Экспорт российских товаров маркетплейсами начнут субсидировать

Минпромторг сообщил о готовности субсидировать затраты маркетплейсов, связанные с экспортом российских товаров. Претендовать на субсидии смогут торговые платформы с российскими учредителями. Кроме этого, средства будут предоставляться маркетплейсам, в капитале которых присутствуют офшоры из перечня Минфина. Доля офшоров не должна превышать 50%.

Торговое ведомство разработало проект постановления. Из документа следует, что субсидии будут распределяться Минпромторгом по заявкам один раз в год. Маркетплейсы, которым правительство предоставит субсидии, будут обязаны удерживать с продавцов комиссию за хранение и доставку товаров за границу. В течение трех лет на субсидирование экспорта может быть выделено 1,5 млрд руб. Таким образом, каждый год на эти цели правительство будет расходовать по 500 млн руб.

Изначально Минпромторг планировал предоставлять субсидии только маркетплейсам с российскими учредителями. В этом случае на них не смогли бы претендовать «AliExpress Россия», «Яндекс.Маркет» и Ozon, поскольку их собственники имеют сингапурскую, нидерландскую и кипрскую регистрацию. В результате в проект постановления были внесены изменения, допускающие получение субсидий маркетплейсами с совладельцами из числа офшорных компаний.

По данным РБК, крупные интернет-ритейлеры считают, что выделять субсидии правительству следует непосредственно продавцам, а не торговым платформам. В частности, к этому процессу можно подключить «Почту России».

В 2020 году работающие в России маркетплейсы поставили за рубеж товаров на 1,16 млрд USD. В годовом выражении объем их экспорта увеличился на 42%. Заграничные заказчики получили от российских компаний 27,4 млн почтовых отправлений (+75%).