Электрическая энергия и мощность как особые объекты гражданского оборота: вопросы теории и практики

(Матиящук С. В.) («Журнал российского права», 2008, N 12)

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ И МОЩНОСТЬ КАК ОСОБЫЕ ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

С. В. МАТИЯЩУК

Матиящук Светлана Владимировна — доцент кафедры гражданского права СибУПК, кандидат юридических наук.

Изменение экономических отношений в рамках Единой энергетической системы страны с неизбежностью влечет и необходимость в разработке новых, адекватных социально-экономическим отношениям, юридических конструкций и моделей. В последние годы принят ряд нормативных правовых актов, которые упорядочивают отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности). Однако многие из них имеют недостатки как юридико-технического, так и концептуального характера. Для правильной квалификации отношений, складывающихся по поводу обращения электрической энергии и мощности на оптовом рынке страны, прежде всего необходимо раскрыть гражданско-правовые понятия электрической энергии и мощности, а также определить их место в системе объектов гражданских прав. Что касается электрической энергии, то в общепринятом понимании электрическую энергию отождествляют с электрическим током, под которым в физике признается процесс, представляющий собой движение материи (заряженных частиц: электронов, ионов и др.). С точки зрения принадлежности электрической энергии к тому или иному виду объектов гражданских прав ее определяют по-разному, но все существующие подходы можно в целом свести к четырем основным теориям: вещной, обязательственной, смешанной и автономной. Сторонники вещной теории рассматривают электроэнергию как вещь (товар), обладающую квалифицирующими признаками, что соответствует формулировкам ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Перечню Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» <1>. ——————————— <1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899.

В обязательственной теории делается акцент на том, что электрическая энергия не является имуществом и под электрической энергией подразумеваются определенные действия (деятельность), которые по своей гражданско-правовой природе относятся к числу услуг либо работ <2>. В обоснование данной позиции исследователи справедливо ссылаются на такие свойства электрической энергии, как неосязаемость; неотделимость от источника и средств передачи (генератора и электросетей); синхронность и неразрывность процесса производства, передачи и потребления; несохраняемость. При этом нельзя не учитывать и другое, а именно то, что физические свойства того или иного объекта гражданских прав не имеют для гражданского права значения, поскольку смысл категории объектов гражданских прав заключается в установлении для них определенного правового режима, т. е. возможности совершения с ними определенных сделок <3>. ——————————— <2> См., например: Агарков М. М. Подряд: Текст и комментарии к ст. 220 — 235 ГК РФ. М., 1924. С. 13; Нестолий В. Г. Договор энергоснабжения — самостоятельный институт российского гражданского права // Сиб. юрид. вестн. 2003. N 3. С. 43. <3> Гражданское право: Учеб.: В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С. 294 — 295.

Сущность смешанной теории заключается в признании за электрической энергией статуса смешанного объекта, содержащего элементы как объекта вещных прав, так и элементы объекта обязательственных прав. Авторы данной теории предлагают определять электроэнергию как вещь, лишенную материального субстрата, и относят ее к категории бестелесного имущества <4>. ——————————— <4> См., например: Жанэ А. Субъективный состав договора энергоснабжения // ЭЖ-Юрист. 2003. N 2. С. 7; Мурзин Д. В. Ценные бумаги — бестелесные вещи: Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М., 1998. С. 67 — 68.

Сторонники автономной теории рассматривают энергию как явление, имеющее самостоятельную правовую природу. Они делают выводы о том, что электроэнергия является особым объектом гражданских прав <5>, а также особым видом имущества <6>. ——————————— <5> См., например: Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хоз-во и право. 2005. N 3. С. 36, 43; Свирков С. А. Структура договорных связей по снабжению электрической энергией: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15. <6> См., например: Лапач В. А. Система объектов гражданских прав. СПб., 2002. С. 311 — 312; Осипчук Е. Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 18.

Подход к определению электрической энергии как вещи (товара) сформировался сравнительно недавно под влиянием практики торгового оборота, прежде всего в свете проводимых реформ, направленных на искусственное, т. е. отличное от технологии процесса, разделение субъектов электроэнергетики по видам деятельности (генерацию, передачу, распределение и сбыт энергии). Очевидно, что электрическая энергия представляет собой ценность, которая способна выступать в качестве предмета возмездных сделок. При этом возникают сомнения в юридической природе этого феномена, не вписывающегося в число объектов прав, известных гражданскому праву. Объясняется это прежде всего характером тех отношений, в рамках которых электрическая энергия возникает. Так, правовая охрана этого объекта гражданского права не может осуществляться с помощью тех же способов, что и охрана вещей. Кроме того, в науке гражданского права остается дискуссионным вопрос об отнесении электрической энергии к объектам права собственности. Интересно отметить, что эта дискуссия возникла уже в начале прошлого столетия. Так, в Швейцарском гражданском уложении 1907 г. электроэнергия признавалась объектом права собственности, а на этот специфический объект распространялся правовой режим, устанавливаемый для движимого имущества. В отличие от такого подхода зарубежного законодателя, И. М. Тютрюмов считал, что объектом права собственности могут признаваться лишь материальные предметы — вещи. Невещественные блага, например электрическая энергия, не могут относиться к объектам права собственности, поскольку владение, являющееся одним из существенных правомочий права собственности, едва ли возможно по отношению к электроэнергии <7>. ——————————— <7> Тютрюмов И. М. Гражданское право. Юрьев, 1922. С. 132.

