Библиотечно-информационное образование в европейских странах: традиции и новации
(Лиховид Т. Ф.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2009, N 3)
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИХ
СТРАНАХ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Т. Ф. ЛИХОВИД
Лиховид Т. Ф., кандидат педагогических наук, доцент (МГУКИ).
Система европейского высшего образования претерпевает в настоящее время существенные изменения, обусловленные стремлением к объединению образовательных ресурсов Европы, повышению их качества и конкурентоспособности. Болонская конвенция (1999) и последующие документы определили основные параметры структурной реформы европейской высшей школы: создание системы сравнимых образовательных циклов и академических степеней на основе Единой системы зачетных единиц (ECTS), утверждение трехступенчатой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура — докторантура), сопоставимость дипломов различных высших учебных заведений.
Библиотечно-информационное образование, являясь составной частью образовательной системы каждой страны, включается в происходящие процессы. Причем актуальность модернизации данной образовательной отрасли чрезвычайно высока в связи с кардинальными изменениями структуры информационных ресурсов и способов доступа к ним, связанными с внедрением компьютерных и коммуникативных технологий, повышением роли знания в современном обществе.
Присоединение России к Болонскому процессу делает необходимым изучение опыта ведущих европейских стран по совершенствованию образовательных программ. В вузах культуры только в последние годы начато исследование современных проблем зарубежного библиотечно-информационного образования. В Самарской государственной академии культуры и искусств (СГАКИ) защищены кандидатские диссертации А. В. Царевой (2005) и С. А. Алашеевой (2006), раскрывающие опыт реформирования высшего библиотечно-информационного образования во Франции и ФРГ соответственно. Ведется в этом направлении работа в Орловском государственном институте искусств и культуры (ОГИИК). Однако этого явно недостаточно. Анализируя материалы названных исследований и данные интернет-сайтов ряда зарубежных университетов, выделим характерные черты, свойственные современному европейскому библиотечно-информационному образованию.
Для зарубежных систем высшего образования характерно достаточно большое разнообразие дипломов и образовательных программ, которые обеспечивают различные пути получения высшего профессионального образования и карьерный рост выпускников. Так, в Школе библиотечных и информационных наук Университетского колледжа Лондона (School of Library, Archive and Information Studies, University College London — SLAIS UCL) осуществляется подготовка бакалавров информационного менеджмента, магистров гуманитарных наук в области библиотечных и информационных исследований, в области международного информационного и архивного менеджмента, в области издательского дела, магистров библиотечных, архивных и информационных исследований, магистров в области информационных наук, докторов философии. Эта школа считается одной из лучших в Великобритании.
Подготовка бакалавров длится три года. Основу обучения составляют такие дисциплины, как «Информационные источники и их использование» (включая библиографические ресурсы), «Цифровые и WEB-технологии», «Интернет-поиск», «Функционирование информации в обществе». К магистерским программам допускаются студенты, имеющие опыт работы в библиотеке или информационном центре не менее года. Следует обратить внимание на разнообразие магистерской подготовки (степеней). При этом степень можно получить за один год (полное время обучения), за два года (частичное время обучения), за пять лет (постепенно осваивая отдельные модули дисциплин и занимаясь трудовой деятельностью).
Студенты сами выбирают изучаемые курсы или их циклы, которые измеряются специальными единицами (a Course Unit — CU). За год нужно набрать 4 единицы (большинство курсов оценивается в 0,5 единицы). Следовательно, за учебный год студент изучает в среднем 7 — 8 дисциплин. Диплом оценивается в 1,0 CU и представляет собой письменную работу объемом 12 — 15 тысяч слов. Школа не перешла на единицы ECTS, но выработано их соответствие: 1 CU = 15 ECTS [5].
Франция обладает многоуровневой системой высшего образования, отличающейся значительной спецификой. В настоящее время идет модернизация образования, в соответствии с которой убирается излишнее разнообразие дипломов. Первой ступенью высшего образования является лиценциат (180 ECTS, 3 года обучения), второй — магистратура (300 ECTS, лиценциат + 2 года обучения) с двумя программами подготовки — магистров-профессионалов и магистров-исследователей. Последние могут поступить на третью ступень обучения — в докторантуру (480 ECTS, магистратура + 3 года обучения).
В разных вузах Франции осуществляется подготовка по следующим специальностям, включающим в той или иной мере изучение библиотечно-библиографических дисциплин: книговедение, документоведение предприятия, документалист-библиотекарь, научно-техническая информация и документация, информация и коммуникация, документная инженерия, культурное и документное национальное наследие, мультимедиа и технология информации и др. [3, 4].
В Германии сложилась своеобразная система библиотечно-информационного образования, основанная на подготовке специалиста. Ее особенность заключается в том, что библиотекари получают разное образование, в котором выделяется три профессиональных уровня:
— средний — обучение в средних профессиональных образовательных учреждениях, ведущее к получению квалификации ассистентов библиотекаря, в последние годы — служащих медиа — и информационных служб, которые занимаются обслуживанием потребителей, каталогизацией, осуществляют поиск информации в базах данных;
— высокий — образование, получаемое в специализированных высших (библиотечно-информационных) школах/университетах по трем профилям: научные библиотеки, публичные библиотеки, учреждения информатики и документации. Выпускники на рабочих местах отвечают за комплектование, сложную каталогизацию, предметизацию, справочное обслуживание, ведение банков данных; могут претендовать на должность директора публичной библиотеки. В настоящее время это звено переходит на подготовку бакалавров по специальностям «Библиотечный и информационный менеджмент», «Библиотечный и медиаменеджмент», «Информационный и научный менеджмент»;
— высший — на основе университетского (отраслевого) образования осуществляется двухгодичное профессиональное библиотечно-информационное обучение (стажировка). Выпускники, получившие такую подготовку, работают референтами определенного профиля в научных и отраслевых библиотеках, информационных центрах; занимаются формированием фондов, их научной обработкой, составляют основной корпус директоров крупных библиотек.
