Сущность процесса юридизации отношений современного общества

(Дубинина Е. Н.) («История государства и права», 2008, N 10)

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ЮРИДИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Е. Н. ДУБИНИНА

Дубинина Е. Н., адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, лейтенант милиции.

В процессе исторического развития и эволюции общества, дифференциации общественных связей зарождаются новые отношения и неизбежно встает вопрос об их значимости для всего социума. Многосторонняя деятельность людей, отношения, возникающие между ними, поведение каждого члена общества и действия отдельных социальных групп требуют определенного упорядочения, регулятивного воздействия. Цивилизация выработала множество различных способов, обеспечивающих жизнедеятельность общества, одним из которых является юридизация. Упорядочить отношения можно с помощью всех социальных норм, однако правовой статус можно придать только посредством юридических норм, посредством их узаконивания. Цивилизация стремится гармонизировать человеческие отношения, найти способы и методы такого их регулирования, которые, с одной стороны, предоставляли бы возможность каждому индивиду свободно осуществлять свои интересы, а с другой — обеспечивали бы совместное осуществление различных интересов. История знает времена, когда не было ничего юридического. На определенном этапе развития социума появляются юридические нормы и механизмы их исполнения. Более того, начиная с этапа Нового времени и особенно в Новейшее время происходит юридическое упорядочение общественной жизни. Следует здесь отметить, что роль и значение в общественной жизни различных социальных регуляторов в историческом аспекте не являются постоянными и повсеместно одинаковыми. Напротив, в истории человечества были периоды, когда сама государственная деятельность определялась требованиями некоторых социальных норм, например религиозных. Так было в Средневековье, когда в обществе верховодило представление о божественном происхождении самого государства. Так происходит сегодня в некоторых мусульманских странах, где ислам является государственной религией (это происходит не только в мусульманских странах, но и в странах с господством иных религий, и сегодня можно наблюдать картину, когда государственная власть свою деятельность связывает с религиозными началами). Что же касается тоталитарных и иных недемократических государств, то здесь зачастую наблюдается излишнее возвышение юридических норм, т. е. тех правил поведения, которые устанавливаются самим государством или им поддерживаются. В истории человечества было и есть немало государств, где отдельные неюридические социальные регуляторы (например, религиозные) запрещались или запрещаются юридическими законами. Общество — это сложная совокупность разнообразных социальных отношений, нуждающихся во внутреннем упорядочении в целях обеспечения выживания человека как вида. В настоящее время происходит вполне закономерный процесс дифференциации и усложнения общества. Следствием этого выступает тенденция все более динамичного развития и изменения механизма регулирования существующих, усложняющихся и появившихся общественных отношений. Социальный порядок устанавливается в обществе в результате действия разнообразных механизмов: во-первых, воздействия «стихийных» регуляторов, представляющих собой непосредственное проявление естественных законов природы и общества (демографические процессы, инфляционные ожидания, стихийные бедствия); во-вторых, действия социальных регуляторов. Социальное регулирование есть влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью такого воздействия на социальные процессы, которое обеспечивало бы упорядоченность и стабильность существования социума. Поэтому объектом социального регулирования является человек и его внешнее поведение в конкретной ситуации. Можно сказать, что социальное регулирование — это субъективный процесс упорядочения общественных отношений путем подчинения их определенным правилам. Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в рамки, целенаправленно. Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей. Каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от этапа развития общества, уровня его внутренней организованности. Такая мера тем значительнее, чем сложнее общественные отношения, чем выше социально обусловленная необходимость. Регулирование связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей. В процессе регулирования формируются все более относительно обособленные регулятивные механизмы. Необходимо ответить, что по мере развития социальной жизни происходят изменения качества регулирования, усложнение и совершенствование регулятивных механизмов — процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности экономического развития, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость выражения и обеспечения социальной свободы. «Назначение нормативно-регулятивной системы — поддержание общественного порядка, обеспечение такой согласованности в действиях людей, которая обеспечивала бы их максимально эффективное взаимодействие для осуществления своих потребностей. Нормативно-регулятивная система общества, как всякая система, несет в себе избыточность, обусловленную необходимостью поддержания достигнутой упорядоченности социальных связей в условиях быстроразвивающегося общества» <1>. ——————————— <1> Догадайло Е. Ю. Право и социальные нормы: опыт системного анализа // Проблемы государственного строительства и права. Часть 2 / Под общ. ред. Г. В. Мальцева. М., 2002. С. 14.

