Реформы в сфере культуры как показатель позитивных изменений в образовании

(Ратникова Г. К.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2008, N 1)

РЕФОРМЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ

ПОЗИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Г. К. РАТНИКОВА

Ратникова Г. К., министр культуры правительства Московской области.

Период постсоветского развития отечественной культуры характеризуется глубокими изменениями, касающимися всех сфер общественной жизни. Демократические преобразования изменили духовный мир человека, эстетические и нравственные устои личности и общества в целом.

Опыт работы в сфере культуры на региональном уровне в условиях проведения реформ — ответственный этап в период становления рыночной экономики, особенно когда реформы плохо продуманы и некоторые их последствия губительны для культуры. Есть основания утверждать, что в Московской области критическая черта пройдена, и теперь главная задача — научиться работать в условиях рынка, действовать разумно в соответствии с требованиями закона. Эту позицию полностью поддерживает губернатор Московской области Б. В. Громов.

В настоящее время происходит интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. Проблемы и перспективы этого этапа развития образования рассматриваются на различных семинарах, конференциях, симпозиумах. Следует отметить, что в Российской Федерации созданы все предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс:

— действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования. Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования создали возможность сопряжения на первых-третьих курсах программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором студентом траектории обучения;

— развернуты эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц. Их внедрению в учебный процесс способствует расширение дистанционного обучения, стимулирование самостоятельной работы студентов;

— в России активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, формируются внутривузовские системы управления качеством образования.

Следует обратить внимание на важнейшие вопросы, связанные с вхождением России в мировое образовательное пространство, при реализации программы модернизации отечественной системы высшего профессионального образования с учетом перспективы вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, а также положений Болонской декларации и сопровождающих ее документов (в качестве научной базы выступает Московский государственный университет культуры и искусств):

— обеспечить доступность для граждан и студентов зарубежных стран информации о российской системе образования, о структуре квалификаций, дипломов и о процессах модернизации высшего профессионального образования в России;

— разработать предложения по оптимизации состава и структуры перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (в Московском государственном университете культуры и искусств) с учетом необходимости интеграции России в общеевропейское и мировое образовательное пространство;

— активизировать взаимодействие с министерствами (ведомствами) Российской Федерации по расширению практического признания квалификации (степени) «бакалавр» на предприятиях, в учреждениях и организациях конкретных отраслей. Согласовать с Минтрудом России работу по сопряжению квалификационных требований к специалистам с высшим профессиональным образованием в отрасли с квалификационными характеристиками, содержащимися в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров;

— разработать методологию модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования;

— разработать рекомендации по формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования следующего поколения с использованием зачетных единиц в МГУКИ;

— разработать систему выпускных документов, совместимых с общеевропейским «Приложением к диплому (Diploma Supplement)», и инструкцию о порядке заполнения дипломов и приложений к ним на основе зачетных единиц в МГУКИ;

— экспериментально отработать процедуры сертификации образовательных программ в России как важнейшего аспекта системы обеспечения качества высшего профессионального образования, совместимой с международными процедурами оценки качества;

— поддержать инициативу российских вузов по развитию интеграционных процессов, содействующих академической мобильности.

Следует отметить, что в социально-культурной сфере, в экономических отношениях происходят фундаментальные ценностные преобразования в русле глобальной тенденции усиления роли культуры в мире как базового регулятора человеческой деятельности, мотивирующего социальные изменения, что требует подготовки управленцев новой формации и финансового обеспечения.

Для современного управления в сфере культуры необходимы модернизация кадрового ресурса отрасли, создание системы государственного влияния на процесс сохранения, воспроизводства и совершенствования кадрового потенциала в сфере культуры и искусства: разнообразие типов менеджеров — от профильных специалистов новых профессий (в сфере рекламы, пиара, консалтинга и т. п.) до пассионарных лидеров, объединяющих черты предпринимателей, общественных деятелей, политиков.

Чтобы быть на высоком уровне развития во всех отношениях, в новых социально-экономических условиях учреждениям культуры России необходимы руководители нового типа, сочетающие достоинства профессионала в определенной отрасли культуры с качествами талантливого менеджера. Также нужны высококвалифицированные кадры, поддержка местной власти, меценатов.

Министерство культуры Московской области и Московский государственный университет культуры и искусств объединяют профессиональные интересы, географические границы, осознание общей миссии служения российской культуре. 11 декабря 2003 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры Московской области и Московским государственным университетом культуры и искусств. Направления сотрудничества: подготовка кадров (целевые наборы студентов для организаций культуры по заказу губернатора области), научные исследования, организация культурно-массовых и научно-организационных мероприятий. В 2006 г. заключен государственный контракт на обучение тридцати пяти человек — молодежи Подмосковья — творческим специальностям. В дальнейшем планируется обучение специальностям социально-культурной деятельности и менеджмента.

3 июня 2006 г. на встрече с выпускниками Московского государственного университета культуры и искусств Борис Громов сказал: «Ни в каком обществе прогресс невозможен, если нет культуры. Когда размышляешь о жизни, то приходишь к выводу, что это счастье для страны, когда есть такие вузы, как Московский государственный университет культуры и искусств; ведь, несмотря на то что основой всего является экономика, без духовности, без культуры невозможно добиться ничего».

——————————————————————