Стандартных программ обучения не существует, и в соответствии с главным принципом высшего образования — академической свободой — студенты сами выбирают любую комбинацию изучаемых курсов. Фактически каждый студент учится по индивидуальному плану. В Германии некоторые положения Болонских соглашений не согласуются с законодательством отдельных земель, что вынуждает вузы принимать половинчатые решения. Многие вузы в настоящее время вводят программы двухступенчатого обучения (бакалавр — магистр). Исследователи отмечают, что это может привести к тому, что степень «бакалавр» и звание «дипломированный специалист» станут равноценными понятиями. При подготовке бакалавров на первый план выдвигаются методико-технологические аспекты обучения. Теоретическая составляющая сокращается. Это заставляет беспокоиться о качестве обучения. Нельзя забывать и тот факт, что в магистратуру идет лишь относительно небольшое количество лучших студентов, что может привести к сокращению количества учебных заведений [1].
Европейская система зачетных единиц призвана служить сопоставимости образовательных циклов в различных университетах. Фактически это измерение трудозатрат студентов. В разных странах эта система оценки интерпретируется по-разному, часто просто вводится система перевода единиц с национальных (университетских) на международные. Сравнивать содержание образовательных программ крайне сложно, т. к. каждый университет предлагает свой набор дисциплин, который определяется имеющимся штатом преподавателей и местными условиями. В этом плане библиотечно-информационные факультеты вузов культуры России находятся в преимущественном положении, т. к. работают в соответствии с единым государственным образовательным стандартом.
При знакомстве с зарубежными образовательными программами обращает на себя внимание тот факт, что обучение близким специальностям — библиотечному, архивному делу, документоведению, иногда и издательской деятельности — ведется в рамках библиотечно-информационных школ университетов. Особенно это характерно для Франции и Англии. Во Франции библиотечно-информационная профессия определяется как совокупность направлений «библиотекарь», «архивист», «документалист». В образовательное пространство этого профиля часто включаются и смежные направления: «книговед», «информационный работник», «музейный работник». Такой подход правомерен как с практической, так и с теоретической точки зрения, ибо названные специальности суть разные стороны одной сферы деятельности, связанной с системой документальных коммуникаций [2]. То, что в России исторически сложилось объединение библиотечного и культурно-просветительного образования, на наш взгляд, не пошло на пользу первому.
Важной составляющей высшего образования, в том числе и библиотечно-библиографического, является обеспечение его взаимосвязи с практикой. В разных странах эта взаимосвязь строится по-разному. В Германии утвердилась так называемая дуальная система подготовки библиотечно-информационных кадров. Обучение проходит частично в вузе, частично на базе стажировки — непосредственно в библиотечно-информационном учреждении. В ходе реформирования образования предполагается внедрение такой схемы: студент бесплатно заканчивает бакалавриат, в котором обучение строится дуально, и приступает к профессиональной деятельности. При желании он продолжает обучение в платной магистратуре, которая может иметь либо теоретическую, либо практическую направленность. Во втором случае обучение также осуществляется на дуальной основе. То есть очная форма обучения максимально приближается к заочной, причем студент работает по профилю получаемого образования.
В Англии и Франции обучение может осуществляться, как уже упоминалось, с неполной учебной нагрузкой, поэтапно, перемежаясь или сочетаясь с трудовой деятельностью. Таким образом, обеспечивается фактически непрерывное профессиональное образование. Причем во Франции работодатель непосредственно участвует в оценке качества образования, т. к. для получения должности в государственном учреждении (в данном случае — в библиотеке) претендент должен выдержать конкурс и сдать сложный экзамен, по результатам которого ему присваивается определенная категория [3].
В России, в частности в библиотечно-информационной сфере, не разработана такая система соответствий. Это служит одной из причин отсутствия мотивации для введения двухуровневого высшего образования (бакалавр — магистр).
Реализация идей Болонской декларации затрагивает высшее образование все большего количества стран. Практически в каждой из них есть свои проблемы и нерешенные вопросы. Разрабатывать стратегию развития следует с учетом международного опыта и особенностей системы образования каждой из стран-участниц. Реформирование высшего образования требует решения существенных методологических проблем, осмысления стратегии развития высшего образования страны в целом, выявления условий и ресурсов совершенствования сферы образования, готовности педагогических и управленческих кадров к переменам.
Литература
1. Алашеева С. А. Развитие высшего библиотечно-информационного образования в ФРГ: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара: СГАКИ, 2006. 16 с.
2. Коршунов О. П. Система документальных коммуникаций (СКД) // Вестник МГУКИ. 2003. N 2. С. 121 — 126.
3. Лиховид Т. Ф., Царева А. В. Библиотечно-информационное образование во Франции // Библиотековедение. 2006. N 3. С. 122 — 128.
4. Царева А. В. Подготовка библиотечных специалистов во Франции // Библиотековедение. 2007. N 1. С. 86 — 93.
5. http://www. usl. ac. uk.
——————————————————————