Перспективы развития системы юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу

(Кириленко В. П., Пиджаков А. Ю.) («Юридическое образование и наука», 2005, N 3)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ

В. П. КИРИЛЕНКО, А. Ю. ПИДЖАКОВ

В. П. Кириленко, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Северо-Западной Академии государственной службы, заслуженный юрист РФ, профессор, доктор юридических наук.

А. Ю. Пиджаков, заведующий кафедрой международного права Академии гражданской авиации, профессор, кандидат юридических наук, доктор исторических наук.

Последнее десятилетие реформирование национальных систем высшего образования в Европе проходит в рамках так называемого Болонского процесса, целью которого выступает создание единого общеевропейского пространства высшего образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., закрепляющей направления государственной политики в области образования, однако, нет упоминания ни о Болонской декларации, ни о других документах Болонского процесса. Однако если сравнить текст Концепции с положениями, отраженными в документах Болонского процесса, то нетрудно заметить определенную схожесть между ними. 19 сентября 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства. В связи с этим актуальным для рассмотрения будет вопрос о реализации трех первоочередных задач Болонского процесса: принятие трехуровневой модели высшего профессионального образования, использование кредитной системы при характеристике учебной нагрузки и введение Европейского приложения к диплому. Эти проблемы мы попытаемся рассмотреть в настоящей работе. Единство европейского пространства высшего образования обеспечивается прежде всего введением сходных периодов обучения и названий для них. Болонская декларация так формулирует эту задачу, стоящую перед европейским сообществом высшего образования: «Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней,.. в основном базирующихся на двух основных циклах, начальном и последующем. Доступ ко второму циклу должен обусловливаться успешным завершением первого цикла, длящегося не менее трех лет. Степень, присваиваемая после первого цикла, должна соответствовать европейскому рынку труда как обеспечивающая достаточную квалификацию». Тем самым было признано целесообразным поделить высшее образование на два уровня, чтобы дать возможность различным категориям студентов по желанию получать высшее образование разного качества с различными сроками обучения. В Болонской декларации степень «доктор наук» отдельно не упоминается. На Берлинской конференции министров, отвечающих за высшее образование в европейских странах, в 2003 г. было принято решение включить в эту схему в качестве третьего уровня степень доктора наук. Согласно указанной модели первый уровень европейского высшего образования — бакалавр. Болонская декларация устанавливает, что для завершения первого уровня необходимо не менее трех лет подготовки. На съезде европейских ректоров в Саламанке было констатировано, что первый уровень требует набора студентом от 180 до 240 академических кредитов. Выпускник, имеющий степень бакалавра, вправе продолжить обучение на втором уровне, по завершении которого присваивается степень магистра. Самый высокий (третий) уровень европейского высшего образования предполагает обучение в докторантуре. Нормативных требований для сроков подготовки в магистратуре и докторантуре не устанавливается. На основе анализа образовательного законодательства стран, вовлеченных в Болонский процесс, можно сделать следующий вывод. Доминирует следующая схема двухуровневой модели: три года бакалавриат + 2 два года магистратура. Таким образом, для получения степени магистра, как правило, необходимо пять лет обучения. В России многоуровневая подготовка в высшем образовании используется с 1992 г. Однако она существенно отличается от общеевропейской модели. Так, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр (со сроком обучения не менее четырех лет), дипломированный специалист (не менее пяти лет) и магистр (не менее шести лет). Согласно указанному Закону соответствующие образовательные программы могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В нем предусмотрена также возможность получения неполного высшего профессионального образования со сроком обучения не менее двух лет. Фактически реализуются две схемы. Первая предусматривает пятилетнее обучение по программам подготовки дипломированного специалиста (наиболее используемая). Вторая включает освоение четырехлетней программы бакалавра с возможностью продолжения образования в специалитете (+ один год) или магистратуре (+ два года). Модель (четыре года бакалавриат + два года магистратура), закрепленная в настоящий момент в российском законодательстве об образовании, не подходит под европейские каноны. В связи с этим предлагается в рамках более полного вхождения России в единое европейское пространство высшего образования ввести в качестве основной наиболее распространенную болонскую модель первых двух уровней высшего образования: трехлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура. Образовательный стандарт для нового трехлетнего бакалавриата можно разработать на базе существующих учебных программ среднего профессионального образования и четырехлетнего бакалавриата. Подготовка магистра с пятилетним образованием в данном случае в большей степени будет основана на нынешнем обучении дипломированного специалиста. Отличительной чертой российской образовательной системы является двухуровневая структура ученых степеней. В академической прессе неоднократно отмечалось, что российская ученая степень кандидата наук по основным критериям (в частности, по срокам обучения и качеству образования) сопоставима, а зачастую и превосходит европейскую степень доктора наук. Однако вопрос о признании нашей степени кандидата наук за рубежом не всегда решается однозначно. Одним из препятствий выступает то обстоятельство, что сам термин «кандидат» в других странах имеет совершенно иное значение. Учитывая отмеченное, представляется необходимым рассмотрение следующего вопроса: в целях обеспечения международного признания называть кандидата наук доктором. Что же касается принятой в настоящее время в России ученой степени доктора наук, то она имеет чисто российское происхождение и предназначение. Несомненно, это самая высокая по международным стандартам научная квалификация, которая может считаться на национальном уровне как характеристика научных достижений ученого в той или иной области науки. Профессор Л. Гребнев отмечает, что наш «доктор наук» — степень сугубо «научная», а не «образовательная», а значит, она лежит вне правового поля «высшего образования» <*>. Для нее невозможно придумать никакой образовательный стандарт уже по той причине, что докторантура в нашей стране — это развитие научной квалификации в режиме «самообразования» без каких-либо обязательных занятий, экзаменов. В связи с этим он предлагает законодательно закрепить степень доктора наук как научную и вывести из сферы профессионального образования. ——————————— <*> Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. N 1.

