Права граждан в области культуры

(Носов С. И.) («Культура: управление, экономика, право», 2008, N 2)

ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

С. И. НОСОВ

Носов С. И., доктор юридических наук, профессор, ученый секретарь Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Права граждан в области культуры являются неотъемлемой составной частью всей системы прав и свобод человека и гражданина. С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан представляется исключительно актуальным. Далеко не всем проблемам, связанным с исследованием и нормативным обеспечением этой группы прав и свобод граждан, уделялось и уделяется должное внимание. В предшествующий период приоритетное внимание уделялось исследованию прав и свобод в политической, экономической, социальной сферах. Культурные права и свободы человека и гражданина являлись слабо разработанной категорией с точки зрения их видовой классификации и правового содержания. Между тем построение демократического, правового, социального государства предполагает высокий уровень развития правовой культуры, наличие разработанной и нормативно закрепленной системы прав человека и гражданина в сфере культуры и, безусловно, комплекс мер по эффективной реализации этих прав. В 90-е годы XX столетия государство значительно сократило свое участие в поддержке отечественной культуры, надеясь на то, что формирующийся рынок сам решит все возникающие проблемы. Это привело к резкому уменьшению влияния культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций населения. Вместе с тем культура всегда была и остается важнейшим направлением деятельности государства, тесно связанным с состоянием духовной сферы жизни общества. Интерес рядовых граждан к вопросам культуры — индикатор духовного здоровья общества. Особую важность в нашей стране приобретают проблемы сохранения и развития культуры, обеспечение и защита права каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. В последние годы наметилась положительная тенденция возрастания интереса государства к вопросам развития культуры. Это выражается не только в увеличении объемов финансирования этой сферы, но и в осознании обществом необходимости бережного отношения к объектам культуры, государственной охране объектов культурного наследия. Актуальность проблемы обусловлена и основополагающей ролью культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества. Кроме того, активное приобщение всех граждан к культурным ценностям неразрывно связано с развитием демократии, укреплением суверенитета государства, социально-экономическим прогрессом. Наконец, всесторонняя разработка этой проблематики будет способствовать сохранению национальной самобытности народов, утверждению их достоинства, с одной стороны, а с другой — свидетельствует о стремлении к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру. Представляет исключительную важность дальнейшее развитие законодательства Российской Федерации в сфере культуры в целях обеспечения и защиты конституционного права граждан на культурную деятельность, создания правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей. Культурные права тесно взаимосвязаны с другими правами и свободами граждан. Вместе с тем анализ теоретических исследований о правах человека и гражданина со всей очевидностью показывает правоту авторов, полагающих, что вопросы культурных прав еще не находили должного освещения, эти права рассматриваются, скорее, как остаточная категория <1>. ——————————— <1> Ставенхаген Р. Культурные права с точки зрения социальных наук // Культурные права и проблемы, связанные с их признанием: Сб. очерков. М., 2003. С. 15.

Многие авторы придерживаются мнения, что культурные права должны рассматриваться в рамках личных <2> либо социально-экономических прав человека и гражданина <3>. Вместе с тем права граждан в области культуры несомненно требуют более широкого подхода в силу их важности и значимости, ведь речь идет о сохранении культурного наследия, культурной самобытности, о культурном развитии страны в целом. ——————————— <2> Там же. С. 15 — 16. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина «Конституционное право России» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <3> Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. С. 287 — 288.

Культурные права и свободы человека и гражданина обладают признаками, которые позволяют их отделить от других видов прав. В частности, культурные права и свободы: — имеют свою специфическую сферу действия. Они распространяются на духовно-культурную область жизни человека; — призваны обеспечить всестороннее духовно-культурное развитие человека, предоставляют возможность каждому гражданину стать активным участником культурной жизни, закрепляют право на пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Эти права относятся к основным правам и свободам, обладающим высшей юридической силой, закрепленным Конституцией Российской Федерации. Эти права жизненно важны и значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства.

