О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов

(Поздняков В. М.) («Юридическая психология», 2010, N 3)

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТОВ <*>

В. М. ПОЗДНЯКОВ

——————————— <*> Pozdnyakov V. M. On professional-psychology knowledge and psychological culture of personality of lawyers.

Поздняков Вячеслав Михайлович, Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова.

В статье рассмотрены состояние и сферы востребованности развития профессионально-психологической компетентности и психологической культуры личности юристов, с учетом отечественных и зарубежных исследований определены психологическое содержание и структуры данных феноменов, а также предложены меры по преодолению узких мест и недостатков в психологической подготовке юристов в вузах России в соответствии с принципами Болонского процесса.

Ключевые слова: профессионально-психологическая компетентность юриста, психологическая культура личности юриста, концепция профессии, ценностно-смысловая направленность личности, аутопсихологическая компетентность, междисциплинарная интеграция в образовании.

The article considers the state and spheres of demand for development of professional-psychology culture of personality of lawyers; with a glance to native and foreign studies determines psychological contents and structures of these phenomena and also proposes measures with regard to negotiation of bottlenecks and drawbacks in psychological training of lawyers in the institutions of higher education of Russia in accordance with principles of Bologna Process.

Key words: professional-psychology knowledge of lawyer, psychological culture of personality of lawyer, conception of profession, value-meaning direction of personality, outopsychic knowledge, inter-disciplinary integration in education.

