Пресечение незаконной миграции

(Чистов В.)

(«Законность», 2007, N 11)

ПРЕСЕЧЕНИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

В. ЧИСТОВ

В. Чистов, прокурор Амурской области.

Обеспечение национальной безопасности в пограничной сфере неразрывно связано с вопросами исполнения законодательства, направленного на пресечение незаконной миграции, борьбы с транснациональной преступностью.

У Амурской области самая протяженная Государственная граница с Китаем — 1263 километра.

С учетом географического положения и все более развивающихся связей в различных сферах с сопредельной стороной для области наибольшую проблему представляет незаконная миграция иностранных граждан.

До 1980 г. в область въезжали единицы иностранных граждан. В начале 90-х годов из КНР по различным основаниям въезжало уже до 15 тыс. человек. Последние пять лет российско-китайскую границу ежегодно пересекают в режиме въезд-выезд до 200 тыс. иностранных граждан, в том числе 97% составляют китайцы.

В настоящее время устойчивый характер приобрела тенденция сокращения численности населения. На 1 января 2007 г. в Амурской области численность населения составила около 885 тыс. человек (в 1989 г. — более 1 млн. 57 тыс. человек).

В то же время за счет миграционных процессов на территории области на 1 января 2007 г. зарегистрировано 23 тыс. иностранных лиц, более 15 тыс. — это граждане КНР, что составляет 2,5% от общей численности населения области, из них 11 тыс. зарегистрировано в качестве лиц, прибывших на работу.

Значительная миграция требует обеспечения постоянного надзора и контроля за исполнением законодательства в сфере миграционных отношений со стороны органов прокуратуры, различных государственных структур, прежде всего правоохранительных органов.

С ростом числа въезжающих иностранных граждан возрастает количество допускаемых ими нарушений. Так, в прошедшем году к административной ответственности за допущенные нарушения привлечен каждый четвертый иностранец из числа зарегистрированных.

Поэтому надзор за исполнением законодательства в сфере миграционных отношений находится на постоянном контроле у прокуратуры области, является одним из направлений деятельности территориальных и специализированных прокуроров.

В целях координации работы по пресечению нелегальной миграции приказом прокурора области создана межведомственная группа, председатель которой — первый заместитель прокурора. За прошедший год проведено 4 заседания, на которых обсуждены вопросы повышения эффективности деятельности органов УФМС, УВД области по контролю за пребыванием иностранных граждан, привлечением и использованием иностранной рабочей силы, исполнения законодательства о Государственной границе РФ.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере миграционных отношений принимались меры административного, гражданско-правового и уголовного воздействия для пресечения незаконной миграции.

Более активно выявлялись преступления, связанные с незаконным пересечением Государственной границы РФ.

В прошедшем году органами дознания пограничного управления и следователями УФСБ области окончено расследованием и направлено в суд 19 уголовных дел по ч. ч. 1, 2 ст. 322 УК в отношении 31 лица (все лица осуждены), или столько же, сколько в 2004 — 2005 гг.

Прокуратура области принимала меры уголовного преследования и по фактам организации незаконной миграции. В 2006 г. разработаны рекомендации по методике выявления преступлений, связанных с организацией незаконной миграции (ст. 322.1 УК), и расследования уголовных дел этой категории. Рекомендации направлены территориальным прокурорам, в правоохранительные органы.

В прошлом году в ходе проверок, проведенных прокуратурой совместно с УВД и УФСБ области, установлены факты незаконной выдачи более 100 российских паспортов лицам, не имеющим подтверждения принадлежности к гражданству РФ, регистрации по месту жительства и временного пребывания.

По этим фактам направлено в суды области 5 уголовных дел по ч. 1 ст. 286 УК в отношении сотрудников паспортно-визовых служб, которые незаконно выдавали паспорта гражданина России гражданам бывших союзных республик.

Прокуратурой области приняты меры по повышению эффективности надзора за исполнением федерального законодательства, регулирующего пребывание иностранных граждан, по соблюдению законности в деятельности органов УФМС, в том числе меры, направленные на пресечение фактов незаконного пребывания иностранных граждан, нелегальной миграции, незаконной выдачи российских паспортов гражданам СНГ.

По заданию прокуратуры области прокурорами проведены проверки исполнения законодательства в указанной сфере. По выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования: внесено 20 представлений, в суды направлено 36 исковых заявлений, вынесено 20 постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении и три предостережения.

