Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях

(Упорникова-Пивоварова И. В.) («Юридическая психология», 2010, N 4)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ <*>

И. В. УПОРНИКОВА-ПИВОВАРОВА

——————————— <*> Upornikova-Pivovarova I. V. Professional-psychology training of workers of special departments of agencies of internal affairs to actions in extreme conditions.

Упорникова-Пивоварова Ирина Владимировна, преподаватель кафедры юридической психологии ФГОУ ВПО «Ростовский юридический институт МВД России», кандидат социологических наук.

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел традиционно предполагает решение большого круга вопросов, включая диагностику личности и коллектива, коррекцию психологических качеств, регуляцию психических свойств и процессов личности, межличностных взаимоотношений в группах. Важной проблемой, стоящей перед психологической подготовкой сотрудников специальных подразделений, является ее организация. Представляется возможным решить ее с помощью выделения уровней мотивационной, операциональной и функциональной сфер сотрудников, определения их значимости и места в процессе подготовки.

Ключевые слова: сотрудники милиции, профессионально-психологическая подготовка, экстремальная деятельность, профессиональная успешность.

Professional-psychology training of workers of special departments of agencies of internal affairs traditionally presupposes solution of a great number of issues including diagnostics of personality and collective, correction of psychological qualities, regulation of psychological properties and processes of personality, inter-personal relations in groups. The important problem of psychological training of workers of special departments is the organization thereof. It is practical to solve it with the help of emphasizing of levels of motivational, operational and functional spheres of workers, determination of importance thereof and their place in the procedure of training.

Key words: workers of militia, professional-psychology training, extreme activity, professional success.