Уже второе десятилетие наша страна переживает бум юридического образования. В итоге массовой подготовки юристов, причем как в признанных академических центрах, так и в интенсивно развивающейся системе некоммерческих образовательных учреждений, наметилась тенденция к перепроизводству кадров и создались условия для их конкурентности на рынке труда. При этом практика последних лет свидетельствует, что работодатели стали предъявлять высокие требования как к различным сторонам профессиональной подготовленности, так и к социально-культурной зрелости личности выпускников юридических факультетов. Ведь юристам приходится действовать в условиях динамичной трансформации законодательства, расширенного внимания общественности и СМИ к деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, усиления контроля за качеством осуществления правовых услуг организациям и защиты прав и законных интересов граждан. Как свидетельствуют данные недавно проведенного репрезентативного интернет-опроса на тему «Юристы и психология», сегодня повышение психологической компетентности необходимо юристам разных сфер юридического труда, так как на это указали все участники опроса, а 12,5% из них считают, что это «очень важно, больше, чем для других профессий». Одновременно со стороны двух третей респондентов (64,71%) обращено внимание на «актуальность создания специальных психологических тренингов для юристов». Отмечается, что участие в них востребовано всеми категориями юристов, но в особой мере теми, кто реализует новые формы профессиональной деятельности — участие в переговорах при заключении деловых сделок, сопровождение риелторской и коллекторской деятельности, осуществление медиации (посредничества) в рамках процедуры «восстановительного правосудия» и др. (Жданухин Д. Ю., 2010). Анализируя современную практику психологической подготовки юристов в высших образовательных учреждениях и ее дидактического обеспечения, можно констатировать наличие ряда узких мест и нерешенных проблем. Во-первых, за исключением образовательных учреждений правоохранительных органов, профессионально-психологическая подготовка будущих юристов в гражданских вузах осуществляется на основе ограниченного объема аудиторных занятий и преимущественно на втором и третьем курсах, когда еще не пройдены многие отраслевые юридические дисциплины. Во-вторых, доминирование лекционно-семинарской формы занятий и одновременно отсутствие комплекса дидактически обоснованных заданий для самостоятельной работы (с отработкой первичных умений и навыков) негативно сказывается на практической облученности будущих юристов. В-третьих, опора на изданные в последние годы отечественные учебники и пособия по юридической психологии не позволяет обучающимся полноценно знакомиться с богатством теоретико-психологических подходов и исследований, а также новыми направлениями психотехнического обеспечения правовой сферы. В-четвертых, пока в недостаточной мере в образовательной практике используются психотехнологии и методические рекомендации из диссертационных исследований по проблеме совершенствования качества профессионально-психологической подготовки специалистов юридического профиля (Столяренко А. М., 1999; Артемова Г. А., 2005; Сивак А. Н., 2004; Енгалычев В. Ф., 2007; Савельева И. В., 2007; и др.). Преодоление указанных недостатков видится в переходе отечественных вузов от традиционной знаниево-предметной системы подготовки юристов к реализации в высшей школе компетентностной модели. Однако, учитывая зарубежный опыт (Равен Дж., 2002), чтобы данная модель реально обеспечивала активность обучающихся в профразвитии личности, а также способствовала повышению мобильности выпускников в динамично изменяющихся условиях, необходимо в государственных образовательных стандартах третьего поколения, которые будут вводиться с 2011 г., прописать профессионально-психологическую компетентность юристов в рамках «плавающих профграниц». Это позволит, с одной стороны, лучше учесть перспективу трансформации юридических специализаций в условиях глобализации и развития информационного общества, а с другой — создать условия для формирования у обучающихся в вузах диспозиции самоорганизации и ответственности как субъектов труда. При внедрении компетентностной модели в практику подготовки юристов представляется важным учесть исследования психологов (Рыбников В. Ю., 2000; Шаранов Ю. А., 2000; Алексеева Л. В., 2010; Смирнов В. Н., Петухов Е. В., 2010), в которых выявлено, что профессиональная деятельность юристов не только содержательно-психологически весьма разнопланова, но и динамика условий ее реализации может создавать дополнительные субъективные затруднения, так как труду юристов одновременно присущи: — и рутинность, и творческий характер; — педантичность, скрупулезность в процессуально значимых профдействиях и гибкость в поведении (особенно при возникновении особых и экстремальных условий); — самостоятельность в профдействиях и необходимость их субординированной согласованности; — властность, обязательность принимаемых решений и опасность соблазнов использования своего статусного положения; — нормативность профессионального поведения и должная чувствительность к проблемам людей. С учетом отмеченных противоречивых особенностей профессиональной деятельности юристов реализация в рамках вузовской подготовки компетентностной модели состоит не просто в усилении практической профессионально-психологической подготовленности, но и в развитии у обучающихся психологической культуры личности. На важность последнего указывают проведенные под нашим руководством диссертационные исследования по проблеме профстановления специалистов юридического профиля и психопрофилактике развития у них профдеструкций (Мальцева Т. В., 2003; Реуцкая И. Е., 2004; Протасова Г. В., 2005; Соболев Н. Г., 2007; Беспалая С. Г., 2007; Стряпина Н. В., 2009; Кусакина Е. А., 2010). Полученные эмпирические данные позволяют лучше понять взаимосвязь и различия в феноменах «профессионально-психологическая компетентность» и «психологическая культура личности». Феномен «компетентность» как сложно организованный конструкт, характеризующий профессиогенез психики, имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Первая из них характеризует соответствие выпускников вуза социально-исторически обусловленным и прагматически сформулированным профсообществом требованиям, а вторая — акцентирует важность профессиональной самоактуализации личности, ее мотивации аффилиации, способности самостоятельно и творчески преодолевать возникающие в профдеятельности проблемы. Нами разделяется позиция современных психологов (Безносов С. П., 1997; Медведев В. С., 1999; Спиридонов В. Ф., 2002), что генезис профкомпетентности связан не только с качественными новообразованиями психики, но и может вести к возникновению «профессиональных деструкций» (например, к «профдеформации» — размыванию внешних границ феномена компетенции и переносу форм «компетентного» поведения, мышления и переживания на более широкий круг ситуаций; к использованию полученного психологического инструментария при недостаточной социально-нравственной зрелости личности преимущественно для манипулирования людьми и т. д.). Для профилактики указанных и иных профдеструкций уже на вузовском этапе подготовки юристов важно формировать у них психологическую компетентность одновременно в ракурсе следующих аспектов: 1) когнитивного, обеспечивающего адекватное усвоение и использование понятий и теорий, а также отрефлексированных «скрытых знаний» из жизненного опыта; 2) функционального, связанного с развитием не только профессиональных умений в контексте возможной специализации, но и способности творчески подходить к разрешению проблем в сфере профтруда; 3) деонтологического, базирующегося на выработке установок на соблюдение законности и отстаивание нравственно-этических и профессиональных ценностей при реализации профдеятельности; 4) личностного, ориентирующего на акмеологическое развитие и эмпатийно-толерантное поведение в отношении своих различных клиентов. Ориентация образовательных программ юридических факультетов вузов на вышеуказанные аспекты должна способствовать раскрытию у обучающихся индивидуального потенциала личности и формированию просоциальной направленности. Поэтому при переходе отечественной системы высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса на многоуровневую систему подготовки юристов все более востребуется личностно развивающий подход, целью которого уже на уровне бакалавра является формирование у обучающихся разноплановых компетенций, причем как инвариантных к области профессиональной деятельности, так и специальных. Как известно, в европейских образовательных стандартах инвариантными для бакалавра по гуманитарным специальностям являются общенаучные, общепрофессиональные, экономические, информационные и социально-личностные компетенции, а специальные компетенции определяются применительно к области деятельности по конкретным направлениям и специальностям. Компетенциями более высокого уровня должен обладать магистр, в том числе владея методикой организации научных исследований и осуществлении инновационных проектов, современными подходами к работе с персоналом и создания инновационных коллективов. Учитывая, что среди обучающихся на юридических факультетах вузов России более 90% имеют намерение получать магистерский уровень юридического образования (Кириленко В. П., Пиджаков А. Ю., 2005), а профессия юристов относится к типу «человек — человек» (по классификации Е. А. Климова) и как следствие создает предпосылки для профвыгорания личности, представляется важным при профподготовке юристов обращать внимание на развитие двух сторон их профессионализма: профессионализма деятельности и профессионализма личности. Первая составляющая профессионализма юристов, во многом базирующаяся на профессионально-деятельностной психологической компетентности, характеризует процессуально-результативные особенности их профессионального поведения, и, прежде всего, в аспекте успешного преодоления возникающих проблемных ситуаций. Ведь, как выявлено в исследовании О. М. Куколевой (2002), компетентные люди в условиях возникновения проблемы сразу же включаются в поиск и нахождение операциональных способов ее решения, так как у них, в отличие от некомпетентных людей, представление проблемы организуется как задача, требующая предметной дифференциации и дивергентного подхода, в том числе на основе скомпенсированного преодоления имеющихся личных затруднений. И именно такой диагностико-коррекционный подход с целью формирования конкретных видов профессионально-психологической компетентности юристов реализован прежде всего в диссертационных исследованиях юридических психологов, проведенных в последние годы, в том числе по развитию таких видов компетентности, как морально-психологическая (Соколова Е. Н., 1999; Знаменская А. А., 2004); коммуникативная (Аминов И. И., 2000; Кондаурова О. П., 2001; Кораблев С. Е., 2003; Возженникова О. С., 2004; Коновалова Т. Ю., 2004; Мишин К. А., 2007; Потлачук Н. В., 2009); профессионально-перцептивная (Свободный Ф. К., 2004; Гребенников А. Б., 2006; Кусакина Е. А., 2010); конфликтологическая (Трубочкин В. П.); регулятивная (Пестриков Д. В., 2007; Соловьева Г. В., 2007; Попов И. О., 2009); профессионально-ролевая (Гусева Н. В., 2007). Однако следует и критично отметить, что разработанные психологами разноплановые психотехнологии преимущественно реализуются в практике психологического обеспечения деятельности сотрудников правоохранительных органов, но не при профподготовке юристов в гражданских вузах. Вторая составляющая профессионализма юристов — психологическая культура личности — предопределяется прежде всего ценностно-смысловой направленностью личности и аутопсихологической компетентностью, что в итоге характеризует оптимальность реализации специалистом профессионального поведения, в том числе и в аспекте психологического здоровья. И хотя