Рецензия на книгу Щербака Е. Н. «Платное образование в высших учебных заведениях России»
(Близнец И. А.) («Российский судья», 2010, N 7)
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ЩЕРБАКА Е. Н. «ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ» <*>, <**>
И. А. БЛИЗНЕЦ
——————————— <*> Bliznecz I. A. Review of book Shherbak E. N. Paid education in the higher educational institutions of Russia: Monograph. Moscow: YURKOMPANI, 2010. 424 p. <**> Щербак Е. Н. Платное образование в высших учебных заведениях России: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. 424 с.
Близнец И. А., ректор государственного Института интеллектуальной собственности, доктор юридических наук, профессор, действительный государственный советник 3-го класса.
Автором монографического исследования «Платное образование в высших учебных заведениях России» является кандидат исторических наук, профессор, первый проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета Евгений Николаевич Щербак.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, платное образование, студенты-юристы, судебная система.
The author of monograph «Paid Education in the Higher Educational Institutions of Russia» is the candidate of historical sciences, professor, first provost for academic affairs of Moscow State Open University Evgenij Nikolaevich Shherbak.
Key words: higher educational institution, paid education, student-lawyers, judicial system.
Рукопись Щербака Е. Н. «Платное образование в высших учебных заведениях России» с учетом ее теоретического уровня и практической направленности является фундаментальным научным трудом, в котором содержится собственный вклад автора в российскую юридическую науку. Во введении автор монографии акцентирует внимание на том, что оказание платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования требует особого внимания со стороны государства с целью обеспечения эффективного использования находящихся в этой сфере финансовых ресурсов и гарантированного получения качественных образовательных услуг. История развития правового регулирования оплаты вузам за образовательные услуги свидетельствует, что «бесплатного» образования не бывает, все зависит от того, кто выступает заказчиком на образовательные услуги вуза и из каких источников осуществляется такая оплата. Действительно, нельзя не согласиться с автором монографии в том, что меры, предпринимаемые Президентом России Д. А. Медведевым для защиты граждан, обучающихся в вузах, от последствий экономического кризиса, нацеленные на перевод студентов, оплачивающих обучение из своих средств (средств родителей), на оплату из средств федерального бюджета, свидетельствуют о важности и эффективности государственного регулирования этой сферы и в то же время выдвигают на первый план назревшую необходимость формирования административно-правовых механизмов такого регулирования. Особенности подготовки, например, кадров для судебной системы в области юриспруденции имеют специфику, что требует урегулирования процесса обучения и оплаты образования. Гарантия качества платного высшего образования связана с перераспределением ролей, которые государственные органы власти, вузы и общество должны играть при модернизации высшего образования, и особенно в части его финансирования. Рукопись состоит из четырех глав. Первая глава, «Институциональные основы высшего профессионального образования в России», посвящена изучению становления и управления высшим профессиональным образованием, а также выявлению основных направлений государственной политики формирования и развития системы платных образовательных услуг. Государственное регулирование различных сфер образовательной деятельности и, в частности, регулирование деятельности по предоставлению таких специфических услуг, как высшее профессиональное образование, связано с расходами значительных финансовых ресурсов. В условиях формирования в России рыночной экономики и демократизации общества сфера платных образовательных услуг активно развивалась с начала 1990-х гг. и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры современного общества. Государственное регулирование платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в России является важнейшим направлением государственной политики модернизации не только сферы образования, но и социальной сферы жизни общества в целом. Во второй главе, «Платное высшее профессиональное образование как объект государственного регулирования», исследуются система и структура органов государственной власти в сфере образовательной деятельности высших учебных заведений, а также место платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в системе финансирования высшей школы России. Автор монографии делает правильный вывод о том, что процесс развития высшего профессионального образования на каждом историческом этапе выдвигал на первый план различные стороны, в наибольшей степени заинтересованные или вынужденные в силу сложившихся обстоятельств и в соответствии с требованиями действующего законодательства оплачивать образовательные услуги. Однако государство всегда оставалось самым важным элементом в этой системе. Весьма точно в рецензируемой монографии подмечено, что до сих пор в юридической литературе имеют место споры о правовой природе отношений по оказанию платных образовательных услуг (в частности, в сфере высшего профессионального образования), о роли государства в регулировании этих отношений. Более того, в российском законодательстве нет легального определения понятия «платные образовательные услуги», как правило, такие правоотношения рассматриваются исключительно как гражданско-правовые. Однако такой узкий подход не дает возможности в полной мере оценить всю важность управления этими отношениями в интересах общества. Третья глава, «Механизм государственного регулирования правоотношений по оказанию платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в России», посвящена правовой характеристике, элементному составу и существенным условиям оказания платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования, а также правовому регулированию и особенностям современного образовательного кредитования. Е. Н. Щербак весьма уверенно доказывает, что управление и организация деятельности вузов находят свое место в формировании комплексной государственной политики по оптимизации высшей школы, на основе составленных краткосрочных и долгосрочных программ развития образования, поиска структурно-управленческой системы, действующей в рамках конкретного высшего учебного заведения, и в целом вузов как единиц системы платного образования в высшей школе. При этом механизм административно-правового регулирования системы управления высшего профессионального образования в обобщенном виде можно представить как взаимосвязанную совокупность элементов, которые воздействуют на общественные отношения в сфере высшего профессионального образования, организуя их в соответствии с задачами государства и общества. Четвертая глава монографии, «Перспективы развития государственного регулирования платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в России», посвящена изучению модернизационных основ политики в сфере государственного и муниципального управления системой оказания высшими учебными заведениями платных образовательных услуг, а также выявлению перспектив развития направлений государственного регулирования оказания высшими учебными заведениями платных образовательных услуг. Комплексный характер правового регулирования сферы образования и, соответственно, платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования определяет разноплановый характер научных источников. Представленная монография Щербака Е. Н. «Платное образование в высших учебных заведениях России» написана на высоком научно-теоретическом уровне. Перед нами серьезный академический труд. Автор сумел с учетом требований методики современного преподавания доступным и понятным языком изложить свое видение вопроса государственного регулирования платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в современной России. Следует особо отметить, что методический уровень подачи материала рукописи делает возможным использование его в конкретных образовательных технологиях по установлению наилучших способов осмысления и познания обучающимися дисциплины «Образовательное право». Обобщая все вышеизложенное, приходим к выводу о том, что рецензируемая монография является новой страницей в теории и практике отечественного образования, в том числе и подготовке кадров в области юриспруденции и, в частности, для судебной системы.
——————————————————————