Виды и содержание культурных прав и свобод человека и гражданина

В научной литературе нет единства мнений относительно того, что следует относить к категории культурных прав и свобод. Необходимо иметь в виду, что перечень и содержание прав и свобод человека и гражданина находятся в постоянной динамике и обусловлены этапом развития общества. На виды и содержание культурных прав и свобод в нашей стране оказало несомненное воздействие и восприятие Россией неотчуждаемых прав человека, признанных международным сообществом. Большинство отечественных авторов рассматривают культурные права в одной группе с социально-экономическими правами. Между тем культурные права обладают существенной спецификой, так как касаются особой группы общественных отношений. Следует подчеркнуть важность проведения исследований в целях дальнейшей разработки классификации культурных прав. Это позволит своевременно вносить предложения по изменению действующего законодательства и в большей степени реагировать на процессы в сфере культуры. Много внимания закреплению прав человека в области культуры уделяется в международно-правовых актах. Так, Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 г.) (ст. 27) закрепляет следующие права человека в области культуры: 1) право каждого на свободное участие в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; 2) право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является. Развивая положения Всеобщей декларации прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах <4> (от 16 декабря 1966 г.) устанавливает (ст. 15) право человека на: ——————————— <4> Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1988. С. 14 — 49.

1) участие в культурной жизни; 2) пользование результатами научного прогресса и их практического применения; 3) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными и художественными трудами, автором которых он является. В Пакте закрепляется и обязанность государства уважать свободу, необходимую для научных исследований и творческой деятельности. В ряде случаев нормы международного права устанавливают более широкий перечень прав и свобод граждан в области культуры по сравнению с национальным законодательством. Так, п. 1 статьи 2 Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 20 октября 2005 г. (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии, Резолюция 41) закрепляет принцип уважения прав человека и основных свобод. Принцип означает, что охрана и поощрение культурного разнообразия возможны только тогда, когда гарантированы права человека и такие основные свободы, как свобода выражения мнений, информации и коммуникации, а также возможность для отдельных лиц выбирать формы культурного самовыражения. Формы культурного самовыражения представляют собой результат творчества отдельных лиц, групп или обществ, которые имеют культурное содержание. Конвенция закрепляет также принципы международной солидарности и сотрудничества, взаимодополняемости экономических и культурных аспектов развития, равного доступа, открытости и сбалансированности. В Российской Федерации конституционные права в области культуры могут быть подразделены на конституционные права в широком и узком смыслах. К конституционным правам в широком смысле относятся не только права человека непосредственно в области культуры, но и права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации, тесно связанные со сферой культуры. В указанную группу прав относят <5>: ——————————— <5> См., например, Морозова А. Н. Конституционно-правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского общества: Дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 2004. С. 61 — 62.

1) право на свободное развитие и достойную жизнь (ст. 7); 2) право на пользование родным языком, на свободный вид общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26); 3) свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию, не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и рассматривать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); 4) право на образование (ст. 43); 5) свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44); 6) право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). К конституционным правам в области культуры в узком смысле относятся права, предусмотренные ст. 44 Конституции Российской Федерации: — свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); — право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Помимо конституционных (закрепленных в Конституции РФ) прав в области культуры, права и свободы в этой сфере могут закрепляться в законодательных и иных правовых актах. Наиболее ярким примером такого рода актов является Закон РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Основы, устанавливая неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность и приоритетность этого права человека по отношению к правам государства, организаций и групп, закрепляют целую группу прав в этой области, в частности: — право на творчество; — право на личную культурную самобытность; — право на приобщение к культурным ценностям; — право на гуманитарное и художественное образование; — право собственности в области культуры; — право создавать организации, учреждения и предприятия культуры; — право создавать общественные объединения в области культуры; — право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности; — право на культурную деятельность в зарубежных странах. Действующее законодательство закрепляет принцип приоритетности прав человека в области культурной деятельности по отношению к правам государства, организаций и групп. Так, согласно ст. 9 Основ законодательства Российской Федерации о культуре права человека в области культурной деятельности являются приоритетными по отношению к правам в этой области государства, общественных и национальных движений, политических партий, этноконфессиональных групп, религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Кроме того, Основы определяют права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры. В частности, закрепляются права и свободы народов и этнических общностей в области культуры: право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей; право на национально-культурную автономию; право на покровительство Российской Федерации в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности; право на создание культурно-национальных организаций соотечественников за пределами Российской Федерации. Права граждан в области культуры закреплены также федеральными законами «О национально-культурной автономии», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г., «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. и рядом других. В этих законах закрепляются, например, права граждан Российской Федерации в области использования, популяризации объектов культурного наследия, право на свободу совести и вероисповедания. Отмечая несомненную важность для развития культуры всего спектра конституционных прав граждан, связанного с этой областью (право на свободное развитие и достойную жизнь, свобода совести и свобода вероисповедания, право на образование), представляется необходимым рассмотреть более подробно права граждан, закрепленные Конституцией Российской Федерации, затрагивающие непосредственно сферу культуры.

