Юридическое образование в СССР в послевоенный период. Управление. Часть 1
(Кодинцев А. Я.) («Юридическое образование и наука», 2008, N 2)
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. УПРАВЛЕНИЕ. ЧАСТЬ 1
А. Я. КОДИНЦЕВ
Кодинцев А. Я., зав. кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.
В послевоенный период система юридического образования пережила новый экстенсивный рост. Количество органов управления юридическим образованием увеличилось. В 1944 — 1946 гг. МЮ СССР вяло пыталось выполнить постановление СНК СССР и улучшить состояние с юридическим образованием в стране. Однако Министерство не имело реальных ресурсов для исправления ситуации. После дискредитации министра Рычкова руководство СССР сочло, что он не может обеспечить рост числа учащихся, и решило отнять у Министерства ряд учебных заведений. В мае 1946 г. в состав Министерства высшего образования (далее — МВО) СССР были переданы все юридические институты и ВЮЗИ. Восьмого июня 1946 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) «Об улучшении руководства управления учебных заведений и его укомплектовании». Десятого июля 1946 г. управление (далее — УУЗ) было реорганизовано в Управление юридических школ и курсов (УЮШК) в составе отделов юридических школ и юридических курсов. В 1946 г. Управление пропаганды и агитации и Управление кадров ЦК ВКП(б) проверили состояние юридического образования. Комиссия констатировала неудовлетворительное состояние с правовым образованием. Большая часть выпускников школ и вузов были непригодны к работе. Комиссия составила явно преувеличенные выводы, которые включали утверждения, что «МЮ СССР пренебрегала образованием», «коллегия МЮ ни разу не заслушивала институты». За пять лет ни одна юридическая работа не получила Сталинской премии. В науке царил застой. Комиссия предлагала резко увеличить массовый набор в учебные заведения, передать институты в МВО СССР. Канадский ученый Питер Соломон проанализировал содержание и возможности реализации планов по увеличению выпусков юристов. Пятого августа 1946 г. члены комиссии представили Жданову проект постановления. 28 августа проект был рассмотрен Оргбюро ЦК. Сформирована новая комиссия в составе сотрудников этих управлений и руководителей органов юстиции. Согласно проекту постановления вводилась определенная образовательная квота для лиц, замещающих те или иные посты в органах юстиции. Оргбюро затем утвердило окончательный проект. Пятого октября 1946 г. вышло соответствующее Постановление ЦК партии <1>. ——————————— <1> Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 328 — 331; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 50а. Д. 4180. Л. 100; РГА СПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 419. Л. 58 — 62.
Октябрьское Постановление ЦК ВКП(б) «О расширении и улучшении юридического образования в стране» отметило, что юридическое образование поставлено неудовлетворительно. Не организована подготовка юристов для работы в международном праве, для работы в административных органах. В большинстве юридических институтов работали слабые преподавательские кадры. В средние юридические школы МЮ принимались лица, не имеющие среднего образования. Выпускники школ слабо подготовлены для работы в органах юстиции. Переподготовка юристов была плохо организована. Рычков (по мнению авторов Постановления) не принял необходимых мер. Совершенно запущена научная работа. ВИЮН и ИП АН СССР не подготовили и не выпустили в свет за 40-е годы серьезных работ по юриспруденции. Не были подготовлены и не издавались учебники по важнейшим юридическим наукам. В юриспруденции отсутствовала научная критика. Количество аспирантов было крайне невелико. Восточные институты совершенно не имели профессоров и докторов права. Все выпускники аспирантур оседали в Москве и Ленинграде. Согласно Постановлению МВО СССР должно было увеличить с 1947 г. контингент приема на первые курсы юридических факультетов университетов до 2500 студентов и юридических институтов до 3500 студентов (в три раза выше, чем в 1946 г.). В течение трех лет должны были быть открыты юридические факультеты в Ростовском, Томском, Харьковском, Одесском, Среднеазиатском и Белорусском университетах. Для юридических институтов разрабатывался новый учебный план, предусматривавший подготовку юристов широкого профиля. МВО СССР и научные институты должны были в срок до 1 сентября 1947 г. подготовить и издать ряд учебников по праву. МВО и МЮ СССР должны были увеличить прием аспирантов до 200 человек в год. Расширялась сеть заочного образования. МЮ СССР должно было организовать с 1947 г. высшие курсы усовершенствования юристов с годичным сроком обучения. Также предлагалось организовать 9-месячные курсы для повышения квалификации судей, прокуроров и следователей в ряде городов СССР. Повышались требования для лиц, поступающих в средние юридические учебные заведения. Впоследствии сотрудники управлений ЦК неоднократно проверяли исполнение Постановления. Постановление предполагало резко увеличить выпуск советских юристов. По точному выражению Соломона, Постановление ЦК превратило юридическое образование в важнейшую задачу для органов юстиции. Были составлены планы получения образования разными категориями работников <2>. ——————————— <2> Министерство юстиции России за 200 лет (1802 — 2002). Историко-правовой очерк. М., 2002. С. 230; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 328 — 331; О расширении и улучшении юридического образования в стране // Социалистическая законность. 1946. N 11 — 12. С. 13 — 14.