Непосредственно во власти государства право только в одной его форме — это юридическое право, являющееся средством государства. Государство регулирует общественные отношения посредством юридического права. Это наиболее простой и строгий способ упорядочения общественной жизни. Государственное (юридическое) право проистекает из самого существа государства. Оно формируется и развивается таким образом, чтобы иметь целенаправленный, организованный, потенциально результативный характер; во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю позитивного права как нормативного институционного образования — регулятора. Правовое регулирование с помощью норм юридического права всегда осуществляется посредством своего «инструментария», особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы, в рамках определенных типов, «моделей» юридического воздействия на общественные отношения. Здесь мы сталкиваемся с границами права, иначе говоря, с границами правового регулирования общественной жизни, с границами (пределами) юридизации отношений в современном обществе. Нижняя граница — это личная жизнь человека, куда право не вмешивается, например нравственность. Правоведы считают, что в настоящее время мы сталкиваемся и с верхней границей правового регулирования. То есть это слишком сложные общественные отношения, чтобы к ним было применено право с его формальностью, процедурностью, всеобщностью и т. п. Если рассмотреть, например, церковное право или адвокатскую этику, то для регулирования этих сфер в терминах общего права нам бы пришлось вводить столько оговорок, столько квалифицирующих признаков, что такое правовое упорядочение данных отношений стало бы неэффективно, бесполезно. Думается, что можно выделить две сферы, где право перестает быть верховным регулятором, и два соответствующих критерия. Первый — это специфичность и сложность общественных отношений (например, церковные отношения, адвокатская, врачебная деятельность). Второй — это степень важности отношений для социальной системы. Здесь одного права становится мало, и для адекватности регулирования этих отношений требуются и другие социальные регуляторы. Вторжение юридического права в обозначенные сферы и будет свидетельствовать нам о нарастающей тенденции юридизации общественных отношений. Роль государства в контексте правовой системы общества в первую очередь проявляется в том, что оно непосредственно «создает» юридическое право и обеспечивает его выполнение. Юридическое право доминирует над всеми остальными формами ввиду того, что регулирует наиболее важные сферы жизни общества. Однако только на этом роль государства в формировании правовой системы общества не заканчивается. Ранее уже отмечалось, что на определенном этапе развития общества происходит все большая юридизация общественной жизни. «Эта тенденция более активно начинает наблюдаться в период вступления человечества в Новейшее время. Причем такое возвышение роли норм права в определенных случаях доходит до того, что сама «судьба» функционирования некоторых неюридических социальных регуляторов в определенной мере решается юридическими средствами. Другими словами, в любом государственно-организованном обществе Новейшего времени социальные регуляторы неюридического характера стали оцениваться юридико-правовой политикой государства» <2>. ——————————— <2> Минниахметов Р. Г. Право и социальные нормативы общества / Под ред. д. ю.н., проф. Ф. М. Раянова. М., 2006. С. 144.

