Юридические институты в дни ВОВ // СЗ. 1941. N 7/8. С. 16 — 17; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 50, л. 7 — 9.
В эвакуации вузы работали с перебоями. Они потеряли часть студентов. Формально многие студенты были переведены в разряд экстернов. МЮИ за 1941 — 1943 гг. выпустил только 250 юристов (большинство — в 1941 г.). В институте осталось только 15% студентов. Студенты строили оборонительные укрепления под Москвой, убирали урожай в Казахстане, строили ГЭС в Алма-Ате. За короткое время нахождения в Средней Азии московская и ленинградская профессура помогла местным институтам встать на ноги и повысить квалификацию своих сотрудников. В 1944 г. в Ташкентском институте работало 16 преподавателей из местных национальностей. Несколько человек защитили диссертации. В институте обучалось 307 узбеков (в 1932 г. — 34). А всего обучалось 520 студентов. В 1943 г. в Свердловском институте обучалось 389 студентов, в Саратовском — 278. В 1942 г. при сокращении планов приема число абитуриентов выросло. В двух оставшихся российских институтах при плане приема 200 студентов было принято 360. В 1943 г. во всех юридических институтах формально числилось 4192 студента. При этом сохранялся высокий отсев. Только в первом семестре 1942/1943 учебного года из юридических институтов выбыло 919 студентов. В итоге к концу 1943/1944 учебного года обучалось 3802 студента. В Ташкентском институте из 173 студентов 1-го курса на сессию явились 78 человек, на 2-м курсе из 52 человек — 12. В годы войны, естественно, возрастает значение Военно-юридической академии (далее — ВЮА). С 1939 по 1947 г. академия выпустила 70 работ по военному праву. В стенах академии работали известные юристы С. А. Голунский, Карев, Л. Е. Лунев, М. С. Строгович, С. С. Студеникин. Ученые пропагандировали идею создания военного права. В августе 1943 г. в ВЮА был вновь восстановлен 4-летний срок обучения. Академия комплектовалась офицерами не старше 35 лет с командирским, судебным или политическим стажем не менее 2 лет, имеющими полное общее образование, окончившими военное училище и обладающими хорошим здоровьем. Состав ВЮА комплектовался Главным политуправлением Красной Армии через военные советы фронтов и округов. ВЮА включала основной и военно-морской факультеты (с 1943 г.), а также различные курсы. Студентам не преподавали земельное, колхозное право, Особенную часть гражданского права. Административное, финансовое право и гражданский процесс преподавали поверхностно. Таким образом, военюристов целенаправленно готовили к рассмотрению только уголовных преступлений. Кроме юридического образования, осуществлялась политическая и военная подготовка. Только в 1941 — 1942 гг. академия выпустила 3000 человек, из них 700 выпускников основных факультетов <4>. ——————————— <4> Берлин Л. Б. Советская военно-юридическая литература за 30 лет // Труды ВЮА. Вып. 8. М., 1948. С. 132; Зарянов И. М. Подготовка военных юристов // Ученые записки ВИЮН. Вып. 4. М., 1945. С. 26 — 28; История советского государства и права Узбекистана. Т. 3 (1937 — 1958 гг.). Ташкент, 1968. С. 235; Камилов К. Национальные кадры Узбекской ССР // СЗ. 1945. N 3. С. 42; Шелымагин И. Московский государственный юридический институт в 1943/44 учебном году // СЗ. 1944. N 3/4. С. 10 — 11; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 50, л. 102; ф. Р-9492, оп. 1, д. 78, л. 180 — 182.