В декабре 1946 г. состоялся актив работников юстиции, который обсудил Постановление ЦК ВКП(б). Рычков констатировал неудовлетворительное состояние с юридическим образованием. Участники актива критиковали работу юридических учебных заведений. В том числе они указали на неудовлетворительное состояние правовых школ. Работники школ призывали перестать принимать лиц с незаконченным средним образованием. Хронически не хватало учебников во всех вузах и школах. Так, в ленинградской школе один учебник приходился на 6 — 8 учащихся, 10 комплектов кодексов — на 370 слушателей. В ряде школ учебников не было вовсе. Преподавание права в школах практическими работниками преподносилось как вредное. Констатировалось крайне неудовлетворительное состояние школ и низкое качество преподавания. Актив предложил своего рода компромисс между МЮ и МВО СССР. В том числе предлагалось создать при МВО СССР Совет по высшему юридическому образованию с участием представителей МЮ СССР и Прокуратуры СССР, ввести в приемные комиссии представителей органов юстиции. МВО СССР в конечном счете эти предложения не приняло и заняло обособленную позицию по отношению к органам юстиции. С 1947 г. работники органов юстиции требовали возвратить институты в ведение МЮ СССР. Тлел постоянный конфликт между МВО СССР и МЮ СССР. Например, выпускников юридических школ дискриминировали при поступлении в высшие юридические учебные заведения. В свою очередь, руководители органов юстиции стремились не принимать на работу выпускников вузов <3>. ——————————— <3> Актив работников юстиции // Социалистическая законность. 1947. N 2. С. 7 — 12; За расширение и улучшение юридического образования // Социалистическая законность. 1946. N 11 — 12. С. 15 — 17; Из доклада министра юстиции СССР Н. М. Рычкова на совещании актива работников юстиции 20 декабря 1946 г. // Социалистическая законность. 1947. N 2. С. 1 — 6; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 328 — 331; ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 13. Д. 589. Л. 7.
В 1947 — 1948 гг. Прокуратура СССР и МЮ СССР активно реализовывали Постановление ЦК. Но прежде всего — в той его части, которая касалась кадровых вопросов. Из-за изъятия высших учебных заведений МЮ СССР стало выпускать меньше руководящих указаний. Например, в 1946 г. МЮ СССР выпустило 15 приказов по образованию, в 1947 г. — только семь. После 1946 г. МЮ СССР более ответственно подошло к оставшимся учебным заведениям (школам). 21 февраля 1947 г. вышел Приказ N 4, который определил план подготовки и переподготовки кадров судебных органов на 1947 — 1950 гг. Выпускались приказы об итогах приема в юридические школы, о расширении и улучшении юридического образования, о подготовке школ к новому учебному году и т. д. План подготовки и переподготовки кадров на три года (от 21.02.1947) предполагал довести долю народных судей, имеющих высшее образование, до 40%, среднее образование — до 46%, членов областных судов — до 65 и 28% соответственно, членов верховных судов — до 86 и 12%, оперативных работников УМЮ — до 65 и 27%, оперативных работников МЮ республик — до 84 и 14%. Таким образом, общее число судей и работников юстиции с высшим образованием должно было достигнуть к 1950 г. 51%, со средним образованием — 38%. Согласно номенклатуре, утвержденной 11 февраля 1947 г., МЮ СССР назначало директоров юридических школ. МЮ республик назначали заместителей директоров школ, бухгалтеров школ, директоров республиканских НИИ. Общее управление оставшимися учебными заведениями осуществляло УЮШК МЮ СССР во главе с Г. Я. Зайдиным (начальник управления в 1947 — 1948 гг.). С 1947 г. МЮ СССР и Прокуратура СССР ежегодно издавали приказы о подготовке к поступлению в учебные заведения, о ходе учебы в них. Они жестко обязывали местных руководителей беспрекословно предоставлять заочникам отпуска на период сессий. Итоги обучения обсуждались на оперативных совещаниях. Так, Генеральный прокурор СССР К. П. Горшенин организовал при Прокуратуре СССР группу экстернов МЮИ. Лица, не выполнявшие учебные планы, понижались в должности, нерадиво относящиеся к учебе — отчислялись. Наиболее последовательно эту линию проводила прокуратура <4>. ——————————— <4> Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. XX век. 1937 — 1953 гг. М., 2001. С. 311 — 312; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 152. Л. 149; Оп. 1а. Д. 487. Л. 40 — 47.