В литературе высказываются различные возможные варианты по дальнейшему названию нынешнего доктора — например, «заслуженный доктор» или «доктор Академии наук». Важно только, чтобы название отражало более высокий, надболонский национальный статус указанной степени по сравнению с зарубежным доктором наук. Важным для рассмотрения является следующий вопрос: после окончания какого образовательного уровня (бакалавриата или магистратуры) возможно поступление в докторантуру? В некоторых странах (Великобритания, Словения, Болгария) существует практика поступления в докторантуру тех, кто обладает степенью бакалавра. Однако болонская трехуровневая модель (бакалавр — магистр — доктор) предполагает последовательность перехода с одной образовательной ступени на другую. Магистр получает образование более высокого качества. Набор дополнительных компетенций, предусмотренных магистерской программой, позволяет заниматься работой, связанной с научными исследованиями. В связи с этим необходимо на законодательном уровне закрепить положение, согласно которому право продолжения образования в докторантуре предоставляется лицам, успешно закончившим образовательные программы бакалавра и магистра. В ходе многочисленных встреч представителей стран — участниц Болонского процесса по разработке мероприятий в целях создания единого европейского пространства высшего образования обсуждался вопрос, какую следует использовать систему для определения трудоемкости учебной работы, количественной оценки содержания образовательной программы. Болонская декларация предусматривает «внедрение системы зачетных кредитов по типу ECTS <*> — Европейской системы зачета кредитов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности». Документ упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой общеевропейской системы не появилось. ——————————— <*> «European Credit Transfer System» — Европейская система зачета кредитов.

В основе системы ECTS лежит академический кредит — единица трудозатрат студента. За один учебный год начисляется ровно 60 кредитов или 30 за один семестр. При начислении кредитов в трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка (лекционные, семинарские и лабораторные занятия), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, а также сдача экзаменов. Количество необходимых кредитов за семестр является фиксированным и составляет 30 единиц. Если студент не набирает этих кредитов, то он не переводится на следующий семестр. Каждая дисциплина, курс (согласно европейской терминологии — модуль) образовательной программы характеризуется определенным количеством кредитов. Так, если в учебном году предусмотрено 12 дисциплин, то суммарное количество кредитов по каждой из них должно составлять 30 кредитов. Количество кредитов, которое присваивается каждому модулю, зависит от количества часов, отводимых на его изучение, а также от нагрузки, которую испытывает студент для его освоения, и значимости данного учебного курса. Дисциплины общеобразовательного характера (такие, как физическая культура, военная подготовка) оцениваются меньшим количеством кредитов, нежели профессиональные и специальные предметы. Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации <*>. В нашей стране использование в области высшего профессионального образования системы, основанной на кредитных единицах, началось несколько раньше официального вступления в Болонский процесс. Так, в 2002 г. Министерство образования Российской Федерации приняло «Методику расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах» (письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ИН/13) и направило ее в высшие учебные заведения, использующие зачетные единицы для учета трудоемкости учебной нагрузки студентов. ——————————— <*> Ларионова М. В., Шадриков В. Д. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М., 2004.

