Надзор за исполнением законодательства об экологической безопасности
(Сергиенко А.)
(«Законность», 2007, N 8)
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А. СЕРГИЕНКО
А. Сергиенко, прокурор Республики Мордовия, кандидат юридических наук.
Государство, признав экологическую безопасность в качестве одной из составляющих национальной безопасности страны, далеко не в полной мере гарантирует ее населению. Контролирующие органы в природоохранной сфере не обеспечивают надлежащий контроль за соответствием установленным требованиям экологических объектов. Особую озабоченность вызывают бесхозяйные недвижимые объекты: гидротехнические сооружения, артезианские скважины, скотомогильники и т. д., ненадлежащее состояние которых в силу того, что они никому не принадлежат, реально угрожает созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы.
В Республике Мордовия более 50 гидротехнических сооружений, около 2 тыс. артезианских скважин, более 500 скотомогильников, у которых нет собственников. Такая ситуация во многом сложилась из-за нарушения порядка ликвидации юридических лиц — бывших колхозов и совхозов, которым ранее принадлежали эти объекты. При их ликвидации судьба объектов осталась нерешенной: в собственность государства, Республики, муниципальных образований они не оформлялись, в порядке правопреемства вновь созданным юридическим лицам не передавались. Прокурорские проверки показали, что контролирующие органы в сфере экологии, ведя учет экологических объектов, не всегда обладают даже достоверными сведениями об их владельцах, не говоря уж о принятии ими мер к установлению их собственников. Зачастую у органов контроля нет права предъявлять заявления в суд, тем более заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйных экологических объектов. Собственниками таких объектов, несомненно, могут быть муниципальные образования, на территории которых они расположены. Однако нет ни одного случая, когда бы органы местного самоуправления добровольно обратились в регистрационный орган для постановки на учет бесхозяйной недвижимости, а потом в суд для признания права муниципальной собственности. Непроявление ими инициативы тоже понятно: как только бесхозяйные объекты приобретут статус муниципальных, органы контроля и надзора потребуют от них соответствующего финансирования, увеличения расходных обязательств местных бюджетов, а также привлекут к ответственности за ненадлежащее содержание.
То, что у этих объектов нет собственников, не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Верховный Суд РФ в Определении от 13 июня 2006 г. N КАС06-193 указал, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям), с учетом их назначения, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (в частности, биолого-социальных) и обязанность по осуществлению таких мер возложена на местные администрации ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем муниципальные образования, как правило, не заинтересованы в финансировании содержания не принадлежащего им имущества. Этим же актом Верховный Суд РФ определил отменить в части решение Верховного Суда РФ, вынести в этой части новое решение, которым признать недействующим содержащееся в п. 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, положение, в соответствии с которым скотомогильники и биотермические ямы, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности. Суд отметил, что нормы указанного Федерального закона предусматривают для муниципальных образований лишь возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не предписывают в императивной форме местным администрациям обращать эти объекты, не принадлежащие организациям, в муниципальную собственность, как это предусмотрено п. 6.1 Правил. Представляется, эту позицию суда по аналогии можно распространить и на другие бесхозяйные экологические объекты.
Правовая основа для возникновения муниципальной собственности на объекты недвижимости, в том числе в экологической сфере, у которых нет собственника, — ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
Это долгий, но единственный законный путь признания за муниципальными образованиями права собственности на такие объекты. Анализ действующего законодательства показал, что правом на обращение в суд с заявлением о понуждении местных администраций обратиться в регистрационные органы для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества наделен лишь прокурор (ст. ст. 45, 254 ГПК). Органы контроля такими полномочиями не обладают.
Лямбирский районный суд удовлетворил заявление прокурора республики и обязал Лямбирское сельское поселение обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости — гидротехнического сооружения — искусственного водоема «Лямбирское водохранилище» («Саранское море»). Согласно паспорту и заключению привлеченных специалистов плотина по характеристикам отвечает определенному в ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» статусу гидротехнического сооружения (далее — ГТС). Хотя водохранилище занимает территорию двух сельских поселений, сама плотина расположена в административных границах Лямбирского сельского поселения (Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 122-З «Об установлении границ муниципальных образований Лямбирского района, муниципального образования Лямбирский район и наделении их статусом сельского поселения и муниципального района»). В силу ст. 125 ГК от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в ее п. 1, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Поскольку Уставом сельского поселения вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением собственностью, организацией и осуществлением мероприятий по охране в поселении экологической среды, реконструкции объектов охраны природы, сохранению и бережному использованию природных ресурсов, участием в обеспечении проведения обязательной экологической экспертизы, решает администрация поселения, то она и была признана ответчиком по делу.
Суд согласился с выводом прокурора о том, что у ГТС нет собственника и, следовательно, сооружение — бесхозяйная недвижимость.
Это влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Запрошенные из Верхне-Волжского бассейнового водного управления, Управления Росприроднадзора данные свидетельствовали о том, что ГТС находится в аварийном состоянии, включено в список потенциально опасных сооружений. В случае возникновения чрезвычайной ситуации в зону возможного затопления попадут жилые дома и хозяйственные постройки близлежащих сел, предприятий, автодорога. Иными словами, заявление прокурора было направлено в защиту интересов неопределенного круга лиц — прежде всего населения двух сельских поселений. Суд также признал незаконным бездействие администрации сельского поселения, в границах которого находится гидротехническое сооружение, поскольку она не обращалась в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества.
Аналогичные заявления прокурором республики предъявлены в отношении артезианских скважин. Так, Рузаевский районный суд обязал администрацию Трускляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества — водозаборной (артезианской) скважины N 13606/2241. Эта артезианская скважина состоит на учете в Региональном агентстве по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, после ликвидации ее владельца (ТОО) в муниципальную собственность поселения она не перешла. На момент предъявления заявления в суд ее без соответствующих документов эксплуатировало ЗАО для нужд животноводства. Суд согласился с позицией прокурора о том, что водозаборные (артезианские) скважины — объекты недвижимого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, т. е. отвечают признакам недвижимого имущества согласно ст. 130 ГК. Это также подтверждается Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, а также изготовленным ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Республике Мордовия» паспортом на скважину как сооружение. Это заявление прокурором подано также в интересах неопределенного круга лиц — населения поселения, и в суде доказано: тот факт, что у водозаборной скважины нет собственника, влечет невозможность обеспечения сохранности не только этого объекта недвижимости, но и месторождения — артезианской воды, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния сооружения, а также может повлечь загрязнение водного горизонта, создает угрозу использования скважины в террористических целях.
Обращаясь в суд с такими заявлениями, прокурор представляет комплекс документов: паспорта ГТС, артезианских скважин, кадастровые планы земельных участков под эти объекты, сведения из архивов, контролирующих органов, выписки из реестров и т. д. Сбор этих документов и оплата их изготовления для органов местного самоуправления проблематичны. Получается, что прокурор оказывает и помощь в сборе необходимых документов, что в свою очередь ускоряет в дальнейшем исполнение решения суда о постановке на учет бесхозяйных объектов. Прокуратурой Республики только за два месяца текущего года предъявлено в районные суды более ста таких заявлений.
Обращение бесхозяйных экологических объектов в муниципальную собственность позволит: привести их в безопасное состояние за счет средств местных бюджетов и выделенных муниципальным образованиям целевых субсидий из бюджетов других уровней, распоряжаться ими, в том числе сдавать в аренду, отчуждать и т. д., получая дополнительный источник пополнения местного бюджета, а гражданам получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, что гарантировано ст. 8 ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
——————————————————————