Неоспоримая регистрация

(Кюршунова Н.)

(«ЭЖ-Юрист», N 16, 2004)

НЕОСПОРИМАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Н. КЮРШУНОВА

Кюршунова Надежда, гос. регистратор, зам. начальника отдела правового обеспечения УЮ по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия, аспирант Российской правовой академии МЮ РФ.

Несмотря на накопленный опыт применения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в практике тем не менее возникает ряд вопросов, связанных прежде всего с определением самой сущности процедуры регистрации. Это обусловлено тем, что законодатель прямо не решил вопрос о том, может ли быть оспорена в судебном порядке собственно сама регистрация, поскольку не указал прямо, является ли она ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию. В то же время суды принимают решения об отмене (признании недействительной) регистрации… Насколько такая практика обоснованна, и соответствует ли она закону?

Согласно п. 1 ст. 2 Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимую вещь в соответствии с ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 2 Закона зарегистрированное право на недвижимую вещь может быть оспорено в судебном порядке. В соответствии с п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Закона, п. 5 ст. 131 ГК РФ отказ в государственной регистрации прав либо уклонение учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть обжалованы в судебном порядке.

Казалось бы, все ясно. Закон не содержит прямого указания на возможность обжалования в судебном порядке проведенной государственной регистрации права того или иного субъекта. Также нет там указания на полномочия суда признавать государственную регистрацию права в целом либо запись о праве недействительными.

Очевидно, что учреждение юстиции по государственной регистрации прав может выступать ответчиком в данном случае, только если оно отказало в государственной регистрации или от нее уклоняется. Безусловно, такой отказ может нарушать права и законные интересы субъектов, что позволяет им обжаловать действие или бездействие учреждения юстиции в судебном порядке.

Предъявители исков обосновывали их в первую очередь нормами ст. 13 ГК РФ. В силу п. 1 данной статьи ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Таким образом, истцы (заявители) и суд, принимавший дело к рассмотрению и выносивший соответствующее решение, понимали государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как ненормативный акт государственного органа — учреждения юстиции по государственной регистрации прав.

Обоснование требований

Подобное понимание представляется неверным и недопустимым, поскольку ст. 13 ГК РФ говорит о тех актах государственных органов, которые устанавливают какие-либо права и обязанности для субъектов права и указаны в ст. 8 ГК РФ, т. е. являются юридическими фактами. Акт же государственной регистрации имеет другое значение, а именно признавать и подтверждать возникновение гражданских прав и обязанностей по основаниям, перечисленным в той же ст. 8 ГК РФ.

Например, основанием для государственной регистрации права может быть ненормативный акт администрации местного самоуправления о предоставлении гражданину на праве собственности земельного участка, акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта. Права на недвижимое имущество возникают с момента государственной регистрации, а не на ее основании (п. 3 ст. 2 Закона).

Кроме того, всякий акт государственного органа имеет текст определенного содержания. Акт государственной регистрации права такого текста не имеет, тогда как в соответствии с процессуальным законодательством текст обжалуемого ненормативного акта должен быть представлен заявителем в суд. Запись о праве в ЕГРП, свидетельство о государственной регистрации права, выписка из ЕГРП такового текста не содержат.

Статья 13 Закона устанавливает порядок проведения государственной регистрации прав. Из содержания данной нормы следует, что государственная регистрация — это совокупность последовательных действий, поэтапный процесс. В рамках данного процесса никакого акта не издается.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является частью института государственной регистрации в целом. Ведь помимо государственной регистрации прав на недвижимость существует государственная регистрация актов гражданского состояния, юридических лиц, новых пищевых продуктов, материалов и изделий, автомототранспортных средств и других видов самоходной техники, этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкоголесодержащей пищевой и другой спиртосодержащей продукции, государственная дактилоскопическая регистрация и т. д. Ни один из нормативных актов, устанавливающих государственную регистрацию того или иного явления, норм о признании такой регистрации недействительной не содержит.

