Право — феномен культуры
(Сидорова Е. В.)
(«История государства и права», 2007, N 2)
ПРАВО — ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Е. В. СИДОРОВА
Сидорова Е. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.
Фундаментальным свойством культуры является полиморфизм, каждая форма реализуется в том или ином многообразии фигур. Культурная форма — это совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация и атрибуция. Понятие культурной формы относится к культурным образцам — материальным продуктам человеческой деятельности, продуктам духовного символического производства — результатам всей целеориентированной деятельности человека, а также распространяется на технологии, способы, методы, нормы и др., посредством которых осуществляется всякая социальная практика людей. Культурная форма предстает в своем становлении инструментом, способом исследования культуры и участия в ней.
Форма есть возможность структуры. Формы существования права предстают как возможность его элементов. Элементы структуры права обладают свойством системности, поэтому есть основание полагать, что и формы существования права находятся в системном единстве.
На формы существования права накладывает отпечаток правовая действительность, которая не тождественна правовой жизни, под последней мы уже понимаем все формы существования права. Формы существования права обнаруживает само право. Специфика права в его полезности. Это может означать и произвол, и нарушение договора, и противозаконность, если только это на пользу народу.
Право как культурный феномен носит помимо группового и индивидуальный характер. Как мы можем говорить об индивидуальной культуре человека, так мы можем говорить и об индивидуальном праве, о праве человека не в собирательно-декларативном, а в разделительном смысле. В культурной плоскости право обращено к человеку, а не только направлено на него. С философско-правовой точки зрения право в своей действительности есть то, что существует в имманентности для человека как его атрибут. Человек оказывается правовым существом, т. е. существом, которому право присуще по его природе.
В культурном аспекте все многообразие форм, видов, уровней равно актуально, проявлено, хотя им придается и неодинаковое значение. Эта целостность, скорее, не осознанная, а фактическая, воспроизводящаяся на уровне «коллективного бессознательного».
В праве как в культурном явлении накопление количественных характеристик ведет к качеству. Первична временность, постепенность, длительность, которая сгущает разнородное и множественное в прочное единство, в целостность. Право как культурное явление консервативно. Культура есть стабилизирующее начало в социальном динамизме права, в правотворчестве и правовой практике.
Когда право целенаправленно воспроизводится во всем своем многообразии, тогда оно предстает в целом как культурный феномен, как правовая культура общества. Развитие права, его привитие обществу, окультуривание общества правом и окультуривание самого права — процесс, связанный с актуализацией в общественной практике, государственной политике, общественном сознании как можно большего числа слоев права, придание всем слоям должной значимости. Не следует думать, что совершенствование юридической сферы общественной жизни посредством улучшения законодательства или правоохраны, посредством системы поощрений и наказаний, распространения действия механизмов правовой регуляции на новые и новые виды общественных отношений — что все это способно существенным образом не только повысить уровень правовой культуры общества, но и придать правовым средствам организации социальной жизни большую эффективность, оправданность, правильность. Только если эти усилия вплетены в практику окультуривания правовой жизни, тогда качество действительного права может меняться.
——————————————————————