о важности развития психологической культуры личности юриста речь ведется уже несколько десятилетий (Ратинов А. Р., 1987; Столяренко А. М., 1989; Поздняков В. М., 1992; Васильев В. Л., 1998 и др.), в отношении операционализации данного феномена как теоретического конструкта существует еще много нерешенных проблем. Нами разделяется позиция В. Библера (1989), что «культура — это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, т. е. свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности». В этой связи в качестве структурных компонентов психологической культуры личности представляется возможным, вслед за Я. Л. Коломинским (2000), выделять две взаимосвязанные составляющие — концептуально-теоретическую и практическую. Концептуально-теоретическая составляющая психологической культуры личности юриста базируется на сформированности «концепции профессии» — представлений о ее сущности (духе), ее миссии, вытекающего из нее идеала профессионального поведения (Kasher A., 2005, p. 70 — 75). При этом для появления системного «индивидуального видения профессии», по мнению данного ученого, недостаточно быть компетентным только в своей сфере, так как запросы и ценности общества (и клиентов) необходимо перевести на язык ориентиров для профессионально-личностного развития и деятельности, которая ради этого общества (и клиентов) осуществляется, т. е. получить, прежде всего, ответы на следующие вопросы: — Какова высшая цель данной профессии, во имя каких человеческих потребностей она осуществляется? — Какой спектр научных и ненаучных знаний необходим носителю данной профессии для реализации ее миссии? — Какие сущности входят в рамки объекта профессионального воздействия и преобразования (с кем или с чем носитель данной профессии имеет право работать)? — Каковы основные критерии эффективности и нравственной направленности результатов (продуктов) его преобразующей деятельности? — Какие нормы профессионального взаимодействия должны использоваться при достижении цели преобразующей деятельности, так как «цель не всегда оправдывает средства»? И хотя, по мнению А. Кашера (Kasher A., 2005, p. 78 — 83), «в чем состоит отличие призвания носителя именно моей профессии в отличие от другой, как проблемный вопрос может пересматриваться на каждом новом витке профессиогенеза специалиста», но обеспечить будущим юристам условия первичного рефлексивного поиска ответов на вышеуказанные вопросы, на наш взгляд, необходимо уже на этапе вузовской подготовки. Здесь значительная роль принадлежит личностно развивающему психологическому образованию будущих юристов. Оно призвано обеспечить осознанный выбор и принятие юристами личностно значимой «модели гуманистического человека», которая крайне необходима им как для профессионального саморазвития личности, так и для построения конструктивного поведения как субъектами познания, общения и труда. При этом технология формирования у обучающихся «профессионального гештальта» уже стала предметом специального исследования (С. С. Харин, 2009). Развитию ценностно-смысловой направленности и активизации потенциала личности будущих юристов (прежде всего в аспекте способностей и умений, структурирующих их профессиогенез: ценностно-поисковых, рефлексивных, творческих, умений саморегуляции и самосовершенствования) должна способствовать интеграция учебных дисциплин. Однако следует критично отметить, что, начиная профподготовку будущих юристов с междисциплинарной дисциплины «Введение в профессию», после прохождения обучающимися значительного числа общепрофессиональных дисциплин и предметов специализации на завершающем этапе вузовской подготовки нет их «междисциплинарной доводки» в аспекте реализации комплексного подхода в профдеятельности. В связи с этим представляется важным разработать и включить в программу выпускного курса спецпрактикум «Профессиональное мастерство юриста». Вклад в него преподавателей психологии может состоять в разработке и реализации раздела «Аутопсихологическая компетентность юристов», который построен на основе системы профессионально значимых дидактических единиц «личность в ситуации» и обеспечивает развитие практической составляющей психологической культуры личности. Опыт успешного развития аутопсихологической компетентности — сложноинтегрированного личностного новообразования, включающего уровневое освоение человеком знаний, умений и навыков в сфере самопознания, саморегуляции и самореализации (Степнова Л. А., 2003) к настоящему времени уже накоплен значительный. Установлено, что благодаря развитию у обучающихся аутопсихологической компетентности появляется возможность в коррекции сложившейся профессиональной Я-концепции, основанной на знании о себе и о предстоящей деятельности по избранной правовой специализации, в том числе в ракурсе карьерных перспектив и личной способности к социально-профессиональным изменениям. Кроме того, развитая аутопсихологическая компетентность, выступая как способность к самосовершенствованию и психологически оптимальному использованию собственных психических ресурсов, становится внутренним механизмом обеспечения благоприятных для личности ситуаций профдеятельности, причем как на основе конструктивного диалогического взаимодействия с окружающими людьми, так и изменения своего психического состояния за счет рефлексии субъективного опыта и саморегуляции в изменяющихся условиях труда, психологической мобилизации и проявления волевой активности для достижения значимых результатов. В заключение настоящей публикации, учитывая статус данной международной конференции и присутствие на ней представителей Европейской ассоциации права и психологии, хотелось внести предложение об объединении усилий юридических психологов в разработке международных стандартов качества юридического образования, чтобы в итоге мониторинг уровня профессионально-психологической компетентности и психологической культуры стал важным элементом в признании квалификации выпускников юридических факультетов вузов.