Летом 1943 г. началась реэвакуация. ЛЮИ и МЮИ возвращаются в столицы. Осенью 1943 г. был произведен набор студентов в ХЮИ (Харьков). Осенью 1944 г. начался прием в Минский юридический институт. К концу войны функционировало 9 юридических институтов системы НКЮ. В 1944 г. был восстановлен 4-летний срок обучения в институтах. МЮИ активно восстанавливал свои корпуса, библиотеки, лаборатории, общежитие, столовые. В 1944 г. в институте работали 66 преподавателей, в том числе такие известные ученые, как Пионтковский, Перетерский, Юшков. Всего 14 докторов наук и 26 кандидатов. Занятия в МЮИ начались с 1 по 15 октября 1943 г. Большинство студентов успешно сдавали экзамены. Восстанавливается аспирантура. Но поначалу защит было очень мало. Возобновилось проведение научных сессий. В феврале 1944 г. впервые за многие годы была проведена Всесоюзная научно-методическая конференция преподавателей криминалистики. Создаются научные кружки. В 1944/1945 учебном году число студентов в МЮИ достигло 1800 студентов, что было существенно больше, чем до войны. К концу года обучалось 1569 студентов и 36 аспирантов. Число преподавателей достигло 130 (до войны — 95). В то же время погоня за увеличением числа студентов привела к массовому набору посредственной молодежи. После многочисленных скандалов вокруг МЮИ НКЮ СССР озаботился нуждами института и выпросил у СНК СССР 1 млн. руб. на нужды института. Были расширены штаты, проведен ремонт, повышены ставки преподавателей. План приема в институты в 1944 г. составил 2060 студентов. Общее число студентов институтов в 1945 г. достигло 6550 человек. Рост числа студентов был связан с возросшей активностью НКЮ СССР после проверки конца 1943 — начала 1944 г. С этим же была связана возросшая научная активность. Методический совет НКЮ СССР (с лета 1944 г. — Научно-методический совет) утвердил основные положения, которыми руководствовались институты при составлении планов НИИ. 18 февраля 1944 г. СНК СССР утвердил Положение о научно-исследовательской деятельности вузов. Эта деятельность должна была включать в себя проведение исследований, разрешение научных проблем, выполнение научных работ, подготовку монографий и т. д. Вузы составляли ежегодные научные планы. Сводный план научных работ утверждал нарком <5>. ——————————— <5> К новому учебному году // СЗ. 1945. N 8. С. 25 — 26; Москаленко Г. Научно-исследовательская работа юридических институтов // СЗ. 1944. N 3/4. С. 8 — 9; Работа юридических институтов // СЗ. 1945. N 3. С. 40; Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 67 — 68; Шелымагин И. Московский государственный юридический институт в 1943/44 учебном году // СЗ. 1944. N 3/4. С. 10 — 11; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 78, л. 214, 240; д. 93, л. 112.
НИИ органов юстиции пришли в упадок. ИП АН СССР в июле 1941 г. эвакуировался в Ташкент. В годы войны институт возглавлял Трайнин. ВИЮН был эвакуирован в Чкалов. Его руководителем оставался Голяков И. Т. Институты сосредоточились прежде всего на военной тематике. В ВИЮН была организована военная секция, которая разрабатывала военно-уголовное право. Работники института помогали работникам военной юстиции. Были организованы секции гражданского права и административного права. В мае 1942 г. институт провел третью научную сессию. В целом же активность институтов уменьшается. Прекратился набор аспирантов. В первые годы войны в ВИЮН были защищены только две докторские диссертации, в ИП АН СССР — четыре. Выпуск новых учебников почти прекратился, в основном переиздавались старые. На коллегии НКЮ СССР 14 июля 1943 г. начальник УУЗ Наркомата Денисов и нарком Рычков подвергли работу ВИЮН жесткой критике <6>. ——————————— <6> Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М., 1976. С. 75 — 76, 114 — 134; Ошерович Б., Утевский Б. Двадцать лет деятельности ВИЮН // СЗ. 1945. N 8. С. 20 — 25; Прянишников Е. А., Божьев В. И., Самощенко П. С. ВНИИСЗ (краткий очерк развития) // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 13. М., 1968. С. 170, 172; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 80, л. 125.