В России кредитная система получила официальное название — система «зачетных единиц». В литературе можно встретить критические замечания по поводу перевода «credit» как «зачетная единица». На наш взгляд, не принципиально, как это будет называться на русском языке (зачетная единица, кредит, академический кредит или кредитная единица). Важно, чтобы в Приложении к диплому использовалась европейская терминология (т. е. credit). Авторы указанной Методики исходили из того, что учебный год состоит из 52 недель, составляющих год, 2 недели зимой и 8 недель летом приходятся на студенческие каникулы. Если учесть также нерабочие дни, то остается 40 недель на все виды учебной работы, предусмотренной ГОС ВПО (теоретическое обучение, включая сессии, практики, итоговую аттестацию). При делении этой цифры на 60 получается цена одной зачетной единицы в неделях. При нормативной продолжительности рабочей недели студента в 54 академических часа получается базовое отношение: 1 зачетная единица равна 36 академическим часам, что составляет 2/3 недели. Таким образом, в Методике установлено, что одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам), а максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 1,5 зачетные единицы. Как видно, Россия в данном случае использует механистический подход в выражении образовательной программы, установленной в ГОС ВПО, в кредитах. Часы учебной работы переводятся в зачетные единицы при помощи коэффициента. В результате этого остается неучтенным, например, такой фактор, как значимость той или иной учебной дисциплины в процессе подготовки специалиста. Единственным критерием при определении кредитного выражения модуля выступает лишь количество отведенных на его рассмотрение академических часов. В целях дальнейшего внедрения кредитной системы в российское образование целесообразно начать разработку новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе системы зачетных единиц. Данный подход позволит учитывать образовательную нагрузку студента при аудиторных занятиях с преподавателем, при выполнении обучающимся самостоятельной работы вне аудиторий и получении профессионального опыта на практике. Итак, рассмотрев возможности интеграции России в европейское образовательное пространство, можем сделать определенные выводы. Для реализации задач Болонской декларации в России требуются меры правового, экономического, идеологического характера. В законодательном и ином нормативном регулировании нуждаются следующие вопросы. 1. В целях более полного вхождения России в единое европейское пространство высшего образования путем внесения изменений в действующее законодательство об образовании принять в качестве основной наиболее распространенную болонскую модель первых двух уровней высшего образования: трехлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура. 2. Для обеспечения международного признания российской ученой степени «кандидат наук» переименовать ее в доктора наук. 3. Законодательно закрепить степень доктора наук как научную и вывести из сферы профессионального образования; назвать ее, к примеру, «заслуженный доктор наук» или «доктор Академии наук», что отражало бы надболонский национальный статус указанной степени. 4. На законодательном уровне закрепить положение, согласно которому право продолжения образования в докторантуре предоставляется лицам, успешно закончившим образовательные программы бакалавриата и магистратуры, установив запрет для поступления в аспирантуру бакалаврам. 5. Начать разработку новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе системы зачетных единиц, что позволит перейти от механистического подхода в выражении учебной нагрузки студентов к учету всей работы обучающегося, в том числе производимой им за пределами аудиторных занятий. Как известно, дальнейшее совершенствование высшего профессионального образования в России связано с реализацией идей Болонской декларации, подписанной Российской Федерации 19 сентября 2003 г. Очевидно, что в рамках этих тенденций и необходимо рассматривать перспективы развития системы юридического образования в нашей стране. В настоящее время в отношении высшего юридического образования действуют две модели. Первая модель — это давно и широко используемая пятилетняя программа подготовки дипломированных специалистов по специальности 021100 «Юриспруденция» (в соответствии с новым Общероссийским классификатором специальностей по образованию 2003 г. — 030501 «Юриспруденция»). Вторая модель представлена двухуровневой программой: бакалавр и магистр по направлению 521400 «Юриспруденция» (по новому ОКСО — 030500 «Юриспруденция), с продолжительностью обучения 4 и 6 лет соответственно. Таким образом, российское образовательное законодательство предусматривает возможность получения юридического образования непрерывно или по ступеням. Реально же используется традиционная для нашей страны программа подготовки дипломированного специалиста с пятилетним сроком обучения. Введенная более 10 лет назад система «бакалавр-магистр» так и не получила своего распространения. Лишь небольшое число вузов готовят бакалавров и магистров юриспруденции. Встает вопрос: как можно объяснить столь медленное внедрение европейской двухуровневой модели в подготовке юридических кадров? Как и в любом государстве, образовательная сфера определяется экономическими потребностями. В России опыт выпуска бакалавров юриспруденции указывает на проблемы, с которыми им приходится сталкиваться при трудоустройстве. К сожалению, работодатели сегодня слабо осведомлены о такой образовательной степени. Для многих из них это какой-то промежуточный уровень, характеризуемый недостаточностью подготовки и знаний. Невостребованность магистерских программ объясняется более продолжительным сроком обучения (6 лет) по сравнению с дипломированным юристом (5 лет). Однако этот дополнительный год подготовки не дает преимуществ при приеме на работу. Участие России в Болонском процессе предполагает постепенный переход к единой структуре «бакалавр-магистр». В целях дальнейшей интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство необходимо преодоление указанных противоречий. Данная проблема существует не только в нашей стране. Так, в странах, где исторически использовалась одноуровневая система высшего профессионального образования, в рамках болонских реформ осуществлен переход к бакалаврским и магистерским курсам в естественных, технических и прикладных науках. Однако в отношении некоторых гуманитарных направлений сохраняются интегрированные программы обучения без промежуточных степеней. Следует отметить, что согласно совместному документу, принятому на Конференции европейских высших учебных заведений и образовательных учреждений, при некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра. Но представляется, что это положение относится в качестве исключения к медицинскому образованию. Таким образом, в условиях интеграции России в европейское образовательное пространство необходимо пересмотреть систему высшего юридического образования, приняв за основу двухуровневую программу (бакалавр-магистр) подготовки юристов. В качестве одного из возможных вариантов выхода из данной ситуации мы предлагаем рассмотреть следующую концепцию. В Европе, как указывалось ранее, отмечается тенденция к следующей структуре получения высшего профессионального образования: три года бакалавриат + два года магистратура. Именно эту модель мы взяли за основу. В настоящее время российская образовательная система предусматривает возможность получения среднего профессионального юридического образования (специальности по ОКСО 2003 г. 030503 «Правоведение», 030504 «Право и организация социального обеспечения», 030505 «Правоохранительная деятельность»). Однако данный уровень обучения не имеет практической направленности, и выпускники среднеспециальных учебных заведений продолжают обучение по юридической специальности в вузе. В связи с этим предлагается вместо нынешних программ среднего профессионального юридического образования и четырехлетнего бакалавра юриспруденции разработать программу для трехлетнего бакалавра юриспруденции. В рамках дальнейшего развития данной концепции целесообразно рассмотреть вопрос о возможности подготовки этих бакалавров по специальностям, учитывая вышеперечисленные направления подготовки среднего профессионального образования. Естественно, что за три года невозможно подготовить полноценного юриста. Этой программой удастся охватить лишь основы правовой науки. Далее следует магистерский уровень. Образовательный стандарт этой учебной программы следует разработать на основе существующих программ дипломированного специалиста и магистра юриспруденции. Срок обучения соответственно будет равен двум годам после окончания первого цикла (бакалавриата) и в сумме составит пять лет. Таким образом, сохраняется с небольшими изменениями программа пятилетнего дипломированного специалиста. Определяющим здесь, на наш взгляд, является то, что действующие образовательные стандарты для дипломированных специалистов ориентированы как раз на второй уровень профессионального образования <*>. ——————————— <*> Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути? // Высшее образование в России. 2004. N 4.

