К вопросу о правовой природе направления на проведение медицинского освидетельствования в производстве по делу об административном правонарушении
(Соколов А. Ю.) («Медицинское право», 2011, N 6)
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ НАПРАВЛЕНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
А. Ю. СОКОЛОВ
Соколов Александр Юрьевич, заместитель заведующего кафедрой административного и муниципального права СГАП (г. Саратов), кандидат юридических наук, доцент.
В статье исследуется правовая природа направления на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения. На основе анализа содержания рассматриваемой меры автор приходит к выводу о ее принадлежности к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Делаются предложения по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства, формулируется определение.
Ключевые слова: меры административного принуждения, производство по делам об административных правонарушениях, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
On the issue of legal nature of assignment for carrying out of medical examination in proceeding on the case of administrative-law violation A. Yu. Sokolov
The article studies the legal nature of assignment for carrying out of medical examination with regard to the state of intoxication. On the basis of analysis of the contents of the considered measure the author comes to a conclusion on belonging thereof to the measures of ensuring proceeding on the cases of administrative-law violations. The author makes suggestions with regard to improvement of the current administrative-delict legislation, formulates the definition.
Key words: measures of administrative suppression, proceeding on the cases of administrative-law violations, assignment for medical examination with regard to the state of intoxication.
По делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения одной из часто применяемых мер административного принуждения является медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Необходимым условием применения данной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 2 ст. 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) <1>, выступает направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ч. I. Ст. 1.
Действующим административно-деликтным законодательством не регламентирован вопрос о правовой природе направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Несмотря на то что ст. 27.12 КоАП РФ закрепляет данную меру наряду с иными мерами, применяемыми к лицу, управляющему транспортным средством соответствующего вида, — отстранением от управления транспортным средством, освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения и медицинским освидетельствованием на состояние опьянения, она отсутствует в общем перечне мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренном ст. 27.1 КоАП РФ. Вместе с тем рассматриваемая мера не является новеллой КоАП РФ. Положения, предусматривающие направление управляющих транспортными средствами водителей (судоводителей) или иных лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, в установленном порядке на освидетельствование на состояние опьянения, предусматривались ст. 245 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях <2>, а также Инструкцией о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования, утвержденной МВД СССР, Минздравом СССР, Минюстом СССР 29 июня 1983 г. <3>. ——————————— <2> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909. <3> Закон. 2001. N 11. С. 117 — 118.
В научной литературе высказывается мнение о возможности отнесения рассматриваемой меры к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Так, С. М. Зырянов <4>, не обосновывая приводимое утверждение, полагает, что нормы КоАП РФ прямо определяют направление на освидетельствование на состояние опьянения как меру обеспечения по делу об административном правонарушении. Л. С. Сафонова <5>, А. И. Горяинов, В. В. Кузин, А. Ю. Якимов <6> делают такой вывод на основании требований ее протокольного оформления. Действительно, обязательность отдельного процессуального оформления рассматриваемой меры установлена ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должен содержать дату, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Данный протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. ч. 4, 5 ст. 27.12 КоАП РФ). Форма протокола утверждена приложением N 2 к Приказу МВД РФ от 4 августа 2008 г. N 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» <7>. ——————————— <4> См.: Зырянов С. М. Освидетельствование на состояние опьянения: административно-правовой аспект // Медицинское право и этика. 2003. N 2. <5> См.: Сафонова Л. С. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Дис. … к. ю.н. СПб., 2005. С. 96, 97. <6> Горяинов А. И., Кузин В. В., Якимов А. Ю. Специальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2010. N 5. С. 24 — 25. <7> Российская газета. 22.08.2008.
Вместе с тем одно лишь требование процессуального оформления само по себе не может служить достаточным обоснованием отнесения рассматриваемой меры к группе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Свидетельством такой принадлежности является правовая природа и цель применения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения существенно затрагивает конституционные права и свободы лиц, в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях. Рассматриваемая мера сопряжена с ограничением права на охрану личного достоинства (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ <8>), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ), неприкосновенность частной жизни и личной тайны (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), недопустимость сбора, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ). ——————————— <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
Принудительная природа данной меры обусловлена односторонним характером вмешательства властного субъекта в волю нарушителя. Таким властным субъектом, в соответствии с ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, выступают должностные лица органов государственной исполнительной власти, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностные лица военной автомобильной инспекции. Действующее законодательство не предусматривает возможности отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения без последующих правовых последствий. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения выступает основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Применение направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляется в порядке, регламентированном административным законодательством — в соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ, а также Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 <9>. ——————————— <9> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 27. Ст. 3280.
Выявленные правовые характеристики рассматриваемой меры — неблагоприятные последствия вследствие легального воздействия на личные неимущественные права, ее применение должностными лицами органов государственной исполнительной власти, во внесудебном порядке, вне организационного подчинения, по правилам, предусмотренным административным законодательством, — позволяют отнести направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения к мерам административного принуждения. Целью применения направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения выступает обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно обеспечение сбора доказательств по делу, определяющих наличие или отсутствие у физического лица состояния алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения. Указанная цель направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения характеризует исследуемую меру в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Таким образом, правовая природа направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, свидетельствующая о ее принадлежности к группе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, позволяет констатировать необходимость внесения изменений в действующее административно-деликтное законодательство, направленных на расширение перечня мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также детальное регулирование порядка применения исследуемой меры. Подобный подход должен способствовать дальнейшему укреплению законности в правоприменительной деятельности правоохранительных органов. Основываясь на результатах проведенного исследования, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения представляется как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, имеющая своей целью обеспечение сбора доказательств по делу, определяющих наличие или отсутствие у физического лица состояния алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения, обусловленная существенным вмешательством компетентных должностных лиц органов государственной исполнительной власти в личные неимущественные права индивидуума, применяемая во внесудебном порядке, в соответствии с нормами административного законодательства.
——————————————————————