Формы участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении
(Долгов И. М.) («Адвокатская практика», 2011, N 6)
ФОРМЫ УЧАСТИЯ АДВОКАТА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ <*>
И. М. ДОЛГОВ
——————————— <*> Dolgov I. M. Forms of participation of advocate in proceeding in a case of administrative violation.
Долгов Илья Максимович, аспирант кафедры конституционного и административного права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.
В статье рассматриваются различные формы представительства, осуществляемые адвокатом в производстве по делу об административном правонарушении.
Ключевые слова: административное право, административный процесс, адвокатура, защитник, представитель.
In article the concept of different forms of mission of advocate in the proceeding on the cases of administrative-law violations.
Key words: administrative law, administrative process, advocacy, defendant, attorney.
Важным условием участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении является установление формы представительства. На первый взгляд Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает возможность участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении в двух случаях. В первом случае адвокат может привлекаться в качестве защитника, т. е. для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Во втором случае адвокат может привлекаться для оказания юридической помощи потерпевшему (ч. ч. 1 и 2 ст. 25.5 КоАП РФ). Между тем следует привести еще несколько других форм участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении. Как установлено ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. Следовательно, на основании ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, может участвовать должностное лицо, указанное в ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ. В ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено, что адвокат, оказывая юридическую помощь, участвует в качестве представителя доверителя в административном судопроизводстве. В соответствии с ч. 4 ст. 2 указанного Закона представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, так же как и орган государственной власти, в котором осуществляет деятельность данное лицо, может обратиться к адвокату за юридической помощью для составления жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, и последующего представительства интересов в вышестоящем суде при рассмотрении данной жалобы. Подобный случай не урегулирован КоАП РФ, однако в данном случае будет непосредственно реализовываться право на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Следует особо отметить, что должностные лица, составлявшие протокол об административном правонарушении, — это абсолютно коллизионный случай, возникающий при применении КоАП РФ. С одной стороны, данные лица не являются участниками производства по делу об административном правонарушении, так как они не указаны в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем они могут допрашиваться при рассмотрении административного дела в качестве свидетелей. Об этом, в частности, говорится в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на Постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов. Однако исходя из смысла административно-процессуального закона если лицом была подана жалоба на Постановление по делу об административном правонарушении, то, соответственно, у него имеется возможность участвовать в судебном заседании по ее рассмотрению. Из этого права вытекают и другие корреспондирующие права по поддержанию доводов, указанных в жалобе; предоставлению доказательств, подтверждающих доводы жалобы; заявление ходатайств и отводов при рассмотрении жалобы и т. п. Естественным образом к корреспондирующему праву будет относиться и право на получение квалифицированной юридической помощи. Таким образом, при обжаловании Постановления по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу, они приравниваются к участникам, перечисленным в ст. ст. 25.1 — 25.5 КоАП РФ, хотя объем их прав при рассмотрении жалобы нигде в КоАП РФ не закреплен. Еще одной формой участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении может быть представительство интересов свидетеля. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ имеется норма, содержащаяся в п. 6 ч. 4 ст. 56, которая предоставляет свидетелю право являться на допрос с адвокатом. Необходимость участия адвоката в уголовно-процессуальных действиях с участием свидетеля объясняется «сложившейся порочной практикой допроса в качестве свидетелей будущих подозреваемых и обвиняемых. Изначально подозреваемый (обвиняемый) неоднократно допрашивается в качестве свидетеля, а когда уже от него необходимые сведения получены, тогда его допрашивают как подозреваемого» <1>. Адвокат должен следить за постановкой вопросов его доверителю и в случаях неправомерности (наводящие вопросы, нарушение уголовно-процессуального законодательства и т. д.) в пределах своей компетенции оказать юридическую помощь, при этом предупредив незаконность проводимого следственного действия <2>. ——————————— <1> Скоба Е. В. Обеспечение квалифицированной юридической помощи свидетелю // Адвокатская практика. 2009. N 3; СПС «КонсультантПлюс». <2> Там же.
Аналогичные случаи, как и в уголовном судопроизводстве, могут происходить в рамках производства по делу об административном правонарушении. Например, в рамках административного расследования лицо может допрашиваться как свидетель, а уже по его окончании в отношении данного лица составляется протокол об административном правонарушении, т. е. оформляется официальное подозрение (обвинение) в совершении административного правонарушения. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ свидетель, участвующий в производстве по делу об административном правонарушении, лишь вправе: 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; 2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; 3) пользоваться бесплатной помощью переводчика; 4) делать замечания по поводу правильности занесения показаний в протокол. Таким образом, КоАП РФ не закрепляет право свидетеля воспользоваться квалифицированной юридической помощью. Вместе с тем, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда РФ, право на получение квалифицированной юридической помощи и, соответственно, право пользоваться помощью адвоката (защитника) признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ в числе других прав и свобод человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием, и признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст. ст. 1, 2, 17 и 18 Конституции РФ) <3>. ——————————— <3> См., например: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2010 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности положений статей 20 и 21 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в связи с жалобами граждан Д. Р. Барановского, Ю. Н. Волохонского и И. В. Плотникова» // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6808; пункт 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобами ООО «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В. В. Макеева» // СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 828; и др.
Таким образом, отсутствие процессуальных норм в КоАП РФ, закрепляющих возможность представительства интересов свидетеля адвокатом в производстве по делу об административном правонарушении, не является препятствием для заявления ходатайства о допуске адвоката (защитника) для участия в административно-процессуальных действиях и при рассмотрении дела об административном правонарушении. Из этого следует, что положения ст. 25.6 КоАП РФ требуют дополнения путем установления в части 3 нормы, закрепляющей право свидетеля воспользоваться юридической помощью защитника (адвоката) при допросе должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Тем самым законом запрещается требовать представления иных документов для удостоверения полномочий защитника и представителя. Однако на практике представление адвокатом лишь одного ордера является недостаточным. Государственные органы, должностные лица, судьи при осуществлении производства по делу об административном правонарушении требуют документ, удостоверяющий личность участника производства по делу об административном правонарушении. Для адвоката таким документом является удостоверение (либо документ, его заменяющий), имеющее установленную законом форму и выданное в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11.07.2011 N 200-ФЗ) <4>. Тем самым положения КоАП РФ также требуют соответствующих уточнений. ——————————— <4> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102 (СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4291).
——————————————————————