Последствием заседания коллегии стали разработка и принятие нового Положения о ВИЮН (старое действовало с 1938 г.). Принятое 31 августа 1943 г. Положение более подробно регламентировало деятельность института. В частности, на ВИЮН были возложены широкие функции, некоторые из них выходили за пределы научных и учебных задач. Так, ВИЮН, помимо разработки отдельных отраслей права и составления учебных пособий, должен был обобщать судебную практику органов юстиции, составлять пособия для судей и выполнять иные задания НКЮ СССР. В осуществлении этих функций ВИЮН не только готовил монографии и учебники, организовывал сессии, публиковал доклады, но и разрабатывал материалы практики и систематизировал законодательство СССР и республик. Таким образом, на институт возлагались не только научно-учебные функции, но отчасти полномочия органов судебного управления и кодификации. Правда, в смысле рабочей силы соответствующих отделов Наркомата. Институт состоял из секций уголовного права, уголовного процесса, гражданского права и процесса, трудового права, государственного и административного права, военного права, библиотеки, бюро и хозчасти. Структуру, смету и штаты утверждал НКЮ СССР. ВКВШ утверждала старших научных сотрудников института и состав ученого совета. В 1943 г. институты реэвакуировались. Их деятельность активизируется. Так, в ВИЮН в 1939 — 1945 гг. было защищено 80 кандидатских и докторских диссертаций. Большинство — до войны и в конце войны. Был возобновлен прием аспирантов и восстановлен довоенный уровень сотрудников. В конце войны в ВИЮН было защищено 6 докторских диссертаций <7>. ——————————— <7> Ошерович Б., Утевский Б. Двадцать лет деятельности ВИЮН // СЗ. 1945. N 8. С. 22; Прянишников Е. А., Божьев В. И., Самощенко П. С. ВНИИСЗ (краткий очерк развития) // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 13. М., 1968. С. 162 — 168; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 78.
Особенно сильно пострадало высшее заочное юридическое образование. Выпустив в 1941 г. лишь 251 студента, ВЮЗИ прекратил работу. Только в октябре 5 филиалов института приступили к работе. Коллегия НКЮ СССР в ноябре 1941 г. обязала УУЗ восстановить филиалы. Но в течение 1942 г. заочное образование переживало упадок. В том году ВЮЗИ выпустил всего лишь 160 студентов. Учебные планы не выполнялись. Количество выполненных письменных работ составляло 10% от плана. Многие студенты числились годами. Даже с 1934 года! Учет филиалов был в хаосе. Было неизвестно, сколько фактически обучается заочников, сколько отсеялось, не внесло платы. Директора филиалов не присылали отчеты. Взносы платили 15 — 20% студентов. Занятия постоянно срывались. Начальники УНКЮ и наркомы юстиции республик пытались снять директоров филиалов ВЮЗИ. Постепенно ситуация стабилизировалась и началось восстановление ВЮЗИ. Число филиалов института к январю 1943 г. достигло 17, а к 1945 г. — 27. В том числе филиалы организовывали в освобожденных областях, в Киеве, Минске, Симферополе, Кишиневе, Риге. В 1942/1943 учебном году было принято 1979 студентов, в 1943/1944 учебном году — 2363, в 1944/1945 учебном году — 3945. Выпуск составил в 1943 г. 200 студентов, в 1944 г. — 330, в 1945 г. — 500. Общее число студентов в 1944 г. составляло 5550, а в 1945 г. достигло якобы 10000 человек, но фактически около 8000. Резкое увеличение числа студентов обострило старые проблемы заочного образования. В городах, где не было юридических институтов, не хватало преподавателей. Разъездных преподавателей было недостаточно. Не хватало учебников. Осенью 1944 г. директора 20 филиалов были вызваны в Москву, где отчитались о проделанной работе и получили указания. В конце войны было обревизовано 16 филиалов <8>. ——————————— <8> Высшее юридическое заочное образование // СЗ. 1945. N 7. С. 18 — 20; Кожевников М. В. История советского суда. М., 1948. С. 357; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1, д. 68, л. 422; д. 78, л. 69 — 70.
