Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы
(Пальцева И.) («ЭЖ-Юрист», 2014, N 12)
ВЫ, КАК СУДЬИ, НАРИСУЙТЕ НАШИ СУДЬБЫ
И. ПАЛЬЦЕВА
Ирина Пальцева, кандидат юридических наук, г. Краснодар.
Юридическая действительность, как и любое другое явление этого мира, имеет право на существование в искусстве. Один из примеров взаимодействия права и искусства — судьбы художников, не только живописцев, но и юристов по образованию. Расскажем о живописце, который отказался от карьеры в юриспруденции, сделав выбор в пользу искусства.
Юрист или художник?
Наверное, когда родился Василий Кандинский (1866 — 1944), у его колыбели стояли две феи и спорили: юристом быть ему или художником? Живопись, а точнее любовь к ней, круто изменила судьбу Кандинского. Когда Василий окончил одесскую гимназию, было решено, что он поедет поступать на юридический факультет Московского университета. Кандинский с интересом изучал право, готовился к написанию диссертации, получил предложение занять место профессора юриспруденции. Может, не стоило успешному юристу, с отличием окончившему юридический факультет Московского университета, в 30 лет отказываться от предложения занять место профессора? Не сожалел ли он о своем выборе, отправившись в Мюнхен, который в 1896 году являлся одним из центров культуры, учиться живописи? Вот как о Кандинском отозвался русский художник Игорь Грабарь, когда увидел его в мюнхенской школе Антона Ашбе: «Является какой-то господин с ящиком красок, занимает место и принимается работать. Вид совершенно русский, даже с оттенком Московского университета и даже с каким-то намеком на магистранство… Оказался Кандинским». И еще: «Он какой-то чудак, очень мало напоминает художника, совершенно ничего не умеет, но, впрочем, по-видимому, симпатичный малый» <1>. ——————————— <1> Грабарь И. Э. Письма. 1891 — 1917. М., 1974. Цит. по: Василий Кандинский. Точка и линия на плоскости. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2008.
В 1900 году началось обучение в Мюнхенской академии художеств, последовали выставки, путешествия, написание книг. Творчество Кандинского приобрело мировое значение и мировую известность. В автобиографической книге «Текст художника. Ступени» Кандинский размышляет над тем, что занятия юридическими науками даром не прошли, они упражняли способность углубляться в сферу отвлеченного. Помимо политической экономии его захватывало римское право, уголовное право, история русского права и обычное право, этнография. Эти науки позволяли переживать внутренний подъем, вдохновение. Но часы, проведенные за изучением правовых наук, бледнели при первом соприкосновении с искусством. Было бы ошибкой считать, что поздняя смена профессиональной ориентации перечеркнула ранний опыт. Отказавшись от кафедры в Дерпте ради мюнхенской художественной школы, Кандинский не отказался от ценностей науки <2>. ——————————— <2> Даниэль С. От вдохновения к рефлексии: Кандинский — теоретик искусства.
В 1914 году он приехал в Москву. Здесь его застала революция. Кандинский принял ее, занялся общественной деятельностью, участвовал в организации охраны памятников искусства, преподавал. Однако, несмотря на искреннее желание вписаться в новую жизнь, это у него не получилось, и в 1921 году Василий Васильевич навсегда уезжает в Германию. Здесь, в Высшей школе строительства и художественного конструирования (Баухауз), он возглавил мастерскую настенной живописи. Но в 1933 году Кандинский вынужден уехать из Германии: тоталитарная система не признавала абстрактного искусства.
Один из многих
Последние годы жизни художник провел во Франции. Им написаны книги «О духовном в искусстве», «Текст художника. Ступени», «Точка и линия на плоскости», статьи, доклады, манифесты, которые помогают понять его картины, его абстрактную, «беспредметную» живопись, которая, по мнению художника, не вычеркивает прежнее искусство, а разделяет его ствол на две главные ветви, без которых образование кроны зеленого дерева было бы немыслимым. Кандинский считал возможным передать с помощью живописи музыку, чувства, эмоциональное состояние. Различные периоды творчества художника отличаются. В его абстракциях можно почувствовать сдержанность и мягкость, подъем творческой энергии и накал страстей. Названия картин — «Вибрация» (1924), «Маленькая мечта в красном» (1925), «Движение» (1935), «Различные происшествия» (1941) — заставляют думать, а затем, рассматривая произведения, чувствовать, наверное, что-то свое, не всегда авторское. Но равнодушно смотреть на эти работы не получится, они манят, притягивают, а значит, обладают каким-то секретом, тайной, присущей шедеврам. Творения русского художника, юриста и живописца Кандинского вызывают бесконечный интерес в музеях мира, а на мировых художественных аукционах пользуются неимоверным спросом. Кроме Кандинского есть и другие художники, имеющие отношение к юриспруденции. Николай Рерих, Игорь Грабарь, Василий Поленов, французский художник Анри Матисс — тоже наши коллеги, юристы по образованию. Юриспруденция, безусловно, влияла на творческий процесс, на выбор сюжетов для написанных ими прекрасных полотен, на их судьбу. Не раз сцены суда, размышления над нравственностью и справедливостью не только общества в целом, но и самих судей, как и других участников процесса, становились сюжетом того или иного живописного произведения. Так, автор знаменитого «Московского дворика», юрист по образованию, В. Поленов в 1888 году вынес на суд зрителей картину глубокого нравственного содержания «Христос и грешница (Кто без греха?)». Художник-юрист напоминает нам, что, прежде чем осудить кого-то и выбрать меру наказания, нужно понаблюдать за собой, обратиться внутрь себя. Но судьбы этих художников — темы для отдельных статей.
——————————————————————