Организация процесса овладения и постоянного совершенствования профессиональных психологических знаний, умений и навыков сотрудников, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на милицию, рассматривается как важнейший элемент всей системы психологического обеспечения органов внутренних дел. Целью профессионально-психологической подготовки является выработка у сотрудников милиции психологических знаний, умений и готовности к успешному преодолению психологических трудностей, возникающих в процессе служебной деятельности, в интересах повышения эффективности выполнения своих обязанностей в штатных и экстремальных условиях. Проблема совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел должна решаться через три специфических исследовательских этапа. Первым этапом является профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений как подразделений, деятельность которых, в отличие от представителей других подразделений органов внутренних дел, постоянно связана с экстремальными условиями и имеет специфические, присущие только им функции. Второй аспект касается исследования требований, предъявляемых профессией к сотрудникам специальных подразделений, и выявление уровня их психологической подготовленности. На методическом уровне это означает использование широкого спектра диагностических процедур при изучении профессионалов в процессе их трудовой деятельности. Комплексное обследование сотрудников специальных подразделений осуществляется при помощи анкет, тестовых батарей, включающих в себя комплексные личностные опросники, тесты отдельных личностных черт и состояний. Третий аспект связан с теоретико-методологическим обоснованием концепции системы профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений и экспериментальным апробированием ее составляющих. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел предполагает решение вопросов, касающихся диагностики личности, регуляции психических свойств, межличностных взаимоотношений в группах. Однако содержание, формы и методы этой подготовки часто не в полной мере учитывают специфические особенности той деятельности, к которой готовятся специалисты. Для определения этих особенностей требуется определить цели, задачи, функции специальных подразделений, применяемые средства воздействия на правонарушителей и условия профессиональной деятельности. Целью деятельности спецподразделений является проведение мероприятий по обезвреживанию вооруженных преступников, оказанию помощи подразделениям криминальной милиции в пресечении и раскрытии преступлений, освобождению заложников, выявлению, предупреждению и пресечению преступлений террористического характера. Перед спецподразделениями стоят задачи: — задержание лиц, оказывающих вооруженное сопротивление; — освобождение заложников; — задержание вооруженных преступных групп; — участие в локализации или ликвидации массовых беспорядков, сопровождающихся погромами, поджогами или применением оружия; — обеспечение правопорядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах, объектах транспорта, предупреждение и пресечение правонарушений; — оказание помощи в пределах своих полномочий гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям и учреждениям, общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов; — участие совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинских частей внутренних войск МВД России, органов федеральной службы безопасности, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористами, диверсионными, разведывательно-десантными группами. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений должна быть ориентирована на помощь в их идентификации с профессиональной группой и условиями предстоящей деятельности. Это возможно сделать через моделирование экстремальных условий деятельности и формирование индивидуальных стилей поведения сотрудников. Моделирование экстремальных условий успешной деятельности возможно осуществить через когнитивную реконструкцию ранее осуществляемой успешной деятельности или приближение учебных условий к реальным посредством воссоздания опасностей, трудностей и имитации. При этом практическая работа должна развиваться как по линии модификации экстремальных условий (изменение субъективного восприятия экстремальных условий, а через него и самих экстремальных условий), так и по принципу достижения соответствия профессионально значимых качеств, состояний экстремальным условиям деятельности. Совокупность исследованных индивидуальных жизненных стратегий поведения людей в трудных условиях, называемых приспособлением, совладением, самосохранением, позволяет выделить удачные когнитивные стили поведения. К выигрышным в экстремальных условиях можно отнести: стили, ориентированные на ближайшее окружение, достижения группы, результативность совместной деятельности. Они наиболее адаптивны и наименее уязвимы к дистрессу. Их формирование предполагает осмысление и означивание роли каждого сотрудника в групповой деятельности в экстремальных условиях, самой групповой деятельности и особенностей экстремальных условий. Этому способствует целостное, гармоничное восприятие сотрудниками экстремальных условий. При этом сотрудники не выделяют из множества объектов и реально происходящих действий отдельные эпизоды и элементы. Сотрудники, которые обладают гармоничным восприятием, обладают и готовностью к принятию любых реальных условий таковыми, каковы они есть. Неадекватное восприятие следует охарактеризовать как выборочное, в котором присутствует установка на избирательность информации для сотрудника, приемлемой для его неподготовленной психики, служащей снижению психической напряженности, но неприемлемой или опасной для жизнедеятельности в экстремальных условиях. Адекватное восприятие сотрудниками экстремальных условий проявляется через: — осмысление и оценку происходящих событий и/или ощущение личной причастности к ним и к достижению успеха в решении стоящих задач; — принятие себя как необходимого субъекта деятельности в экстремальных условиях с пониманием своей повышенной ответственности за успех или ошибки в решениях, которые могли повлечь человеческие жертвы, привести к травмам, ранениям; — быстроту оценки ситуации, энергичность и решительность реагирования на нее; — понимание повышенной необходимости действовать совместно, согласованно со своими товарищами, не подводить друг друга, оказывать взаимную поддержку и выручку. Неадекватное восприятие экстремальных условий проявляется в широком диапазоне от отторжения самих условий и ухода в фантазии или грезы до ее восприятия в искаженном виде. Наиболее часто встречается неадекватное восприятие экстремальных условий сотрудниками специальных подразделений, которое становится для них личностным экстремальным фактором психогенного риска: — экстремальных условий деятельности как неопасных или незначимых; — экстремальных условий деятельности как имеющих иное информационное наполнение (непонимание или плохая ориентация в обстановке), следствием чего является затруднение реагирования на обстановку; — своего труда и труда ближайшего окружения как никчемного, пустого или даже вредного; — изолированности от коллектива как предвзятого к себе отношения со стороны окружающих. Как известно, адаптация — способность к приспособлению и выживанию для обеспечения жизни на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды. Выделяют следующие формы адаптации сотрудников специальных подразделений: безразличие, избирательность и гармоничность. Последняя форма наиболее выигрышна или успешна для профессиональной деятельности, так как дает возможность использовать преимущества экстремальной ситуации и избежать ее нежелательных проявлений. В связи с этим можно заключить, что гармоничность как форма адаптации предусматривает сформированность конструктивно преобразующих стилей поведения сотрудников, что требуется учитывать в процессе их профессионально-психологической подготовки. Как следует из проведенного анализа, овладение сотрудниками специальных подразделений профессиональной деятельностью, протекающей в экстремальных условиях, образует серьезную проблему, связанную с достижением психологической готовности к этой деятельности. Результат профессионально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений зависит не только от