Литература

1. Артемова Г. А. Общественно-производственная практика в профессиональном становлении студентов юридического факультета (вуза): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности: Автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 1997. 3. Библер В. Культура // Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 234. 4. Васильев В. Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности // Закон. Журнал для прокуроров и следователей. СПб., 1998. 5. Енгалычев В. Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии: Автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 2007. 6. Жданухин Д. Ю. Юристы и психология: стереотипы и возможности. URL: http://www. clj. ru/discussion/career/040801. 7. Кириленко В. П., Пиджаков А. Ю. Перспективы развития юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // Юридическое образование и наука. 2005. N 3. 8. Коломинский Я. Л. Психологическая культура или психологическая цивилизация. URL: http://charko. na. ru/tekst/alm4/kol. htm. 9. Куколева О. М. Представление о проблемной ситуации как маркер компетентности решателя // Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода: Материалы вторых чтений, посвященных памяти Л. С. Выготского. М., 2002. С. 231. 10. Медведев В. С. Психология профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. … докт. психол. наук. Киев, 1999. 11. Савельева И. В. Развитие психологической культуры юристов в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Белгород, 2007. 12. Спиридонов В. Ф. Психологический анализ феномена компетентности // Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода: материалы вторых чтений, посвященных памяти Л. С. Выготского. М., 2002. 13. Поздняков В. М. К вопросу о повышении социально-психологической культуры специалистов ИТУ // Социальные и правовые проблемы перестройки ИТУ: Сб. науч. тр. РВШ МВД СССР. Рязань, 1992. 14. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984). 15. Ратинов А. Р. Актуальные задачи психологии права // Психологический журнал. 1987. N 1. 16. Сивак А. Н. Психологическое обеспечение успешности учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 17. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2003. 18. Столяренко А. М. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и демократизации общества // Вопросы психологии. 1989. N 4. 19. Столяренко А. М. Юридическая педагогика: методология, теория, практика: Автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 1999. 20. Харин С. С. Технология формирования профессионального гештальта у студентов // URL: http://charko. narod. ru/tekst/unpsobr/4.htm. 21. Шаранов Ю. А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 2000. 22. Kasher A. Professonal Ethics and Collective Professional Autonomy: A Conceptual Analysis // Ethical Perspectives: Journal of the European Ethics Network 11. 2005. N 1.

——————————————————————