Судебная власть о деятельности нотариата в России

(Азнаев А. М.) («Российский судья», 2007, N 10)

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В РОССИИ

А. М. АЗНАЕВ

Азнаев А. М., помощник нотариуса г. Уфы, Республика Башкортостан.

До 1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельность которого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. «О государственном нотариате». Следствием проводимых в России социально-экономических реформ, развития рыночных отношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российского нотариата, которая произошла в 1993 г. после принятия ныне действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <1>. По мере развития имущественного оборота, частной и иных форм собственности становилось очевидным, что государственный нотариат теряет свое значение и возложенные на него функции. Объяснений этому было несколько: во-первых, достаточно слабая организация органов нотариата и, как следствие, чрезвычайная перегрузка в работе государственных нотариальных контор; во-вторых, отсутствие у нотариусов личной заинтересованности в результатах своей работы и личной ответственности перед клиентом и, соответственно, низкая производительность и эффективность их труда. Как известно, Основы, введя в стране в 1993 г. частнопрактикующий нотариат, сохранили и нотариат государственный. Обусловлено это было неверием законодателя в новый нотариат, в его возможность обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и организаций, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. И несмотря на явное противодействие в ряде мест со стороны органов местной власти, без какой-либо поддержки со стороны Министерства юстиции РФ частнопрактикующий нотариат за этот короткий временной промежуток занял доминирующее положение в стране по совершению нотариальных действий. В Москве государственный нотариат окончательно упразднен 10 января 1998 г. Нет государственных нотариусов в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации. Если в 1999 г. в РФ количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, составляло 967, количество частнопрактикующих нотариусов — 5644, количество нотариальных палат без государственных нотариусов — 27, то в 2006 г. количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, — 169, количество частнопрактикующих нотариусов — 7074, количество нотариальных палат без государственных нотариусов — 66 <2>. ——————————— <1> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // СПС. <2> Клячин Е. Н. Конституционная гарантия каждого на получение квалифицированной юридической помощи невозможна без более полного использования потенциала нотариата // Нотариус. 2007. N 2. С. 4.

Деление нотариата на государственный и частнопрактикующий было принято неоднозначно нотариусами, которые остались работать в государственных нотариальных конторах. Основами и Законом о нотариате установлены единые требования для занятия должности нотариуса, однако ряд субъектов Российской Федерации при переходе с должности нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность частнопрактикующего нотариуса, стали чинить препятствия вразрез с действующем законодательством, что повлекло за собой судебные процессы. Примером может служить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 10 сентября 2000 г. по жалобам государственных нотариусов на действия Управления юстиции Кемеровской области «в части отказа от наделения указанных нотариусов полномочиями нотариуса, занимающегося частной практикой». Указанным решением суд обязал Управление юстиции Кемеровской области издать приказ о назначении нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, «на должности нотариусов, занимающихся частной практикой». Федеральная нотариальная палата в своем ответе на запрос государственных нотариусов г. Уфы Республики Башкортостан от 27 марта 2001 г. <3> также не разделила позицию Главного Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан о том, что положение подпункта «б» пункта 5 Постановления Совета РФ «О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате» от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 <4> является актом временного действия и распространяется только на нотариусов, назначенных на должность до вступления в силу Основ законодательства РФ о нотариате, и считает, что Постановление содержит ряд постоянно действующих норм, об этом свидетельствуют, в частности, решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N ГКПИ 98-300 и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1999 г. N 36-О, которые были приняты с учетом норм указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, что подтверждает необоснованность заявления о временном действии этого акта. Кроме того, названное Постановление не признано утратившим силу и по своему содержанию не перекрыто другими актами. Положение, содержащееся в подпункте «б» пункта 5 обсуждаемого Положения Верховного Совета Российской Федерации, содержит также постоянно действующую норму, которой в настоящее время руководствуются суды. Кроме того, Федеральная нотариальная палата считает, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, желающий заняться частной практикой, должен быть назначен на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная контора, в штате которой он состоит, независимо от того, с какого времени он работает нотариусом в государственной нотариальной конторе. Для назначения государственного нотариуса на должность частнопрактикующего нотариуса рекомендации нотариальной палаты субъекта Российской Федерации не требуется, как не требуется наличия вакантной должности, поскольку органом юстиции совместно с нотариальной палатой определяется общее количество должностей нотариусов в нотариальном округе. ——————————— <3> Федеральная нотариальная палата. Письмо нотариусам г. Уфы Республики Башкортостан N 349 от 27 марта 2001 г. <4> Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендации нотариальной палаты не требуется. Отказ в назначении на должность нотариуса в таких случаях обжалуется в районный (городской) народный суд по месту нахождения уполномоченного органа юстиции в месячный срок со дня вынесения решения об отказе (извлечение из Постановления);

