Незаконная миграция граждан Китайской Народной Республики на территорию Российской Федерации как угроза экономической безопасности

(Магомедов А. А., Чирков Д. К.)

(«Миграционное право», 2011, N 4)

НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ ГРАЖДАН КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. А. МАГОМЕДОВ, Д. К. ЧИРКОВ

Магомедов А. А., начальник кафедры методологии и методики расследования экономических преступлений Академии экономической безопасности МВД России, профессор, доктор юридических наук.

Чирков Д. К., доцент кафедры методологии и методики расследования экономических преступлений Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние экономической безопасности регионов, прилегающих к Китайской Народной Республике (КНР), является масштабная экспансия в миграционной и экономической сфере со стороны граждан КНР, ситуация с которой обостряется на фоне рассмотрения вопросов российско-китайской границы.

Анализ миграционной обстановки в Дальневосточном федеральном округе свидетельствует об увеличении внешней миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. Основную часть мигрантов, въезжающих на территорию округа, составляют китайские граждане, въезжающие по многократным коммерческим, рабочим и туристическим визам, а также в рамках безвизового обмена.

В 2005 г. на территорию ДФО въехало более 635,6 тыс. (8,6%) иностранных граждан и лиц без гражданства, основная доля которых приходится на территорию Приморского края (61,3%) и Амурской области (16,9%). Граждане Китая составляют более 2/3 въехавших на территорию Дальневосточного федерального округа иностранных граждан.

В 2010 г. на территорию Амурской области осуществлено 66 658 въездов, в т. ч. около 29 000 с коммерческой целью, 17 448 — работа по найму, 13 071 — с туристической целью, в 354 случаях — для проживания в РФ. По состоянию на 1 января 2010 г. в области официально зарегистрировано более 10 000 граждан КНР.

На территорию Хабаровского края в 2010 г. въехало по миграционным картам 23,4 тыс. граждан КНР (54,5% от общего числа въезжающих), в т. ч. по безвизовому туризму — 7,8 тыс. При этом пятью Хабаровскими турфирмами принято 16 тыс. китайских безвизовых туристов, которые заехали через Приморский край и Еврейскую автономную область. За 5 месяцев 2010 г. на территорию Хабаровского края въехало 11 тыс. китайских граждан, что составило 47% от общего количества въехавших иностранных граждан, а зарегистрировано 6443 человека, т. е. в 2 раза больше, что свидетельствует о въезде китайских граждан в Хабаровский край через другие субъекты Российской Федерации.

Устойчивое среднегодовое увеличение на 20 — 25% за последние 5 лет имеет статистика въезда иностранных граждан на территорию Еврейской автономной области. За 12 месяцев 2010 г. в ЕАО въехало 23 785 граждан КНР (АППГ — 14 588), из них по коммерческим целям — 8214 (АППГ — 1849), служебным делам — 5247 (АППГ — 1580), на учебу — 89 (АППГ — 40), на работу — 4469 (АППГ — 1915), частным делам — 984 (АППГ — 1850), в качестве безвизовых туристов — 4802 (АППГ — 6454). В 2010 г. продолжается положительная динамика миграционных потоков. Так, за 5 месяцев 2010 г. в ЕАО въехало более 12 тыс. граждан КНР.

Отмечается стабильный прирост количества граждан Китая, прибывающих на территорию Камчатской области (в 2008 г. на территории региона был зарегистрирован 981 гражданин КНР, в 2009 г. — 898, с начала 2010 г. — 361 (АППГ + более 100%)).

Вследствие географического положения Чукотского автономного округа, а также действующего режима пограничной зоны миграционные потоки граждан КНР на территорию округа носят крайне ограниченный характер.

Во взаимодействии с органами пограничного контроля ОКПП «Хабаровск» РПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО постами иммиграционного контроля УДМ УВД Хабаровского края не были пропущены на территорию Российской Федерации 234 китайских гражданина, из которых 28 попытались въехать в РФ с недействительными проездными документами и 134 — с несоответствием заявленной цели.

По ст. 18.8 КоАП РФ из 6,1 тыс. иностранных граждан, привлеченных к административной ответственности, граждане КНР составили 65%, т. е. 3,4 тыс. человек или на 14,5% больше АППГ (АППГ — 3,5 тыс. чел.), из 211 выдворенных — 95 граждан КНР.

Большую проблему вызывает пребывание китайских граждан, въезжающих по коммерческим и деловым визам, которые дают им возможность передвигаться по всей территории России, заниматься незаконной трудовой и предпринимательской деятельностью, при этом нарушая режим регистрации.

Так, за 2010 г. из 35,7 тыс. иностранных граждан, привлеченных к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ (за нарушение режима пребывания), граждане КНР составили 50,8%. Из 988 иностранных граждан, привлеченных к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ (за незаконную трудовую деятельность), граждане КНР составили 56,7%. Из 924 административно выдворенных иностранных граждан 339 человек были граждане КНР.

Проблемы борьбы с экономическим криминалом в российско-китайских отношениях в настоящее время затрагивают интересы всех регионов России, которые в той или иной мере связаны торгово-экономическими отношениями с Китаем. Прежде всего, данные проблемы связаны с незаконной миграцией, контрабандой сырья и валюты, браконьерством и т. д. Некоторые виды деятельности, например производство и реализация контрафактных товаров, контрабандный импорт-экспорт, незаконные финансовые операции, неуплата налогов, деятельность фирм-однодневок, твердо связываются с лицами китайской национальности и китайскими компаниями на территории России.