Во время ревизии 1948 г. Горшенин поставил вопрос (и Мехлис с ним согласился) о передаче в МЮ СССР юридических институтов. Кафтанов (министр высшего образования) резко выступил против. По его мнению, возвращение институтов в МЮ распылит управление юридическими вузами. В 1948 г. в УЮШК работало 13 оперативных работников. Для повышения роли управления новый нарком Горшенин возвратил управлению старое название — УУЗ. Министерство в рамках своей компетенции еще более активно занималось своими школами. Количество приказов по образованию увеличивалось. 26 ноября 1947 г. вышел Приказ МЮ СССР N 34 «О мероприятиях по улучшению среднего заочного юридического образования». 20 июля 1949 г. коллегия МЮ СССР рассмотрела вопрос о состоянии среднего заочного юридического образования, издан Приказ МЮ СССР от 29.07.1949. 15 мая 1950 г. МЮ СССР приняло Положение о курсовых экзаменах, зачетах и государственных экзаменах в юридических школах. В 1948 — 1949 гг. УУЗ МЮ СССР (начальник в 1948 — 1952 гг. С. Бордонов) подготовило 16 методических писем и пересмотрело программы. В 1949 г. МЮ СССР провело ревизии 19 школ, в 1950 г. — почти всех учебных заведений. УУЗ давало указания школам, минуя МЮ республик. В 1950 г. управление организовало аттестацию преподавателей. Аттестация была проведена поверхностно <5>. ——————————— <5> Тодорский Ю. За улучшение среднего заочного юридического образования // Социалистическая законность. 1949. N 9. С. 15; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 50а. Д. 4180. Л. 48 — 50; ГАСО. Ф. Р-1574. Оп. 1. Д. 149. Л. 97; Д. 172. Л. 48 — 49; Д. 173. Л. 9 — 13.
После передачи институтов в МВО СССР было создано главное управление юридических вузов во главе с Г. Федькиным, с 1952 г. Лапиным. Общей политикой управления стало согласование деятельности институтов и юридических факультетов. В институтах расширилась общетеоретическая подготовка. Управление активно строило здания, оснащало учебными материалами свои учебные заведения. Однако выполнить Постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. в полной мере оно не могло. В 1952 г. министр высшего образования СССР Столетов пытался переложить ответственность за провал Постановления 1946 г. на МЮ СССР. В том числе Министерство упрекалось в том, что не был распределен 481 юрист. За 1947 — 1951 гг. Прокуратура СССР и МЮ СССР выполнили план приема в вузы на 68%. Органы юстиции РСФСР недополучили из МЮ СССР и МВО СССР 1482 специалистов с высшим юридическим образованием. В ответ Горшенин обвинил МВО СССР в невыполнении постановления правительства о разработке правил приема в юридические вузы. Большинство выпускников не могло быть использовано в органах юстиции. В Закавказье юристов готовили больше, чем надо. Горшенин предлагал ликвидировать школы и увеличить наборы в вузы, создать Всесоюзную юридическую академию <6>. ——————————— <6> ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 15. Д. 1. Л. 154 — 156; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 749. Л. 8 — 11.