Новая модель юридического образования в России полностью будет согласовываться с болонской и способствовать вхождению в европейское образовательное пространство. Можно предположить, что при указанной системе на современном этапе примерно 80 — 90 процентов бакалавров юриспруденции будут продолжать учебу в магистратуре, получая тем самым полноценное юридическое образование. Согласно двухуровневой модели обучение в бакалавриате направлено главным образом на приобретение исполнительских навыков. Однако в российских условиях сегодня большинство должностей, для занятия которых требуется высшее юридическое образование, предполагают использование творческого подхода в решении профессиональных задач. Поэтому необходимо решить вопрос: какие должности допускают образование первого цикла (бакалавра)? Безусловно, работа судьи, адвоката, нотариуса, прокурора, следователя, руководителя структурного подразделения и других ввиду своей значимости обязывает соответствующее лицо обладать высоким уровнем знания правовой науки, умением решать нестандартные задачи. Поэтому для них необходимо окончание магистратуры. Но ведь нередко можно встретить, что дипломированный юрист выполняет работу, связанную с техническим оформлением юридической документации, несложные поручения правового характера, иную работу исполнительского характера. Разумно предположить, что данного рода обязанности (помощника юриста, помощника следователя, помощника судьи, младшего специалиста в аппарате суда, секретаря судебного заседания, секретаря на предприятии, методиста и т. п.) смогут осуществлять бакалавры юриспруденции. Наличие определенного уровня образования закрепляется в квалификационных требованиях. Подобные изменения помогут разрешить сложившуюся сегодня проблему. Так, п. 7 ст. 6 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает: «Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование». В связи с этим согласно письму Минобразования РФ от 1 сентября 2003 г. N 14-52-1018ин/15 «О праве на занятие должности судьи лицом, имеющим степень бакалавра» допускается назначение на должность судьи лица, которому присвоена степень бакалавра юриспруденции и соответствующего требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации. В то же время согласно разъяснениям и рекомендациям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, данным в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <*>, квалификация «бакалавр юриспруденции» не дает гражданину право для назначения на должность судьи. Аргументируется это следующим. Предъявляемые требования к высшему юридическому образованию соответствуют требованиям, необходимым для получения высшего юридического образования, подтверждаемого присвоением квалификации «дипломированный специалист», срок освоения основных образовательных программ которого составляет не менее чем пять лет. Срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации (степени) «бакалавр» составляет не менее чем четыре года, что является недостаточным для назначения на должность судьи, тем более в условиях постоянного повышения требований для кандидатов на должности судей. ——————————— <*> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. N 6.