В Амурской области наиболее криминальная ситуация сложилась в таких высокодоходных сферах, как лесозаготовки и экспорт леса, а также на потребительском рынке.

В сфере лесопромышленного комплекса, исходя из анализа информации, установлено, что российские предприниматели, используя капитал китайских граждан, не зарегистрированных в качестве участников предпринимательской деятельности, скупают лес (нередко незаконно заготовленный) и с использованием фиктивных документов его экспортируют. Несовершенство российского законодательства создает наиболее благоприятные условия в этой сфере как на стадии заготовки, так и на стадии экспорта.

Явный правовой пробел в том, что для доказательства контрабанды леса неценных пород (который и заготавливается в области) необходимо доказать незаконность его происхождения, а учитывая сегодняшнюю законодательную базу, это практически невозможно. Вопрос лицензирования деятельности по использованию лесного фонда в новой редакции Лесного кодекса РФ не оговорен (ст. 81 исключена с 1 января 2005 г.). При этом Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 утвержден новый Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, из которого исключена необходимость представления документов о законности происхождения товаров у декларирующего экспортную операцию лица (п. 13 «е», п. 13 «х»).

Кроме того, существующее сегодня множество нормативных актов по вопросам деятельности в сфере лесного хозяйства не содержит мер административной ответственности за наиболее распространенные нарушения (в особенности за скупку незаконно вырубленного леса) и фактически способствует незаконному экспорту лесных ресурсов.

В сфере потребительского рынка высокая доходность челночного бизнеса привлекает в область тысячи китайских торговцев, вовлеченных в такие преступные промыслы, как контрабанда, нелегальная торговля потребительскими импортными товарами. Товар, продаваемый китайцами, ввозится на российскую территорию фактически контрабандно, с использованием схемы: «челноки — кирпичи — фонари», когда крупная партия товара предварительно дробится на несколько мелких (для удобства перемещения через границу), а затем собирается вновь и объединяется на рынке. В перемещении груза участвуют как китайские, так и российские граждане.

Для обхода действующих законодательных ограничений реальная предпринимательская деятельность китайских граждан в ряде случаев документально оформляется как трудовые отношения с российскими фирмами, якобы привлекающими иностранную рабочую силу для выполнения работ на территории России.

На территории Хабаровского края гражданами КНР было совершено 58 преступлений. Основным видом преступлений, совершаемых гражданами КНР, являются преступления, предусмотренные ст. 222 УК РФ. Это в первую очередь связано с тем, что на рынках Хабаровского края продается большое количество ножей китайского производства, которые экспертами впоследствии признаются холодным оружием.

Основными видами преступлений, совершаемых в отношении граждан КНР, являются кражи, грабежи и разбои.

В целом на криминальную обстановку в сфере экономики в разрезе выявленных преступлений (с учетом вышеприведенных сведений о несовершенстве законодательства, не позволяющего эффективно пресекать противоправные действия) граждане КНР оказывают незначительное влияние, причем большую часть из них составляют факты дачи взяток сотрудникам милиции за освобождение от административной ответственности.

Анализ российско-китайских экономических отношений с учетом результатов ранее проведенных мероприятий позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Данная проблема до сегодняшнего дня не подвергалась комплексной оценке с позиции государственных интересов, поэтому в средствах массовой информации и данных официальных органов подается противоречивая информация, как правило, представляющая собой результат лоббистской деятельности.

2. Акцентирование внимания на так называемой желтой угрозе отражает односторонний подход. При всей очевидности внешних угроз интересам России со стороны Китая сгусток противоречий, детерминирующих преступность в данной сфере, находится внутри страны. Он выражается в правовой неурегулированности данных правоотношений, недостаточном к ним внимании со стороны соответствующих органов государственной власти и управления.

3. Проблемы, активно обсуждающиеся в средствах массовой информации и официальных документах государственных органов, можно разделить на три блока:

3.1. Сохраняющиеся территориальные притязания Китайской Народной Республики (КНР) к Российской Федерации.

3.2. Постоянно растущая экономическая и демографическая экспансия Китая на российскую территорию.

3.3. Совершение преступлений в сфере российско-китайских отношений.

Данная проблема имеет две стороны. С одной стороны, это массовые расхищения китайцами стратегического сырья и материалов, совершение экологических и налоговых преступлений, нарушения режима пребывания иностранных граждан на территории России. С другой стороны, имеющие место факты вымогательства взяток со стороны работников таможенных органов России, неупорядоченные проверки мест торговли и изъятия реализуемой китайцами продукции, слабая социальная защищенность прибывающих в Россию граждан КНР.

В целях развития и совершенствования двустороннего международного сотрудничества, в т. ч. направленного на борьбу с транснациональной преступностью, а также реализации достигнутых договоренностей необходимо:

1. Проработать вопрос ужесточения санкции за контрабандный вывоз на территорию Китая сырьевых и биологических ресурсов из России.

2. В рамках повышения наступательности и результативности мероприятий по борьбе с организованной, экономической и налоговой преступностью определить конкретные предприятия — объекты оперативной заинтересованности, в т. ч. находящиеся под контролем ОГ и ПС, ориентировать личный состав оперативных подразделений на выявление, предупреждение и пресечение тяжких и особо тяжких составов преступлений на данных предприятиях.

——————————————————————