Партия осуществляла партийный контроль над учебными заведениями. До 1948 г. вузами и школами управляло Управление (отдел) агитации и пропаганды ЦК. В его составе в августе 1948 г. был создан сектор науки, в котором работала группа по философии, логике и праву (3 человека). Также существовал сектор школ и сектор вузов. В нем работала группа университетов и гуманитарных вузов (4 человека). 30 декабря 1950 г. из отдела агитации и пропаганды ЦК выделился отдел науки и вузов. В его составе действовал сектор общественных наук и сектор университетов и гуманитарных вузов. С 3 июля 1952 г. был создан отдел философских и правовых наук и вузов ЦК. В его составе — подотдел правовых наук, подотдел философских и юридических вузов. Зачастую отдел координировал свои действия с административным отделом ЦК. Например, в I-м квартале 1953 г. два отдела подготовили предложение о распределении кадров с высшим юридическим образованием, внесли предложения об улучшении работы журнала «Советское государство и право». Отдел философских и правовых наук проверил работу Института права (далее — ИП) АН СССР по выполнению Постановления ЦК ВКП(б) от 05.10.1946, рассмотрел новые учебные планы, заслушал управление МВО СССР о ходе подготовки программ, учебников и учебных пособий для вузов <7>. ——————————— <7> Шебанов А. Ф. Юридические высшие учебные заведения. М., 1963. С. 70; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 133. Д. 290.
МЮ СССР и Прокуратура СССР осуществляли «общее» руководство образовательными учреждениями. Повседневным управлением занимались министерства юстиции республик и отчасти республиканские прокуратуры. После войны в большинстве МЮ республик отсутствовало УУЗ. Например, в 1946 г. в МЮ УССР действовал сектор подготовки и переподготовки кадров. В большинстве других министерств работал один консультант по образованию. УУЗы были восстановлены в 1945 г., но уже в 1946 г. вновь ликвидированы. УУЗ сохранился только в МЮ РСФСР. После изъятия из ведения МЮ РСФСР институтов УУЗ был реорганизован в отдел юридических школ и курсов (далее — ОЮШК). Начальником УУЗ МЮ РСФСР в 1946 — 1947 гг. был И. Д. Ситников, в 1947 — 1949 гг. — М. П. Сабилло, в начале 50-х годов — Д. Н. Смирнова. МЮ РСФСР в 1946 г. выпустил три приказа по образованию, в 1947 г. — 8, в 1948 г. — 9, в 1949 г. — 8, в 1950 г. — 19, в 1951 г. — 7, в 1952 г. — 10, в 1953 г. — 5. В 1948 г. коллегия МЮ РСФСР 22 раза рассматривала вопрос о работе школ. Вопросы об образовании коллегия МЮ РСФСР обсуждала восемь раз в 1953 г. Например, приказ МЮ РСФСР/прокурора РСФСР N 10 от 10.02.1948 предписал проводить производственную практику учащихся, как правило, в местах нахождения юридических школ, в участках народных судов и прокуратурах. Директора представляли в МЮ РСФСР списки мест проведения производственной практики. В то же время итоги ревизий школ редко обсуждались на коллегии МЮ. ОЮШК не организовал семинары. Проводились слабые ревизии. ОЮШК не имел контакта с педсоветами и предметными комиссиями <8>. ——————————— <8> ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 6. Д. 6350. Л. 63; ГАСО. Ф. Р-1574. Оп. 1. Д. 110. Л. 17 — 18; Д. 150. Л. 51 — 53.
