Вопросы правового регулирования деятельности учреждений культуры в условиях городских поселений

(Михалева Е. Ю.) («Административное право и процесс», 2010, N 3)

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ <*>

Е. Ю. МИХАЛЕВА

——————————— <*> Mihaleva E. Y. Issues of legal regulation of activity of institutions of culture in conditions of urban settlements.

Михалева Е. Ю., соискатель Современной гуманитарной академии.

Суть права в области культуры — это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства.

Ключевые слова: правовое регулирование культурной жизни, система управленческих отношений, городское поселение, культурно-досуговая деятельность, муниципальные образования.

The essence of law in the sphere of culture is the guarantees of freedom of culture and cultural activity of personality by harmonization of relations of various subjects of cultural life, associations of citizens and the state.

Key words: legal regulation of cultural life, system of managerial relations, urban settlement, cultural-leisure activity, municipal formations.

В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Проблема организации и деятельности учреждений культуры в условиях городских поселений актуальна потому, что в малых городах России проживает больше половины населения страны, следовательно, проблема выходит за рамки локальной. Население городского поселения проживает в условиях меньшей анонимности общения, большей компактности неформальных объединений, мест проведения досуга. В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает поиск новых форм культурной деятельности в городских поселениях. Необходимы также новые подходы к правовому регулированию деятельности учреждений культуры в городских поселениях. В сфере культуры постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны поощрять приобщение граждан страны к творчеству, культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами, а также создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования посредством поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций. На смену морально-нравственным ограничениям деятельности учреждений пришли ограничения материального характера. В то же время в результате расширения прав местного самоуправления, получения экономической самостоятельности меняются финансовые, хозяйственные, экономические, правовые, культурно-досуговые отношения. Учреждения культуры приобретают реальную экономическую свободу и отстаивают собственный вариант хозяйственной и культурно-досуговой деятельности. Правовая и экономическая самостоятельность в корне меняет содержание и формы взаимоотношений в любом социокультурном учреждении, будь то дом культуры, досуговый центр или музыкальный коллектив, как между его работниками, так и органами управления и с посетителями (потребителями социокультурных услуг). Определение стратегии и тактики культурной деятельности теперь становится внутренним делом коллектива данного учреждения, а основным ограничителем его свободного поведения является законодательство и утвержденный на его основе устав. Таким образом, экономические и правовые изменения в стране привели к насущной необходимости реформирования организации и деятельности учреждений культуры и в первую очередь — в городских поселениях России. Городское поселение — это муниципальные образования городского округа. Согласно ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся: организация библиотечного обслуживания населения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения; обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе и в культурной сфере. В этом — суть местного самоуправления. Статья 132 Конституции РФ предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Однако обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований сталкивается с большими трудностями: возрастает нагрузка и перекладывается ответственность на органы местного самоуправления в социально-культурной и коммунально-бытовой областях, так как передача муниципальным образованиям некогда ведомственных объектов этих сфер осуществляется без учета реальных возможностей организации управления на местах, без должного финансирования. Органам местного самоуправления не хватает средств на содержание этих объектов, их модернизацию и поддержку. Федеральный закон закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов, которые должны формироваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых законами субъектов Федерации. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов. Однако закрепленный законом механизм финансового обеспечения муниципальной деятельности в полной мере пока не действует: необходимо приведение налогового, бюджетного законодательства в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Существует практическая потребность в разработке конкретных решений в организации деятельности учреждений культуры в сложившихся политических, экономических и социальных условиях. Преобразование культурно-досуговой деятельности оказывает существенное влияние на реализацию воспитательно-педагогических процессов. Так как выбор мест проведения досуга в малых городах на несколько порядков ниже, чем в центральных, то на учреждения культуры малых городов падает гораздо более высокая ответственность за нравственное и культурное воспитание всех слоев населения, а также формирование художественного вкуса. Для реализации права граждан на культурную деятельность необходимо принятие закона «Об организации и деятельности учреждений культуры в малых городах Российской Федерации», поскольку специфические условия жизни людей в малых городах ставят учреждения культуры перед необходимостью полифонической и дифференцированной деятельности, возмещая отсутствие разветвленной сети объектов культуры и других типов учреждений культуры и искусства в городе. В глубоком преобразовании нуждается, прежде всего, правовая, хозяйственная и культурно-досуговая сторона деятельности учреждений культуры малых городов РФ. Эту проблему можно решить, внедряя на законодательном уровне инновационную модель организации полифонической и дифференцированной деятельности учреждений культуры, предусматривающую оказание населению широкого комплекса услуг по организации досуга в рамках одного учреждения. Такой подход позволит высвободить дополнительные материальные и людские ресурсы на совершенствование культурно-досуговой и воспитательно-педагогической деятельности учреждений культуры. Кроме того, принятие закона изменит гражданско-правовой статус учреждений культуры малых городов в сторону увеличения его значимости, что также положительно отразится на реализации права граждан на культурную деятельность.

——————————————————————