обученности их психологическим знаниям и натренированности профессиональным действиям, но в большей степени от приобретенных умений и навыков сотрудников адекватно воспринимать экстремальные условия деятельности и реагировать на них. В настоящее время для решения специальных психологических задач сотрудников спецподразделений обучают психологическим знаниям, навыкам и умениям по способам и методам общения с гражданами во время обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, при стихийных митингах и погромах, психологическим особенностям криминальной толпы и способам воздействия на нее. Изучаются психологические приемы предупреждения и предотвращения конфликтных ситуаций, возникающих в местах массового скопления граждан, вырабатывается психологическая устойчивость, формируются психологически важные качества, необходимые при задержании правонарушителей и преступников, разбираются вопросы, связанные с переговорной деятельностью в ситуации захвата заложников и проведением специальных операций по их освобождению. Отрабатываются вопросы вербального и невербального (мимика, жесты, позы) взаимодействия оперуполномоченных при сопровождении силовых мероприятий в составе оперативно-боевых групп (разведки, захвата, прикрытия, блокирования), психологические приемы наружного наблюдения и личного сыска. Изучаются методы установления психологических контактов с источниками оперативной информации; формы, методы легендирования и прикрытия при кратковременном внедрении оперуполномоченных в преступные формирования на стадии реализации оперативных материалов, с целью выявления и задержания наиболее опасных членов вооруженных организованных преступных групп и террористов. В некоторых спецподразделениях субъектов Российской Федерации задачи профессионально-психологической подготовки пытаются решить в ходе проведения физической и боевой подготовки. Существуют разные концепции построения физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: концепция общефизической подготовки, спортивно-игровой подготовки и профессионально-боевой. Общефизическая подготовка предполагает формирование у сотрудников общефизических качеств: силы, скорости, выносливости, ловкости. Спортивно-игровая физическая подготовка предполагает формирование качеств силы, скорости, выносливости и ловкости в ходе спортивно-игровых мероприятий как внутри подразделений сотрудников, так и между различными подразделениями. Профессионально-боевая физическая подготовка предполагает формирование у сотрудников правоохранительных органов профессионально важных качеств (абсолютной и взрывной силы мышц, скоростно-силовых качеств, выносливости), отработку приемов самозащиты без оружия, боевых приемов борьбы и рукопашного боя [1]. Для повышения эффективности обеспечения профессиональной подготовки сотрудников спецподразделений в экстремальных условиях занятия по физической подготовке максимально приближают к экстремальным. Для этого используют усложнение условий выполнения упражнений, повышают физические нагрузки до предельных, выбирают и создают условия для занятий (время, место, окружающую обстановку, звуки, действия других лиц, проведение занятий при любой погоде, использование полосы препятствий, сложный рельеф местности и др.). В. В. Миленин (1996) считает необходимым вводить в физическую подготовку учебно-тренировочные бои по упрощенным правилам самбо, дзюдо, бокса, рукопашного боя в защитном снаряжении. В процессе обучения сотрудников специальных подразделений важно не только создать модель профессионально-боевых действий, но и обучить их многовариантным действиям. Для этого необходимо привить сотрудникам навыки регуляции психических состояний в процессе выполнения ими служебно-боевых задач. Это становится возможным, если занятия проходят при участии психолога или под руководством опытного инструктора, знакомого с приемами саморегуляции. Такой подход позволяет сотрудникам не только овладеть арсеналом приемов, но и приобрести навыки саморегуляции, что способствует успешности профессиональной деятельности в экстремальных условиях. В процессе преодоления сотрудниками специальных подразделений внешних трудностей и усложнений предполагается, что у них одновременно автоматически вырабатываются профессионально важные психологические качества, такие как смелость, решительность, бесстрашие, и требуемые благоприятные психические состояния. В ходе преодоления различных сложных препятствий, охваченных огнем или наполненных водой, при действиях на многоэтажных перекрытиях в сочетании с ходьбой и бегом, прыжками с высоты 4 — 5 метров, выполнением приемов рукопашной борьбы, стрельбой из оружия в неблагоприятных условиях и в ситуациях, приближенных к реальным, у сотрудников не только вырабатываются навыки прикладного характера, определенные физические качества, но и развиваются смелость, инициатива и другие профессионально важные психологические качества. Физическая подготовка часто рассматривается как одно из важнейших средств профессионально-психологической подготовки сотрудников. Специфика занятий по физической подготовке располагает особыми возможностями повышения профессионально-психологической подготовки, которых нет или очень мало у занятий по другим учебным дисциплинам. Физические упражнения, особенно направленные на решение профессиональных задач, повышают психологическую устойчивость сотрудников [2]. Огневая подготовка нацелена на изучение особенностей обращения с оружием, изучение приемов и правил стрельбы, мер безопасности, тренировку на тренажерах, отработку нормативов по огневой подготовке. Успешность огневой подготовки определяется использованием табельного и специального вооружения, моделированием и видоизменением мишеней и расстояний до них, применением специального оружия, заряженного красящими пулями. Высокий уровень подготовки связан с применением оружия в условиях плохой видимости, темноты, а также с натренированностью в прицельной стрельбе. В процессе огневой подготовки сотрудников специальных подразделений моделируются экстремальные условия деятельности и акцентируется внимание сотрудников на мгновенной оценке правомерности применения оружия, использовании для поражения близких и средних дистанций, скоростной стрельбе, внезапно появляющихся целях в условиях слабой освещенности, использовании приборов ночного видения, светящихся насадок, патронов с трассирующими пулями. Сотрудников обучают использовать укрытия, стрелять из салона движущейся автомашины по неподвижной и движущейся цели, стрелять после бега или иной физической нагрузки, при быстрой смене условий и использовании нескольких способов стрельбы. Таким образом, физическую и огневую подготовку следует рассматривать как условия, в процессе которых должна успешно применяться психологическая подготовка. Сформированность уровней мотивационной, операциональной и функциональной сфер сотрудников специальных подразделений в ходе психологической подготовки может не совпадать. Сотрудник спецподразделения может быть операционально подготовлен к действию в экстремальных условиях (наличие необходимых знаний, умений и навыков), но не замотивирован на нее, не настроен функционально или наоборот. Между мотивационной и функциональными сферами существует жесткая односторонняя зависимость. Благоприятные функциональные психические состояния сотрудников в экстремальных условиях могут возникнуть только на основе наличия высокого уровня развития мотивационной сферы. Поэтому психологическая подготовка, прежде всего опираясь на сформированную мотивационную сферу сотрудников, должна развивать ее совместно с операциональной сферой. И только на их основе формировать функциональную сферу сотрудников. Высокий уровень готовности сотрудников в экстремальных условиях можно определить наличием высокого уровня мотивационной, операциональной и функциональных сфер. Только в этом случае можно говорить о мастерстве сотрудников специальных подразделений.

Литература

1. Минжанов Н. А. Повышение профессионально-психологической подготовки слушателей учебных заведений ОВД в процессе физической подготовки: Дис. … канд. психол. наук. М.: Академия МВД России, 1992. 2. Миленин В. В. Физическая и огневая подготовка в системе многоступенчатого образования // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М., 1996.

——————————————————————