В конце 40-х — начале 50-х годов Министерства юстиций республик все больше внимания обращали на работу школ. 14 ноября 1948 г. было принято Положение о консультанте-методисте и инспекторе-методисте Управления Министерства юстиции РСФСР». Ими могли быть назначены лица с высшим юридическим образованием и с опытом педагогической работы. Назначал и увольнял их МЮ РСФСР. Методист проводил работу по приему работников МЮ на заочные отделения школ, ВЮЗИ и курсы, контролировал выполнение учебного плана, организовывал работу очных групп, учебные сессии, консультации, обеспечивал явку учащихся, составлял индивидуальные учебные планы, подыскивал помещения, снабжал учебниками, взимал оплату. В 1950 г. методист также стал проверять работу народных судей по формированию библиотеки, разрабатывал планы проведения производственной практики судей. Первого октября 1949 г. Приказом МЮ РСФСР было утверждено методическое письмо об организации самостоятельной работы учащихся заочных отделений юридических школ в период между сессиями. Основные формы работы с заочниками сводились к контролю, проведению инструктивно-методических бесед, проведению консультаций, рецензированию работ. Письмо предполагало мелочную опеку над заочниками. Ее должны были осуществлять методисты. Консультант должен был проводить с ними беседы, помогать работать над первоисточниками, изложить правила составления конспекта и т. д. Первого февраля 1950 г. вышли Методические указания МЮ РСФСР «О проведении консультаций для учащихся юридических школ по юридическим дисциплинам». Тщательно расписывалось, что педагог должен делать с учащимися. В 1950 г. вышло письмо сектора подготовки и переподготовки кадров МЮ УССР «О работе предметных комиссий». Она включала в себя планирование, проверку качества преподавания, методическую работу, проверку заочных отделений <9>. ——————————— <9> ГАСО. Ф. Р-1574. Оп. 1. Д. 150. Л. 24 — 30, 33 — 35; Д. 172. Л. 6 — 11, 14 — 21.
В 1950 г. прошли сплошные проверки школ. Были направлены подробные письма с анализом недостатков и путей их устранения. При первых признаках свертывание юридического образования управление учебными заведениями было ослаблено. Во 2-м полугодии 1952 г. ОЮШК МЮ РСФСР не обревизовал ни одной школы. На многие грубые ошибки отдел не реагировал. Не изучались протоколы педсоветов и предметных комиссий. Так же себя вел и отдел подготовки и переподготовки кадров МЮ УССР <10>. ——————————— <10> Иванова В. Задачи юридических школ и курсов в новом учебном году // Социалистическая законность. 1953. N 8. С. 25; ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 13. Д. 173. Л. 20.
Вскоре после войны Управления МЮ (далее — УМЮ) стояли вне системы образования. МЮ периодически обязывали их помогать учащимся. Но, не имея специальных работников, УМЮ уклонялись от этой обязанности. Наконец, в 1946 г. были введены консультанты-методисты и инспекторы-методисты по заочному образованию. Методисты следили за повышением образования работников юстиции в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г., вели учет заочников, принуждали учиться. В 1946 г. в Курганской области заочным образованием был охвачен 61 человек. В 1947 г. в Свердловской области заочным юридическим образованием был охвачен 151 человек, в том числе 70 учились в ВЮЗИ, 81 — в заочной школе. Задолжавших заочников вызывали в УМЮ для дачи объяснений. Если в 1945 — 1947 гг. юристов, саботировавших обучение, вызывали для объяснений, то с 1948 г. их стали увольнять. Для того чтобы отчислить заочников, было необходимо согласие начальника УМЮ и областного прокурора. На оперативных совещаниях УМЮ обсуждались итоги сессий, ревизоры проверяли, как заочники работали над выполнением плана. В УМЮ по Вологодской области в 1949 г. вопросы заочного образования обсуждались пять раз. В БССР в начале 50-х годов проходили совещания консультантов-методистов. Значительная часть УМЮ устранилась от такого контроля. Консультантов-методистов использовали не по назначению — то как ревизоров по нотариату/адвокатуре, то как консультантов по обобщению судебной практики, то как консультантов-кодификаторов. Вопросы о заочном образовании редко обсуждались на оперативных совещаниях УМЮ <11>. ——————————— <11> ГАКО. Ф. Р-903. Оп. 1. Д. 117. Л. 21; ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 13. Д. 88. Л. 64; ГАСО. Ф. Р-1574. Оп. 1. Д. 150. Л. 48 — 50; Д. 173. Л. 119, 121; ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 43. Д. 171. Л. 25.
Экстенсивный и взрывообразный рост всех видов юридического образования в послевоенный период был спровоцирован Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. Для обеспечения правоохранительных органов квалифицированными кадрами была развязана настоящая образовательная кампания. Поскольку рост был слишком резким, подготовка была плохо организована, кадры получали формальное образование. Были подготовлены десятки тысяч юристов. Получившие высшее юридическое образование стремились уйти в доходные юридические сферы, в промышленность и в адвокатуру. Органы юстиции в основном пополнялись лицами со средним юридическим образованием.
——————————————————————