Государство занимается еще и санкционированием определенных неправовых социальных норм. Существуют и другие формы права, которые отличаются от права государственного, речь идет об индивидуальном праве, о праве обычном, праве корпоративном и международном. Говорить о юридизации отношений мы можем тогда, когда юридическое право начинает вторгаться в сферы иных форм права, и своими механизмами строгой регуляции начинает воздействовать на эти сферы общественной жизни. Отмеченные правила поведения в меньшей степени связаны с государством, они вполне могут функционировать и без его вмешательства. Как показывает практика, лишь отдельные правила поведения из числа обычного, морального, религиозного права могут быть санкционированы государством или гарантированы в выполнении. Юридизация отношений — это определенное правовое воздействие на социальную реальность, в котором проявляется и конкретизируется правовая природа и творчески-преобразующая роль права в современных условиях. Иными словами, можно сказать, что процесс юридизации состоит в осуществляемой государством юридической оценке тех или иных норм обычного права, религиозных, нравственных, корпоративных норм с позиции приемлемости их в качестве регуляторов общественных отношений. Соответственно этой оценке объем и качество использования различных социальных регуляторов в упорядочении общественной жизни, по существу, определяются государством. Характер и качество приемлемых социальных регуляторов в том или ином государстве зависели и будут зависеть от сущности и природы самого государства. В демократических правовых государствах законодатели будут достаточно бережно относиться к сохранению народных обычаев, нравственных устоев, уважать религиозные чувства людей, не подавлять корпоративные принципы и т. д. Только демократическое правовое государство, на наш взгляд, может оптимально учитывать разумные социальные нормативы обычного, религиозного характера, уважительно относиться к нравственным устоям общества. В настоящее время отмечается, что больше всего из социальных регуляторов воздействию юридического права подвергаются корпоративные нормы. По существу, правовому (в юридическом смысле) регулированию подвергаются почти все основные стороны деятельности корпоративных организаций. Особенно тщательно правом контролируются предпринимательские корпоративные организации. Здесь гражданское, предпринимательское, налоговое законодательства определяют основные принципы предпринимательской деятельности корпоративных организаций. Затем сюда же подключаются трудовое, административное, социальное законодательство и законодательство об охране окружающей среды. По сути дела, деятельность корпоративных организаций контролируется почти что всеми отраслями российского законодательства. В то же время следует заметить, что в современной правовой системе России меньше всего воздействию государственного права, его юридическому контролю подвергаются религиозные организации. При раскрытии процесса юридизации общественных отношений важное значение приобретает правовая политика государства. Это означает, что в юридически организованном обществе государство не может оставаться нейтральным к различного рода формам упорядочения общественных отношений: оно их или признает, уважает или отрицает и запрещает. При этом сущность демократичности государства определяется не столько характеристикой деятельности государства, сколько правовой организацией общественных отношений. Тоталитарные государства организуют жизнь и деятельность людей с помощью силы, а демократические государства — с помощью права. Однако это правило общее, оно требует уточнения и конкретизации. Дело в том, что и тоталитарное государство использует определенное правило поведения, т. е. имеет свое право в качестве социального регулятора, однако это право будет исходить только от правящей элиты и в интересах диктатуры власти. Отсюда можно сказать, что любая власть связана с правом, но не в одинаковой степени, не в одинаковой форме. Власть связана с правом в той степени, в которой она связана с юридически урегулированным обществом. Чем в большей степени государственная власть чувствует себя учреждаемой народом и подотчетной ему властью, тем в большей мере она уважительно относится к традициям и обычаям народа, религиозным и нравственным чувствам его представителей. Поэтому грань между государственным правом, правом обычным, религиозным, корпоративным, индивидуальным не нарушается. Такое государство в своей повседневной деятельности будет опираться на действительную правовую систему общества, сверять, соизмерять свои законы с существующими обычаями, нормами нравственности, религиозными установлениями. В настоящее время многие правоведы утверждают, что, учреждая новые политические ценности, определяя приоритетные пути развития общества, государственная власть должна отказаться от рассмотрения права как инструмента своего волеизъявления и подчинения общества через систему законов и наказаний. «Мертвые законы должны уступить место «живому» праву, т. е. отвечающему потребностям прогрессивного развития общества и отражающего его морально-нравственные императивы» <3>. ——————————— <3> Шальмин М. С. Нормы права в системе соционормативного регулирования: проблемы соотношения и взаимодействия: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2006.

Важно отметить и то, что правовая политика государственной власти должна основываться на принципах справедливости, свободы и равенства. Такое требование выработано всей историей развития человечества, и многие государства развиваются именно в направлении все большего признания прав и свобод человека, равенства и справедливости.

——————————————————————