Свобода творчества

Конституция Российской Федерации (ст. 44) гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Закрепление на конституционном уровне гарантий этой свободы имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности. Свобода творчества предполагает возможность гражданина заниматься любыми видами творческой деятельности, руководствуясь лишь своими интересами или желаниями. При этом для реализации этой возможности Конституция Российской Федерации наделяет гражданина правом создания различных творческих объединений. Таким образом, свобода творчества предполагает наличие следующих составляющих: — право каждого человека заниматься любыми видами творческой деятельности по своему выбору; — право каждого самостоятельно выбирать форму (имея в виду профессиональную или непрофессиональную) творчества; — право каждого на создание любых творческих объединений для реализации этой свободы. Свобода творчества неразрывно связана с правом интеллектуальной собственности. Без надлежащей охраны интеллектуальной собственности свобода творчества не может быть реализована в полном объеме. Неслучайно в Конституции Российской Федерации (ст. 44) закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность в нашей стране охраняется законом. Тем самым заложена конституционная основа для дальнейшего развития института интеллектуальной собственности и его охраны. Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации является логическим развитием этой конституционной нормы. Интеллектуальная собственность как совокупность результатов интеллектуальной деятельности принадлежит Российской Федерации и, являясь частью культурного достояния, находится под особой охраной государства <6>. ——————————— <6> Мишин Ю. Д. Конституционно-правовой режим авторского права Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 134.

Закрепляя конституционную свободу творчества, государство должно создавать условия для его реализации, гарантировать невмешательство в духовный мир человека, отсутствие идеологического контроля за творчеством.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям

Это право содержит 3 элемента: — право каждого на участие в культурной жизни; — возможность каждого пользоваться учреждениями культуры; — право каждого на доступ к культурным ценностям. Изложенные выше положения означают, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального или социального происхождения, пола, политических, религиозных или иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии, иных обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Гражданин имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музейным, архивным фондам, иным собраниям в области культурной деятельности. Культурные ценности представляют собой нравственные и эстетические идеалы, нормы, образцы поведения, языки, диалекты, говоры, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты <7>. ——————————— <7> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2001. С. 221.

Международный опыт закрепления прав человека и гражданина в сфере культуры свидетельствует об отнесении к ним следующих видов прав: право выбирать (усваивать) одну или несколько культур, формы их выражения; право пользоваться благами культуры; право вносить вклад в развитие культуры; право на равенство возможностей и на отсутствие дискриминации; право на доступ к средствам распространения; право на международное сотрудничество в области культуры; право на доступ к информации. Очевидно, что развитие российского законодательства осуществляется с учетом восприятия норм международного права в указанной сфере. В современной период развития России в обществе растет понимание того, что культурные права и свободы человека и гражданина имеют несомненную значимость и нуждаются в защите. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, разработки правозащитных механизмов. Это связано прежде всего с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав и, следовательно, степень их социальной ценности. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты.

——————————————————————