Территориальные и специализированные прокуроры, руководители правоохранительных органов области и пограничного управления ориентированы прокуратурой области на то, чтобы обеспечить надзор и контроль за исполнением законодательства, регулирующего пребывание иностранных граждан, добиваться неотвратимости наказания, чтобы иностранные граждане, законно находящиеся на территории области, исполняли российские законы, установленный режим Государственной границы.

Проверкой прокуратуры области в декабре 2006 г. в УФМС области установлено, что руководство управления принимает меры, направленные на повышение эффективности контроля за исполнением законодательства, ответственности должностных лиц. Управление взаимодействует с администрацией области, УВД, пограничным управлением и УФСБ области.

В целях улучшения контроля за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства по каждому факту нарушения российского законодательства иностранными гражданами на территории Амурской области направляются сообщения в ИЦ УВД Амурской области.

Такое взаимодействие положительно сказывается на результатах работы. Так, по материалам управления ФМС судами области в 316 случаях приняты решения об административном выдворении (в 2005 г. — 281) иностранных граждан.

Кроме того, сообщения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, подвергнутых административному наказанию 2 и более раза, а также административно выдворенных и депортированных с территории РФ, в обязательном порядке направляются в представительство МИД России в г. Благовещенске.

По состоянию на 1 января 2007 г. на учете в УФМС области состояло 310 организаций, сфера деятельности которых предусматривает приглашение иностранных граждан (в 2005 г. — 296).

В результате проведенных мероприятий выявлены приглашающие организации, которые допускают нарушения. Управлением ФМС по результатам проверок снято с учета 16 организаций (в 2005 г. — 9), приостановлен прием документов до устранения нарушений у 45 организаций (в 2005 г. — 15).

Говоря о криминогенной обстановке, следует отметить, что количество совершенных иностранными гражданами преступлений, зарегистрированных криминальной милицией, незначительно от общего числа преступлений, совершенных на территории области. Эта категория преступлений существенного влияния на формирование криминогенной обстановки не оказывает.

Статистические данные показывают, что участники внешнеторговой деятельности, как правило, используют организационно-правовые формы, позволяющие учредителям не отвечать своим личным имуществом по обязательствам организаций, а нести риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов (10 МРОТ) на учредительство, либо показывают заведомое отсутствие имущества, на которое может быть наложено взыскание. Регистрируются фирмы, в уставном капитале которых значится, к примеру, самый дешевый компьютер стоимостью до 15 тыс. руб. либо другая бывшая в употреблении оргтехника.

Анализ правоприменительной практики и действующего законодательства в сфере пресечения нелегальной миграции и законодательства, регулирующего пребывание иностранных граждан, выявил проблемы, требующие государственного регулирования, внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Так, целесообразно установить уголовную ответственность работодателей за незаконное привлечение иностранной рабочей силы (сейчас административная ответственность); усилить ответственность за организацию незаконной миграции (судебная практика свидетельствует о том, что суды назначают наказание в виде штрафа в размере от 2 до 3 тыс. руб.) с учетом повышенной общественной опасности этих деяний (ст. 322.1 УК).

При реализации Указа Президента РФ от 22 июня 2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» для этой категории людей могут возникнуть определенные риски (отказ работодателя от найма переселенца, необеспеченность жильем и т. п.), в связи с чем необходимо решить вопрос о присвоении им на первом этапе статуса переселенцев.

Определенные проблемы в исполнении федеральных законов есть при выдворении иностранных граждан. Так, ч. 1 ст. 3.10 КоАП предусмотрено, что административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ.

Подпунктом 22 п. 16 ч. 2 Типового положения, утвержденного Приказом МВД от 25 октября 2006 г. N 846, функции по административному выдворению за пределы России возложены на органы внутренних дел. В то же время выделение финансовых средств предусмотрено только на выдворяемое лицо. Законодательными актами, а также приказами МВД РФ либо ФМС России не предусмотрено выделение денежных средств на приобретение проездных документов сотрудникам, обеспечивающим процедуру конвоирования. Поэтому выдворение граждан стран СНГ представляет определенные сложности.

Строительство, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска должно финансироваться из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, что будет способствовать реализации в полном объеме монопольного права государства на формирование и проведение пограничной политики.

Действующие федеральные законодательные акты, регулирующие деятельность совместных и иностранных предприятий, должны содержать положения, регламентирующие (на момент регистрации) минимально допустимый, но достаточно высокий потолок уставного капитала, что в определенной степени автоматически обезопасит государство от недобросовестных и несостоятельных иностранных партнеров.

——————————————————————