Объяснить сущность отношений, складывающихся по поводу обращения электрической энергии, можно лишь обратившись к рассмотрению не только права собственности, под которым согласно классическому подходу понимается наиболее полное господство лица над вещью <8>, но и к экономической природе этих отношений. Как известно, гражданское право создает правовую базу экономических отношений, в том числе и в сфере электроэнергетики. И как следствие, именно экономический признак должен быть положен в основу отнесения электрической энергии к той или иной группе объектов гражданских прав. Объектом отношений по снабжению электрической энергией выступает самостоятельное экономическое благо, и есть основания для признания этого материального блага особым видом имущества. Реформирование энергетического комплекса России диктует необходимость отнесения электрической энергии к категории достаточно близкой по сути к вещам. Между тем электрическая энергия обладает особыми технологическими свойствами, отличающими ее от других объектов гражданских прав. Поскольку электрическая энергия технологически неразрывно связана с иными объектами (генераторами, трансформаторами, воздушными и кабельными линиями электропередачи, которые вместе с электрическими подстанциями образуют электросети), выполняющими опосредующие функции, то для нее необходим особый правовой режим, который с учетом требований экономических преобразований должен определяться по модели вещных прав. Следовательно, для электроэнергии должен устанавливаться правовой режим вещных прав с учетом особенностей, обусловленных спецификой технологии процесса ее производства и передачи. Таким образом, появление сегодня на оптово-розничных рынках электроэнергии и точек ее поставки свидетельствует о необходимости четкой регламентации перехода такой ценности, как электрическая энергия, из имущественной сферы одного лица в имущественную сферу другого. ——————————— <8> Кулагин М. И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. М., 2004. С. 253.

Как известно, оптовым рынком электрической энергии (мощности) России признается сфера обращения электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы страны, которая представляет собой совокупность производственных объектов, связанных единым процессом производства и передачи электроэнергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления. При этом из самого названия данного рынка видно, что сферой его обращения признается не только электрическая энергия как таковая, но и сопряженная с ней физическая величина — мощность. Интересно обратить внимание на то, что мощность является товаром только оптового рынка электроэнергии России. Это прежде всего объясняется тем, что обращение электроэнергии на этом рынке имеет ряд технологических особенностей, которые несвойственны функционированию производственных объектов электроэнергетики вне рамок данной системы (т. е. на розничных рынках электроэнергии). Одной из главных особенностей Единой энергетической системы являются перетоки электроэнергии из одной энергосистемы в другую. И, как следствие, только на оптовом рынке возникает вопрос о правовой природе отношений, вызываемых обращением особого товара — мощности. Согласно п. 36 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643 (в ред. от 31 июня 2006 г.) <9>, под генерирующей мощностью понимается особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника. Выяснение точного содержания данного термина очень важно для правильной квалификации отношений, связанных с обращением особого товара — мощности. Федеральный закон «Об электроэнергетике» выделяет такие понятия, как «установленная генерирующая мощность», «максимально доступная мощность» и «рабочая генерирующая мощность». Для анализа этих понятий прежде всего необходимо обратиться к рассмотрению технологических особенностей построения и функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности) России. ——————————— <9> СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4312; СЗ РФ. 2006. N 36. Ст. 3835.