В своем письме от 28 марта 2001 г. за N 09-997, также в адрес государственных нотариусов г. Уфы Республики Башкортостан Министерство юстиции Российской Федерации занимает аналогичную позицию, отмечая, что «переход нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, на частную практику является их правом. Ограничение нотариусов в реализации этих прав является неправомерным. Правовая неурегулированность организационных вопросов деятельности нотариата, противоречивость действующих правовых норм порождают попытки ряда политиков регионального масштаба восполнить пробелы правового регулирования законами субъектов РФ. Как правило, такие законы противоречат Конституции РФ, федеральному законодательству и ничего, кроме вреда, не приносят <5>. Вероятно, что разработчики Основ законодательства РФ о нотариате 1993 г., а за ними и законодатели совершили ошибку, допустив совместное сосуществование двух антагонистических систем нотариата в одной стране: агонизирующего, несмотря на чиновничью опеку, государственного, и свободного нотариата латинской школы. Последний исторически сложился в демократических странах с рыночной экономикой. До Октябрьского переворота семнадцатого года этот нотариат, или почти такой же, был, как известно, и у нас в России. Сейчас он просто возрождается. Каждому времени и каждой формации должны соответствовать присущие им органы и структуры <6>. Сейчас представляется крайне важным сформировать правильное мнение о небюджетном нотариате у глав администрации субъектов РФ, убедить в неэффективности государственного нотариата. Представить объективный анализ, сравнить результаты. Государственный нотариат по характеру задач и функций не отличается от частнопрактикующего. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате закрепляют единые требования к кандидату на должность нотариуса, единый порядок назначения его на должность. Нотариусы, независимо от того, являются ли они государственными или занимаются частной практикой, имеют по общему правилу равные права, т. е. совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности; оформленные ими документы имеют равную юридическую силу; нотариальные действия совершаются нотариусами как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающимися частной практикой от имени Российской Федерации. ——————————— <5> Клячин Е. Н. Семинар президентов и вице-президентов. Доклад // Нотариальный вестник. 2006. N 1. С. 58, 59. <6> Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частный — противоестественно // Нотариальный вестник. 1997. N 4. С. 4.

Из равного статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов есть только два исключения. Во-первых, в соответствии со ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате только государственные нотариусы ведут наследственные дела, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. Во-вторых, деятельность государственных нотариусов финансируется из средств государственного бюджета, следствием чего является то, что в соответствии со ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате ответственность за действия государственных нотариусов несет государство. Нотариус, занимающийся частной практикой, осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом, т. е. несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий. Государственный нотариат функционирует как традиционная бюрократическая структура. В такой системе нотариусы — это чиновники (агенты), которые получают заработную плату вне зависимости от результатов своей деятельности и не несут имущественной ответственности за нарушение норм права при ее осуществлении, в отличие от частного нотариата. Модель работы частного нотариата создает стимул для эффективного осуществления полномочий, поскольку он зависит от результатов своей деятельности и несет в том числе и имущественную ответственность за некачественную работу. В такой системе личный интерес нотариуса сопряжен с общественным интересом. Сегодня преимущества частного нотариата стали очевидны: уменьшились очереди, изменилось отношение к посетителю и соблюдению законодательства, уменьшилось количество злоупотреблений должностным положением. Таким образом, повышение качества обслуживания и соблюдение законности постепенно образуют равновесный баланс интересов всех сторон: нотариуса, граждан и государства. Представляется, что небюджетный нотариат, уже добившийся признания как важный правоохранительный институт общества, имеет значительный потенциал развития, способен оказать благотворное воздействие в контексте проходящих реформ судебной системы, государственного управления, ускорения темпов экономического роста и реализации концепции социального государства. Однако без определенных реформ организации нотариата, совершенствования форм и методов нотариальной деятельности реализация его позитивных возможностей будет затруднительна или вообще поставит профессию на грань выживания. Тринадцать лет функционирования небюджетного нотариата показали необходимость законодательного пересмотра целого ряда положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <7>. ——————————— <7> Черемных Г. Г. Нотариат — надежный защитник прав граждан // Нотариус. 2006. N 1. С. 6.

——————————————————————