Подготовка кадров сферы рекреации и туризма в условиях модернизации высшего профессионального образования, или Компетентностный подход к подготовке специалистов сферы рекреации и туризма

(Зверева В. Н.)

(«Туризм: право и экономика», 2008, N 4)

ПОДГОТОВКА КАДРОВ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ

МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ИЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА

В. Н. ЗВЕРЕВА

Зверева В. Н., аспирант очного отделения Института туризма РГУФК (г. Москва).

Рекреационно-оздоровительная и туристская деятельность заняла одно из ведущих мест в сфере социальных и экономических отношений стала наиболее распространенной формой досуга различных слоев населения. Актуальность совершенствования подготовки специалистов рекреационно-туристской сферы усиливается выбором нашей страны столицей зимней Олимпиады — 2014 г.

Начало третьего тысячелетия вошло в историю как период интенсивного развития и качественных преобразований в сфере высшего образования, связанных с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В частности, все эти вопросы обсуждаются в контексте Болонского процесса. «Болонским» называют процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы.

В 1999 г. в Болонье состоялась историческая первая конференция европейских министров, отвечающих за образование. Принятая ими Декларация «Зона европейского высшего образования» определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. С этой Декларации и начинается собственно Болонский процесс, который предполагается завершить к 2010 г.

К основным целям стратегии реформирования европейской высшей школы относятся:

— принятие системы сопоставимых документов о высшем образовании, в том числе введение единой формы приложения к диплому для выпускников вузов Европы для обеспечения возможности трудоустройства и повышения международной конкурентоспособности;

— переход к двухуровневой (бакалавр — магистр) системе высшего образования;

— внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин, в рамках которой было введено понятие «кредит» как единицы измерения сложности предмета.

Для выбора двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура), типичной для Великобритании, США и большинства европейских стран, имеются очень веские основания. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах — от 3 до 4 лет). При этом бакалавриат дает законченное высшее образование, выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на соответствующие штатные должности. Магистратура (обычно 1 — 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

В сентябре 2003 г. к Болонской декларации присоединилась Россия. Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 — 2010 гг. (утвержден Приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. N 40) предусматривается:

— внесение в Правительство Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования);

— внесение в Правительство Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработки государственных образовательных стандартов профессионального образования);

— разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц;

— разработка методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах — участниках Болонской декларации;

— нормативно-правовая поддержка осуществления академической мобильности студентов и преподавателей вузов и др.

В России в соответствии с требованиями международных стандартов результаты высшего профессионального образования формулируются в новых категориях — компетенция/компетентность. Это обусловлено необходимостью смены концепции образовательной модели со «знаниевой» на «компетентностную». В этой концепции результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к успешной деятельности за пределами системы образования. По мнению западных экспертов, результаты образования, выраженные на языке компетенций, — это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности. В условиях России реализация компетентностного подхода может выступить дополнительным фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится: «Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффектной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования».

В европейских университетах все чаще квалификация как степень профессиональной подготовленности работника, определяемая наличием у него знаний, умений и навыков, признается как недостаточно адекватная мера для проектирования высшего образования. В мире динамизма и ненадежности, когда происходит трансформация традиционных форм в новую систему гибких, многообразных, полных риска форм занятости, от выпускников все чаще требуется не квалификация, а компетенция.

В европейском проекте TUNING («Настройка образовательных структур в Европе») дается следующее определение компетенции: «…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать».

Ю. Г. Татур понимает компетентность специалиста с высшим образованием как «проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования».

В отечественной образовательной практике принято разделять понятия «компетенция», «компетентность». Исходя из семантики слов, отмечается, что компетентность — это владение определенной компетенцией.

Выделяют следующие особенности, отличающие компетентность от таких традиционных понятий, как «знания», «умения», «навыки», «опыт»:

— интегративный характер компетентности;

— соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности;

— практико-ориентированная направленность.

Результат профессиональной подготовки кадров сферы рекреации и туризма, осуществляемый в логике компетентностного подхода, может быть достаточно полно описан с помощью понятия «профессиональная компетентность», под которой понимается способность и готовность специалиста решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Интегративный характер профессиональной компетентности определяется тем, что ее структура включает: профессиональные знания как обусловленные практикой необходимые сведения обо всех сторонах трудовой деятельности, они составляют основу для формирования умений, навыков, специфических личностных качеств, профессиональных позиций; профессиональные умения как усвоенный специалистом способ выполнения профессиональных действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний; профессиональный навык в виде профессионального действия, сформированного путем повторения, характеризующегося высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля; профессиональные качества личности специалиста выражают сформированность всех компонентов его психики — процессов, свойств, образований, состояний, их специфика определяется влиянием условий и факторов профессиональной деятельности; профессиональную позицию специалиста и высокую мотивацию достижений как его устойчивые установки и ориентации, систему отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания в процессе трудовой деятельности.

Практически все исследователи компетентностного подхода стремятся описать желаемый результат образования не одной, а несколькими (базовыми, ключевыми и др.) компетентностями.

В структуре профессиональной компетентности будущего специалиста можно выделить ключевые, базовые (общепрофессиональные) и специальные компетентности. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире и проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Базовые (общепрофессиональные) компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности. Причем все три вида компетентности взаимосвязаны и развиваются одновременно (В. И. Байденко, 2005 г.; И. А. Зимняя, 2004 г.).

Согласно закономерностям профессионального развития специалиста в системе высшего образования, формирование его профессиональной компетентности происходит в три этапа: на первом развиваются ключевые компетентности в контексте будущей профессиональной деятельности; на втором — обучающийся «погружается» в профессиональные задачи, осваивает способы их решения, которые содействуют становлению общепрофессиональной компетентности на основе ключевой; на третьем — формируется специализированная компетентность на основе развитой общепрофессиональной.

Процесс подготовки кадров сферы рекреации и туризма на современном этапе развития высшей школы характеризуется качественным обновлением содержания образования в соответствии с современным уровнем технологий, применяемых в туристической индустрии, с учетом запросов рынка труда по формированию необходимых профессиональных компетенций выпускника, необходимостью развития в контексте европейской интеграции.

Востребованность компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов обусловлена в первую очередь тем, что современная экономика ориентирована на кадры, которые намного превосходят показатели образования большинства выпускников высшей школы. Более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания и умения, а обобщенные качества, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы. Соответственно, компетенция предъявляется работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника.

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед высшей школой, является построение такой системы подготовки кадров сферы рекреации и туризма, которая позволила бы обеспечить будущих специалистов набором необходимых специальных компетенций/компетентностей, навыками решения творческих задач, формированием креативных способностей.

Современные направления модернизации высшей школы России, связанные со сменой образовательной парадигмы, интеграцией высшей профессиональной школы в единое европейское образовательное пространство, серьезным образом меняют стратегию подготовки кадров сферы рекреации и туризма. Она становится ориентированной на потребности экономической деятельности региона, конкретных работодателей, запросы субъектов рыночных отношений.

Переход к компетентностному подходу при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является своевременным и необходимым, так как интегративная оценка качества подготовки специалиста рекреационно-туристской сферы может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности как критерия готовности к профессиональной деятельности. Важно изменение самой логики целеполагания образовательного процесса: не что знать, а что и как уметь.

Профессиональная компетентность специалиста по рекреации и туризму, определяемая как его готовность и способность принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности на основе интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволит будущему специалисту эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность, обеспечит ему конкурентоспособность и уверенность в собственных силах.

Литература

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М., 2005.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. N 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации».

5. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

——————————————————————