Административно-правовое регулирование деятельности пограничных органов по привлечению юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ

(Михайлова А. В.) («Административное право и процесс», 2013, N 9)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ Ч. 1 СТ. 18.14 КОАП РФ

А. В. МИХАЙЛОВА

Михайлова Анастасия Владимировна, сотрудник Центра исследования проблем российского права «Эквитас».

Статья посвящена административно-правовому регулированию деятельности пограничных органов по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административная ответственность, юридическое лицо, штраф, деятельность пограничных органов.

Administrative-law regulation activity of the border control agencies by bringing of a legal entities to the administrative liability under part 1 of the art. 18.14 of the RF Administrative code A. V. Mikhajlova

The article is devoted to the administrative-law regulation of activity of the border control agencies for the detection, prevention and suppression of the administrative offences under part 1 of the art. 18.14 of the Administrative code of the Russian Federation.

Key words: the administrative liability, legal entity, fine, activity of the border control agencies.

При выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ, должностное лицо пограничного органа (далее — должностное лицо), правомочное составлять протокол об административном правонарушении <1>, уведомляет законного представителя юридического лица о необходимости прибытия для составления протокола. ——————————— <1> Об утверждении Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в органах федеральной службы безопасности: Приказ ФСБ России N 453 от 6 сентября 2007 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 49.

Исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя. В связи с этим должностное лицо обязано надлежащим образом уведомить законного представителя юридического лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В соответствии с Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» законными представителями юридического лица являются его руководитель (как правило, генеральный директор), а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица <2>. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В этой связи должностным лицам пограничных органов на стадии возбуждения дела об административном правонарушении необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в т. ч. руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. ——————————— <2> О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10: по сост. на 11 ноября 2011 г.: п. 24 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. N 8.

Также закон допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем, в качестве защитника. При этом необходимо иметь в виду, что наличие общей доверенности на представление интересов юридического лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле недопустимо. Защитники по делу об административном правонарушении допускаются к участию в производстве с момента составления протокола и пользуются всеми процессуальными правами юридического лица, в отношении которого ведется производство. Извещение законного представителя юридического лица о составлении протокола может быть произведено любым возможным способом (например, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). В случае если законный представитель юридического лица при надлежащем извещении в указанный срок не явился, уполномоченное должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении без его участия. Копия протокола об административном правонарушении направляется почтовым отправлением в течение трех дней со дня составления вышеуказанного протокола законному представителю юридического лица. В том случае, когда законный представитель юридического лица прибыл для составления протокола, уполномоченное должностное лицо пограничного органа запрашивает у него доверенность, оформленную в соответствии с законом, а также документ, удостоверяющий его личность. После их проверки должностное лицо допускает его к участию в деле в качестве законного представителя юридического лица. В том случае, если представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, заявит ходатайство о допуске адвоката в качестве защитника, он должен быть допущен к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ, в соответствии с которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, и удостоверением адвоката. Протокол об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение трех суток с момента его составления направляется на рассмотрение должностным лицам пограничных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В названный срок не включаются выходные и праздничные дни. Правомочное должностное лицо пограничного органа в пятнадцатидневный срок обязано рассмотреть дело об административном правонарушении и принять решение о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. По результатам принятого решения выносится соответствующее постановление. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его вынесшим, и объявляется законному представителю юридического лица немедленно по окончании рассмотренного дела. Копия постановления вручается под роспись законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено. В случае если законный представитель юридического лица при надлежащем извещении в указанный срок не явился, должностное лицо выносит постановление об административном правонарушении в его отсутствие. При этом копия постановления об административном правонарушении направляется почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения вышеуказанного постановления законному представителю юридического лица. Для предупреждения дальнейшей противоправной деятельности должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносит в соответствующую транспортную или иную организацию, осуществляющую международные перевозки, представление, которое обязательно к рассмотрению в течение месяца <3>. ——————————— <3> О внесении представлений органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками: Приказ ФСБ России N 162 от 13 марта 2004 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 19.

Статьей 19.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Под причинами, способствовавшими совершению административного правонарушения, следует понимать обстоятельства, которые побудили юридическое лицо к его совершению. Условиями следует считать обстоятельства, облегчающие или способствующие совершению административного правонарушения, проявляющиеся прежде всего в виде конкретных недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций, отдельных должностных лиц. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении транспортной или иной организации, осуществляющей международные перевозки, должностным лицом пограничного органа выносится постановление о назначении административного штрафа. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления юридическим лицом. Лицо, привлеченное к ответственности, обязано не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу уплатить соответствующую сумму. Эта сумма может быть внесена наличными либо перечислена на банковский счет подразделения пограничного контроля.

——————————————————————