Кандидат на должность прокурора
(Маклаков Д.)
(«Законность», 2006, N 8)
КАНДИДАТ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРОКУРОРА
Д. МАКЛАКОВ
Д. Маклаков, заместитель прокурора г. Петрозаводска.
Судебно-правовая реформа внесла существенные изменения в правовое положение и работу судей, адвокатов, нотариусов и т. д. Буквально два года назад в подразделениях прокуратуры Республики Карелия активно обсуждался проект Президента России, и ожидалось в ближайшее время принятие на его основе нового Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Однако мы продолжаем работать по ныне действующему Закону 1992 г. с многочисленными поправками и изменениями. Вероятно, непринятие до настоящего времени закона в новой редакции обусловлено более тщательной его проработкой, взвешенным подходом на стадии подготовки. Представляется, в нынешней редакции Закона есть положения, которые необходимо дополнительно обсуждать, например о возрастном цензе и опыте работы кандидата на должность прокурора.
Вероятно, никто не будет спорить с тем, что должность прокурора — ключевая на любом уровне единой централизованной системы прокуратуры России. На городском и районном уровне самостоятельность прокурора достаточно велика. У него есть не только власть, но и ответственность. Не может быть отрешен прокурор от людей и жизни того города и района, где он сам живет и работает. А здесь, согласитесь, одной только юридической грамотности явно недостаточно. Нужен еще жизненный опыт и мудрость.
В п. 5 ст. 40.1 Закона о прокуратуре указано, что на должность прокурора города, района и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы следователем или прокурором в органах прокуратуры не менее 3 лет.
Приведу пример из собственной практики. В 1999 г. я был назначен на должность прокурора Беломорского района Республики Карелия. При общей численности населения Республики менее 800 тыс. человек в районе проживало более 25 тыс. человек. На территории района функционировали лесоперерабатывающий комплекс, база переработки морепродуктов, предприятие оборонного комплекса, крупные транспортные узлы и пр. В год назначения на должность мне исполнилось 30 лет, и, как самому тогда казалось, был достаточный жизненный опыт. Позади служба в армии, учеба в институте, шесть лет работы в должности следователя в соседнем районе. Первое, с чем столкнулся в новой должности, — большинству руководителей районного звена, с кем пришлось работать, общаться, у кого добиваться порой и восстановления законности, было примерно 45 лет. Это были не только профессионалы каждый в своей сфере, но и люди по-житейски мудрые, твердые в словах и поступках. Завоевать в их глазах авторитет не легко хотя бы потому, что при такой разнице в возрасте отношение ко мне вначале было скорее снисходительным. Положение менялось только со временем.
Прокурор, особенно небольших городов, районов, находится под пристальным вниманием не только должностных лиц, сталкивающихся с ним по роду своей деятельности, но и всех граждан. В этой связи очень важно, чтобы прокурор был для них авторитетом не только как юрист, но и как человек.
При определении в законе минимально допустимого возраста для занятия должности прокурора, вероятно, за основу были взяты положения ст. 119 Конституции РФ о назначении на должность судей. Однако при всем уважении к судейскому корпусу позволю себе заметить, что в повседневной деятельности перечень правовых и прочих жизненно важных вопросов, за которые несет ответственность единственный в районе прокурор, никак не меньше, чем у нескольких судей того же района. И можно ли всерьез говорить о достаточном жизненном опыте, мудрости у 25-летнего человека, способности не только дать профессиональную юридическую оценку, а зачастую — просто разобраться в сложных жизненных ситуациях?
Собственный опыт и общение со многими коллегами привели меня к такому выводу: при наличии гражданства, образования, проявленных руководящих и организаторских способностях, предварительного прохождения обучения по программе повышения квалификации на должность прокурора может быть назначен оперативный работник не моложе 30 лет, имеющий стаж следственно-прокурорской работы не менее 5 лет. Такое увеличение возрастного и служебного ценза для кандидатов на должность прокурора не будет противоречить ст. 129 Конституции. Мне могут возразить — предлагаемые изменения повлекут за собой и увеличение минимально допустимого возраста и стажа следственно-надзорной работы кандидатов на должность прокурора субъекта России. Да, повлекут. А правильнее сказать — узаконят и без того сложившуюся практику. Изучение опубликованных в журнале «Законность» приказов Генерального прокурора РФ о назначении на должности прокуроров субъектов Федерации наглядно показывает, что назначаемые прокуроры областей и республик давно перешагнули 30-летний рубеж.
Судебно-правовая реформа России не завершена. Реформированию подлежат и органы следствия, и органы дознания, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и пр. Как многие сотрудники подразделений прокуратуры республики, постоянно читаю журнал «Законность», и хотелось бы на его страницах ознакомиться с мнением ученых и коллег-практиков о предполагаемых нововведениях, возможно, и с переосмыслением некоторых сложившихся ранее положений Закона о прокуратуре.
——————————————————————