Среднее юридическое образование в начале войны продолжало сокращаться. Многие юридические школы были выселены из своих помещений и оказались в тяжелом положении. В 1942 г. в РСФСР осталось 16 наиболее устойчивых правовых школ. В их числе можно выделить Московскую юридическую школу во главе с бывшим начальником отдела адвокатуры Кожевниковым М. В. В том году школы выпустили всего лишь 400 слушателей. Всего в СССР выпустили чуть более 1000 специалистов. Уже в 1943 г. началось восстановление среднего образования. В том году число школ РСФСР выросло до 20, а летом 1944 г. в СССР было уже 28 школ. В 1944 г. по Постановлению СНК СССР от 12 июня 1944 г. были восстановлены школы в Ленинграде, Ростове-на-Дону и закрыты в Астрахани, Архангельске и Иванове. Кроме школ РСФСР, на Украине были восстановлены школы в Харькове, Одессе и Киеве. В других республиках существовало по одной школе. Соответственно увеличиваются планы приема слушателей. Планировалось принять в 1944 г. 4090 учеников. В 1943 г. в школах России обучалось 1080 учеников. В 1943 г. в РСФСР на первый курс было зачислено 1923 слушателя и общее количество учеников достигло 2862, в Узбекистане — 276. Правда, вскоре многие были отчислены. В 1944 г. в СССР учились 2647 человек <9>. ——————————— <9> История советского государства и права Узбекистана. Т. 3 (1937 — 1958 гг.). Ташкент, 1968. С. 235 — 236; ГАРФ, ф. А-259, оп. 5, д. 2123, л. 23 — 54; ф. А-353, оп. 13, д. 47, л. 151 — 152; д. 50, л. 102; д. 59, л. 111; оп. 16, д. 47, л. 166; ф. Р-9492, оп. 1, д. 102, л. 544.
В 1944 г. работа школ активизировалась, что было связано с упомянутой проверкой. 12 июня 1944 г. вышло Постановление СНК СССР о реорганизации юридических школ. Вводится отбор лиц, направляемых в юридические школы по путевкам УНКЮ и прокуратуры. Минимальный возраст учащихся мог составить 23 года. Школы были ориентированы на подготовку народных судей, районных и городских прокуроров, их помощников и народных следователей. Выпускники школ больше не могли рассчитывать на юридическую работу более высокого ранга. При этом работники органов юстиции предпочитали брать на работу выпускников школ, а не вузов. Это происходило по нескольким причинам. Во-первых, в школах учились, как правило, лица, уже работающие в органах юстиции. Во-вторых, образовательный уровень юристов вполне соответствовал степени подготовки выпускников школ. Малограмотные начальники не терпели подчиненных с высшим образованием. В-третьих, преподавание в школах было практически ориентированным и в большей степени отвечало примитивным потребностям советской юстиции, чем опасные теоретические знания, которые получали молодые юристы в вузах. Руководители органов юстиции, на словах всячески приветствуя повышение образовательного уровня своих работников, в то же время тихо выдавливали молодых дипломированных специалистов из правоохранительной системы. По инициативе НКЮ РСФСР СНК РСФСР принял Постановление, по которому школы должны были быть обеспечены учебными помещениями, общежитиями, оборудованием, топливом, постелями, посудой и бумагой. УУЗ НКЮ СССР организовывало семинары для повышения квалификации преподавателей школ. В конце войны возобновился выпуск учебников. В 1945 г. выходит серия актов, регулирующих деятельность школ. 13 марта было принято Положение об экзаменах в юридической школе, 2 апреля — Правила приема в юридические школы, 3 мая — Положение об экстернате при юридических школах. Введение экстерната, по сути, должно было узаконить фактическое положение с обучением. Большинство слушателей не имели возможности посещать занятия, и экстернат был единственным выходом в такой ситуации. Такая модель вводилась еще в 1940 г., но тогда не прижилась <10>. ——————————— <10> Русаков Г. Накануне нового учебного года в юридических школах // СЗ. 1944. N 9/10. С. 28 — 30; Сборник приказов и инструкций Министерства юстиции СССР. 1936 — 1948 гг. М., 1949. С. 117 — 118.
Среднее заочное юридическое образование с началом войны пережило катастрофическое падение. Накануне войны в заочных школах обучалось почти 10000 слушателей. В 1941 г. было принято только 41% слушателей от плана. Серией приказов НКЮ СССР были закрыты консультационные пункты школ в западных районах СССР. В 1941 г. из 25 директоров школ сменился 21. Центральный аппарат школы в ноябре 1941 г. был эвакуирован в Свердловск. Учебный год начался в декабре. Только в ЦЗЮШ РСФСР было закрыто 20 консультационных пунктов и отсеялось, по отдельным данным, 6100 слушателей (по другим — около 1200 человек)! Сессия 1941/1942 учебного года не проводилась. В последующем школы превратились в конвейер по приему толп абитуриентов и по отсеву тысяч слушателей при маленьких выпусках. В первом полугодии 1942 г. из ЦЗЮШ ушло еще около 800 слушателей, большинство — в РККА. Слушателей не отчисляли за невзнос средств. К 1 июля 1942 г. в ЦЗЮШ училось 3447 человек (на 2-м курсе — 556), которые обучались в 34 консультационных пунктах. Многие слушатели, как обычно, учились годами. Например, народный судья Башкирии Алимов учился в ЦЗЮШ с 1934 г. <11>. ——————————— <11> ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 34, л. 213 — 215; д. 50, л. 102; д. 52, л. 7, 22; д. 59, л. 112 — 115; д. 73, л. 64; ф. Р-9492, оп. 1, д. 48, л. 16 — 19; д. 117, л. 174.