Исполнить невозможно

Судебные решения, удовлетворявшие требования заявителей, не имели механизма их выполнения. Учреждение юстиции осуществляет государственную регистрацию в соответствии с Законом и Правилами ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. В данных нормативных актах нормы, позволяющие исполнить судебное решение о восстановлении права на недвижимую вещь, отсутствуют, тогда как согласно п. 2 ст. 13 ГК РФ в случае признания судом акта государственного органа недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами в соответствии со ст. 12 ГК РФ. Абзац 3 ст. 12 ГК РФ говорит о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также об иных способах защиты гражданских прав. Но учреждение юстиции по государственной регистрации прав само по себе своими действиями ни для кого прав и обязанностей не создает, поэтому и не может своими действиями их изменить.

Иски (заявления), направленные на признание недействительной государственной регистрации права какого-либо лица на недвижимую вещь, в основном имеют место в тех случаях, когда право истца (заявителя) возникло до 31 января 1998 г. и, по его мнению, до сих пор ему принадлежит, поскольку никому им не передавалось. Обычно учреждению юстиции по государственной регистрации прав о наличии таких правообладателей неизвестно, заниматься «оперативно-розыскной деятельностью» учреждение не уполномочено и должно принимать решение только на основании тех документов, которые в учреждение представил заявитель.

Если же суд выносит решение о признании недействительной осуществленной государственной регистрации права иного лица на недвижимую вещь, то восстановление нарушенного права истца (заявителя) предполагает государственную регистрацию его права. Решения о признании недействительной государственной регистрации права выносились только в том случае, если истец (заявитель) доказывал наличие у него того или иного права на недвижимую вещь и соответственно отсутствие такого права у лица, свое право в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировавшего. Таким образом, прежде всего разрешению подлежал спор о праве, а не о государственной регистрации.

В свою очередь, ст. 28 Закона говорит о том, что установленные решением суда права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в общем порядке. Данная норма корреспондирует с подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ, где судебное решение названо в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В ряде случаев истцы (заявители) предпринимали попытки признать государственную регистрацию права на объект частично, поскольку процессуальные нормы допускают признание ненормативного акта государственного органа недействительным в части. Между тем такое дозволение к государственной регистрации также неприменимо по вышеизложенным причинам.

Некоторые истцы (заявители) обращались в суд с заявлениями о признании незаконными действий по государственной регистрации права того или иного субъекта на недвижимую вещь. Указанный подход представляется более или менее приемлемым. В ходе такого процесса можно обсуждать именно действия государственного регистратора по соблюдению порядка проведения государственной регистрации, установленного Законом.

Однако, чтобы заявить подобное требование и восстановить свое предполагаемое нарушенным право, истцу (заявителю) следует все равно оспорить зарегистрированное право субъекта, доказав, что надлежащим правообладателем он не является.

Проблема толкования понятия «государственная регистрация» по-прежнему существует. Учреждения юстиции по государственной регистрации прав привлекаются в качестве ответчиков (заинтересованных лиц), а сама государственная регистрация прав, ограничений (обременений) является предметом спора.

Для того чтобы устранить неоднозначное толкование норм права, а суду корректно применять последние, необходимо внести в законодательные акты некоторые дополнения. А именно, в Закон добавить такую норму: «В случае если зарегистрированное право было оспорено в судебном порядке и вынесено решение о признании права иного лица, восстановлено право иного лица, применены последствия недействительности сделки, признан недействительным акт органа государственной власти или органа местного самоуправления либо вынесено иное решение, устанавливающее право заинтересованного лица на спорную вещь, запись об оспоренном зарегистрированном праве прекращается; право, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации в общем порядке».

Более того, для ясности в ст. 8 ГК РФ можно внести следующее дополнение: «Акт государственной регистрации основанием возникновения гражданских прав и обязанностей не является и в судебном порядке обжалованию не подлежит». Если же законодатель сочтет нужным и необходимым, то в Закон и в нормативные акты следует внести специальные нормы, регламентирующие порядок признания государственной регистрации прав на недвижимое имущество недействительной в судебном либо ином порядке, позволяющем ее отменить.

До такого момента на основании вышеизложенных доводов государственная регистрация права на объект недвижимого имущества в суде недействительной быть признана не может.

Соответственно юридическим фактом в виде ненормативного акта в смысле ст. 8 ГК РФ государственная регистрация не является, а следовательно, к ней не может быть применена ст. 13 ГК РФ. Суд, в свою очередь, исходя из вышеизложенного, должен прекращать производство по делу о признании государственной регистрации ввиду неподведомственности ему спора.

——————————————————————