К основным причинам формирования Единой энергетической системы страны, созданной еще в середине XX в., можно отнести следующие. Во-первых, производство электрической энергии в отдельных регионах нашей страны обходилось чрезмерно дорого, поэтому экономически более целесообразным было не развивать местную генерацию, а использовать мощности соседних регионов. И, как следствие, при проектировании и строительстве объектов Единой энергетической системы в основу принимаемых решений закладывались инженерные расчеты, которые исходили из минимизации затрат на производство и передачу электроэнергии в целом по стране. Во-вторых, наша страна размещена в нескольких часовых поясах, поэтому одни и те же электростанции могут последовательно обслуживать различные регионы в нескольких часовых поясах по мере смены в них дня и ночи. Такая организация отрасли позволяла покрывать пиковые потребности в потреблении электрической энергии в одном регионе за счет высвободившихся мощностей в другом. Кроме того, такая организация отрасли позволяла также обеспечить высокую надежность электроснабжения всех потребителей благодаря возможности параллельной работы электростанций. Например, выход из строя какой-либо станции не приводил к перерыву снабжения потребителей электроэнергией, поскольку Единая энергетическая система позволяла использовать мощности соседних областей. Более того, такая «взаимопомощь» электростанций создавала предпосылки для взаимной компенсации непредвиденных отклонений потребляемой энергии отдельных регионов, а также создавала необходимые условия для проведения в системе ремонтных работ без ущерба для потребителей. В целях обеспечения необходимого уровня надежности Единой энергосистемы страны необходимо забронировать такой резерв стратегической мощности, который превышал бы объем пиковых нагрузок потребителей энергетической системы (по оценкам, это величина должна быть не менее 20% <10>). Например, в случае аварии на какой-либо электростанции использование резерва генерирующих мощностей соседних регионов позволит обеспечить бесперебойное снабжение потребителей энергией. Очевидно, что чем выше показатели объема резерва мощности, тем лучше обеспечивается надежное и бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией. Таким образом, резерв генерирующих мощностей оказывает решающее влияние на надежность и бесперебойность работы Единой энергетической системы страны, и поэтому с учетом технологических особенностей функционирования этой системы его необходимо рассматривать, с одной стороны, как фактор, препятствующий формированию конкурентных отношений, но с другой — в качестве фактора, обеспечивающего бесперебойное и надежное электроснабжение. ——————————— <10> Тукенов А. А. Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. М., 2005. С. 38.

Кроме того, практически ни одна из тепловых и атомных электростанций Единой энергетической системы России не осуществляет полноценного регулирования частоты как одного из основных показателей качества электрической энергии. Особенностью объединенных энергосистем является наличие транзитных линий электропередачи, которые, как правило, имеют ограниченную пропускную способность по сравнению с установленной мощностью энергосистем. Поскольку даже небольшие изменения частоты в энергосистемах могут вызвать существенное отклонение показателей качества и надежности электроснабжения, постольку, кроме регулирования частоты, необходимо регулировать и передачу электрической энергии от одной энергосистемы к другой. Эти функции в пределах Единой энергетической системы страны выполняют отдельные электростанции, при этом их постоянное участие в регулировании данных процессов сопряжено с дополнительными расходами на обеспечение диапазонов автоматического регулирования технологической автоматики котлов, реакторов и гидроагрегатов. Для таких электростанций — поставщиков мощности на оптовый рынок — предусмотрено возмещение условно постоянных затрат, связанных с участием в регулировании частоты электрического тока и обеспечении готовности генерирующего оборудования к производству электроэнергии в сфере Единой энергетической системы страны. Как отмечают специалисты, основная задача рынка мощности заключается в обеспечении наличия в рамках Единой энергетической системы России такого количества действующих генерирующих мощностей, которое достаточно для покрытия спроса на электрическую энергию в системе в любое время с соответствующими параметрами надежности и качества (включая резервы генерирующих мощностей). Очевидно, что мощность по своему экономическому значению, несомненно, является товаром, т. е. объектом менового оборота. В правоприменительной практике нередко возникает вопрос: относится ли мощность к количественной или качественной характеристики ее сопряженной величины — электроэнергии? Для ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к технологическим особенностям функционирования оптового рынка России. С одной стороны, если мощность, как было показано выше, предназначена для создания так называемого стратегического резерва, то она выступает количественной характеристикой. С другой стороны, если некоторые электростанции (так называемые поставщики мощности на оптовом рынке) участвуют в регулировании частоты электрического тока, то в данном случае мощность можно рассматривать как качественную характеристику. Отношение законодателя к электрической энергии и мощности как особым объектам гражданских прав проявляется чисто формально: законодатель, называя электроэнергию и мощность товарами, нигде прямо не обозначает их в качестве вещей. Так, Федеральный закон «Об электроэнергетике» признал электроэнергию и мощность объектами договоров купли-продажи и поставки. В то же время правила ГК РФ о купле-продаже и поставке не предназначены для регулирования отношений <11>, складывающихся в рамках Единой энергетической системы страны. ——————————— <11> Витрянский В. В. Указ. соч. С. 43.

По своим физическим свойствам электрическая энергия и мощность настолько специфичны, что отнесение их к той или иной группе объектов может быть осуществлено только исходя из их характеристик как особых видов имущества, без признания их объектами права собственности. Следовательно, электроэнергия и мощность являются движимым имуществом не в силу признания объектами права собственности, а по решению законодателя распространить на эти специфические объекты особенности правового режима, устанавливаемого для движимых вещей. Вместе с тем электроснабжение через присоединенную сеть настолько специфично, что нуждается в особом правовом регулировании. Поэтому предпочтительным представляется использовать договор энергоснабжения в качестве модельной конструкции для регулирования отношений, связанных с производством и передачей электроэнергии в рамках Единой энергетической системы страны с учетом технологических особенностей функционирования данного рынка.

——————————————————————