В 1942 г. в ЦЗЮШ зачислили 2854 заочника. На 1 января 1943 г. в школе числилось 6875 учащихся, а фактически училось 4734. Открывается еще 14 пунктов. Учебный план выполнили лишь 20% учащихся, и школу в том году окончили 142 ученика. Производится новый набор, и число учеников в 1944 г. достигает 5437 человек. Общее количество учеников в СССР, с учетом набора 1944 г., достигло летом 1944 г. 6950 человек, которые обучались в 7 заочных юридических школах. Профанация заочного образования была настолько очевидной, что правительство решило реорганизовать систему заочного образования. Эта реорганизация также стала частью всеобщей реорганизации системы юридического образования, проведенной в 1944 г. 21 сентября 1944 г. выходит Постановление СНК РСФСР «О переподготовке судебно-прокурорских работников». ЦЗЮШ РСФСР и консультационные пункты ликвидировались. В УУЗ НКЮ РСФСР создавался отдел заочного обучения. Консультационные пункты (46) и заочники передавались в подчинение юридическим школам. Постановление обязало народных судей, членов областных судов, работников НКЮ РСФСР, имеющих образование не ниже 7 классов, в течение 2 лет закончить заочные отделения юридических школ. Работники, не имеющие 7-летнего образования, должны были закончить их экстерном и получить образование в объеме юридической школы в течение 3 лет <12>. ——————————— <12> Басавин И. А. О недостатках в работе народных судов и органов НКЮ РСФСР // СЗ. 1945. N 10. С. 20; ГАРФ, ф. А-259, д. 2130, л. 2 — 4, 22; ф. А-353, оп. 13, д. 50, л. 102; оп. 16, д. 47, л. 71, 166; ф. Р-9492, оп. 1, д. 102, л. 54.
Обстановка военного времени с ее постоянными миграциями объективно способствовала возобновлению и развитию мобильной курсовой подготовки юристов. Количество курсов увеличивается, время их работы сокращается. С июля 1942 г. НКЮ РСФСР организовал в ряде городов России 2-, 4-, 6-месячные курсы. Но они были сорваны. В последующие годы курсы в основном набирали 50% от плана. Эвакуированные наркоматы проводили курсы, готовя работников юстиции для освобожденных районов СССР. Так, НКЮ УССР и БССР проводили в 1942 — 1943 гг. курсы в Куйбышеве для судебных работников. НКЮ Литовской ССР организовал в декабре 1942 г. в Чкалове курсы для судебно-прокурорских работников Литвы. В феврале 1944 г. такие же курсы были проведены в Горьком. С ноября 1944 г. курсы действовали уже в Вильнюсе <13>. ——————————— <13> История государства и права БССР. Т. 2 (1937 — 1970 гг.). Минск, 1973. С. 262; Лякас А. Основные черты истории советского суда в Литве (1918 — 1958 гг.): Автореферат. Вильнюс, 1962. С. 18.
Пережив упадок в начале войны, система юридической подготовки юристов испытала подъем в 1943 — 1945 гг. Этот подъем, как и рост количественных показателей в 1939 — 1940 гг., был исключительно экстенсивным. Он заключался в неумеренном и поспешном раздувании кадров, штатов учебных заведений. Соответственно, уровень подготовки специалистов был невысоким. К тому же многие выпускники юридических учебных заведений по-прежнему избегали работать в органах юстиции и пополняли хозяйственные или государственные организации. Экстенсивное развитие вновь и вновь заводило образование в тупик. Это показывали проверки, проводимые в 1944, 1946 гг. В конечном счете после войны руководство страны сначала забрало основные юридические заведения у наркоматов юстиции, а после и вообще резко сократило объем юридического образования.
——————————————————————