Сократить бумаготворчество

(Темирбеков А.)

(«Законность», N 1, 2001)

СОКРАТИТЬ БУМАГОТВОРЧЕСТВО

А. ТЕМИРБЕКОВ

А. Темирбеков, старший помощник прокурора Республики Дагестан.

Судьба прокуратуры как института власти интересует многих высокопоставленных лиц страны, да и рядовых граждан тоже, в силу занимаемого ею места в структуре власти.

Прокуратура с ее нынешними полномочиями и задачами, несмотря на настоятельные рекомендации Совета Европы и старания российских горе — реформаторов ликвидировать ее, будет нужна нашему обществу еще на долгие десятилетия. Именно органы прокуратуры при наличии соответствующей политической воли в состоянии обеспечить соблюдение Конституции РФ и федеральных законов на территории страны, пресекать законодательный сепаратизм в регионах, приостановить угрожающий устоям государственности возрастающий вал организованной преступности, сращивание ее с государственными структурами на почве коррумпированных связей.

Как правильно подмечено А. Мыцыковым, низкий уровень правовой культуры, всеобщий нигилизм долго еще будут сохранять подчиненную и весьма зависимую роль права. Зависимость усугубляется еще и нашей общекультурной отсталостью от европейских государств, отсутствием наработанных и основанных на законе общедемократических традиций во взаимоотношениях общества, государства и личности. Эти факторы обусловливают необходимость наличия у органов прокуратуры тех полномочий, которыми она наделена действующим законом. Одно дело, когда наши противники всячески стараются ослабить или устранить влияние прокуратуры в государстве, совсем другое, когда мы сами создаем трудности для своей работы из-за внутриведомственной заорганизованности.

Разделяя точку зрения автора статьи по поднятым проблемам, хотел бы остановиться на организационной стороне прокурорской работы. Функционирование такой централизованной системы, как наша, предопределяет необходимость большого количества управленческих решений. Вместе с тем от изобилия ведомственных актов, регулирующих до мелочей деятельность низовых звеньев, самостоятельность последних низводится до минимума.

Районные (городские) прокуратуры — основное звено нашей системы, и, стало быть, все вышестоящие звенья должны создавать им наиболее благоприятные для работы условия, в том числе и организационного порядка. Только ведомственных нормативных актов, регулирующих деятельность по отдельным отраслям надзора, насчитывается около трех десятков. Если не каждый, то часть из них дублируется прокурорами субъектов Федерации. В любом акте, как правило, содержатся обязывающие предписания для подчиненных с детализацией их функций и обозначением сроков исполнения. В итоге прокурор оказывается в плену приказов и инструкций своего руководства, ограничен в свободе маневра, как правильно отметил автор статьи. Чем больше обязательных предписаний, тем больше их нарушений, а стало быть, больше проверок, спроса и наказаний.

Вместо того, чтобы помочь основному звену прокуратуры в практической надзорной деятельности, вышестоящие прокуроры невольно оказываются в роли своего рода пресса (причем бумажного), источника всевозможных указаний и инструкций, в большинстве своем дублирующих и комментирующих законодательные акты.

Безусловно, я не сторонник исключения инструктивных указаний и приказов. Их обязательность предполагает любой управленческий труд, тем более в таком централизованном органе, как прокуратура. Но это не тот случай, когда количество переходит в качество. Нет необходимости останавливаться на плановых и иных срочных телефонных, телеграфных, факсимильных и прочих заданиях и поручениях, которые иногда поступают чуть ли не в день истребования ответа. Их количество еще более увеличилось с созданием федеральных окружных структур.

Все это вместе взятое создает нервозность в работе, подменяет живую работу бумаготворчеством, приводит к неоправданной трате времени, сил и средств. В конечном итоге, отрицательно отражается на производительности труда, жизни и здоровье работников, их семье.

Один из путей улучшения организации работы горрайпрокуратур видится в оптимизации инструктивно — методического и порученческого бумагооборота, укреплении их штатов за счет аппаратов вышестоящих прокуратур, придерживаясь принципа: «Чем меньше начальников, тем меньше бумаг».

Целиком разделяю мнение А. Мыцыкова об абсолютной неоправданности и неэффективности рабочих групп по предметным направлениям. «Плавающий» предмет более эффективен, чем действующий не более одного — двух дней в году, и то для составления справки.

——————————————————————