Предложенная нами структура юридического образования поможет избежать данных споров. Работа судьи характеризуется своей повышенной общественной значимостью, он связана с решением человеческих судеб. Судья просто не имеет права на ошибку. Поэтому помимо иных указанных в законе требований кандидат на должность судьи должен удовлетворять требованиям высокого уровня образования. Лишь окончание подготовки по программе магистра юриспруденции, определенной государственным образовательным стандартом, позволяет говорить об определенном уровне юридического знания и правовой культуры. Поэтому четко установленный перечень должностей, для занятия которых необходим диплом магистра юриспруденции, следует отразить в нормативных актах. Магистры юриспруденции вправе продолжить свое образование в аспирантуре (докторантуре), что соответствует болонскому принципу «обучение в течение всей жизни». Существующее же законодательство позволяет поступать в аспирантуру и бакалаврам. Однако трехуровневая модель высшего образования предполагает последовательный переход к следующей образовательной программе лишь после окончания учебного курса предыдущего уровня. Отсюда вытекает необходимость законодательного закрепления положения: право поступления в аспирантуру по юридической направленности предоставляется только магистрам юриспруденции. Новая система высшего юридического образования потребует внесения изменений во многие нормативные правовые акты. В первую очередь в Закон «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Также необходимо принятие новых государственных образовательных стандартов. При их разработке должны учитываться требования болонских документов. Одним из этих положений выступает внедрение кредитной системы ECTS («European Credit Transfer System» — Европейская система зачета кредитов), позволяющей измерять учебную нагрузку студента при всех формах образовательного процесса. В рамках реализации одного из центральных положений Болонской декларации — развитие европейского сотрудничества в области контроля качества — перспективным направлением выступает создание структур по оцениванию качества в определенных сферах образования на основе транснациональных стандартов. Однако на межгосударственном уровне указанным мероприятиям не уделяется должного внимания. Учитывая то положение, что центральным субъектом Болонского процесса является высшее учебное заведение, а также согласно принципу академической автономии и самостоятельности, ряд российских и зарубежных университетов в рамках эксперимента приступили к формированию международных стандартов качества юридического образования. Так, Уральская государственная юридическая академия, Пермский, Удмуртский и Тюменский университеты вместе с Ганноверским и Люнебургским университетами Германии участвуют в реализации проекта «Темпус — реформа юридического образования», цели которого — повышение качества юридического образования на основе переподготовки профессорско-преподавательских кадров, демократизация учебного процесса, предоставление студентам большей свободы в выборе учебных дисциплин и преподавателей, совершенствование индивидуальной и самостоятельной работы студентов, использование интерактивных методов, прецедентных форм обучения, информационных и дистанционных технологий, укрепление материально-технической базы вузов. По результатам эксперимента будут выработаны рекомендации по повышению качества юридического образования в России и Германии, которые впоследствии могут стать основой при создании и принятии транснациональных стандартов качества в сфере правового обучения.

——————————————————————