Вправе ли заместитель районного (городского) прокурора подписать исковое заявление

(Крутиков М.)

(«Законность», 2009, N 5)

ВПРАВЕ ЛИ ЗАМЕСТИТЕЛЬ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО)

ПРОКУРОРА ПОДПИСАТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

М. КРУТИКОВ

Крутиков М., старший помощник прокурора Ефремовского района Тульской области.

Законом о прокуратуре оставлен открытым вопрос о правомочности инициирования гражданского дела заместителем районного (городского) прокурора.

Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также в защиту общественных интересов — одно из важнейших полномочий прокурора. При этом исковое заявление (заявление) как акт прокурорского надзора, очевидно, должно исходить непосредственно от прокурора соответствующего уровня. Окончательный вариант текста заявления, как правило, подписывается прокурором лично.

Однако можно ли рассматривать право на подписание заявлений в суд как исключительное, непередаваемое полномочие соответствующего прокурора? На практике, особенно на районном уровне, может сложиться ситуация, когда в силу длительного отсутствия по объективным причинам прокурора может быть исключена возможность оперативно направить иск в суд.

Собственно, вопрос подписания искового заявления определенным должностным лицом прокуратуры, на наш взгляд, процессуальная проблема, поскольку для суда при решении вопроса о принятии заявления к производству важно соблюдение условия о подписании заявления уполномоченным лицом. Может ли в качестве такого уполномоченного лица выступить заместитель районного (городского) прокурора?

Исходя из ч. 4 ст. 131 ГПК исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 38 ГПК прокурор инициирует гражданское дело в качестве процессуального истца. Однако гражданский процессуальный закон, указывая прокурора в составе лиц, участвующих в деле (ст. 34), не раскрывает и не конкретизирует понятия «прокурор».

Очевидно, опираясь на конституционное понятие прокуратуры РФ как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ч. 1 ст. 129 Конституции РФ), заявление в суд в порядке ст. 45 ГПК может быть подписано любым должностным лицом районной (городской) прокуратуры, обладающим равным с прокурором — руководителем этой прокуратуры — статусом. Подобный вывод можно сделать, исходя из анализа норм процессуального закона, который помимо общего понятия «прокурор» также использует понятие «прокурор, участвующий в деле». К примеру, решения судов, принятые по первой инстанции, могут быть обжалованы прокурорами, участвующими в деле (ст. ст. 320, 336 ГПК). При этом прокурором, участвующим в деле, может выступить даже помощник прокурора, который не наделен в органах прокуратуры какими-либо организационно-управленческими полномочиями. Тем не менее в гражданском процессе он наделен всей полнотой процессуальных прав, предусмотренных ст. 35 ГПК (за исключением права на заключение мирового соглашения). Таким образом, закон связывает право на возбуждение гражданского дела с управленческим составом районной (городской) прокуратуры, в который входят прокурор и его заместители.

Поскольку Закон о прокуратуре не разграничивает полномочий прокурора и его заместителей (ст. 16), то этот пробел восполняется путем издания районным (городским) прокурором приказа (распоряжения) о распределении полномочий между подчиненными сотрудниками, в котором может быть оговорено право на подписание исковых заявлений конкретным заместителем прокурора. Приложением к тексту заявления в суд выписки из этого приказа будет исключено нарушение требований ч. 4 ст. 131 ГПК.

Необходимо заметить, что Закон о прокуратуре содержит отдельные упоминания о праве заместителей прокурора на обращение в суд. Так, согласно ст. 28 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

С учетом изложенного следует отметить очевидную необходимость более четко урегулировать в законодательстве права прокурора и его заместителей.

——————————————————————