Получение юридической помощи лицом, привлекаемым к административной ответственности

(Черкасский П. А.) («Адвокат», 2008, N 7)

ПОЛУЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦОМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

П. А. ЧЕРКАССКИЙ

Черкасский П. А., адвокат коллегии адвокатов Железнодорожного округа г. Хабаровска (Адвокатская палата Хабаровского края).

В соответствии с требованиями ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане, а также их добровольные объединения обязаны строго соблюдать законы Российской Федерации. Одной из главных задач субъектов административной юрисдикции — судов, органов исполнительной власти, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, — является соблюдение прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности. В связи с этим на первое место выходит неукоснительное соблюдение принципов законности как одного из существенных факторов укрепления правопорядка, как гарантии обеспечения и защиты прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц <1>. Строгое соблюдение принципа законности обеспечивает объективный, всесторонний подход к рассмотрению дела об административном правонарушении. Законность в сфере административно-юрисдикционного процесса, неуклонное проведение в жизнь ее гарантий способствуют тому, чтобы принимаемые по делам об административных правонарушениях постановления были законными, обоснованными и справедливыми. Безусловное соблюдение режима законности гарантирует соблюдение процессуальных прав и обязанностей всех участников процесса. ——————————— <1> Кудрявцев В. Н. Законность в Российской Федерации. М.: СПАРК, 1998. С. 4.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, занимает центральное место в производстве по делу об административном правонарушении. Это обусловлено тем, что само производство направлено на всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела в целях его разрешения в соответствии с законом. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, должно занимать позицию активной защиты, в полной мере использовать предоставленные ему законом процессуальные права, с тем чтобы отстоять свои интересы в деле об административном правонарушении. Перечень процессуальных прав данного лица закреплен в статье 25.1 КоАП РФ. Одним из основополагающих прав, предусмотренных законом, является право на получение квалифицированной юридической помощи. Это право следует считать конституционным, поскольку оно предусмотрено главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ. Важнейшей составляющей производства по делу об административном правонарушении является стадия рассмотрения дела, завершающаяся вынесением постановления. Это обусловлено тем, что на данной стадии принимается решение по вопросу о виновности или невиновности лица, привлекаемого к ответственности, проверяется обоснованность его привлечения к административной ответственности, назначается законное и справедливое наказание. В связи с этим на данном этапе в значительной степени повышается роль института защиты прав и законных интересов граждан <2>. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 12 апреля 2005 г. N 113-О подчеркнул, что одной из гарантий, обеспечивающих право на судебную защиту, в том числе применительно к административному судопроизводству, является закрепленное в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ положение об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. При этом принципы состязательности и равноправия сторон должны распространяться на все стадии административного судопроизводства <3>. Адвокатская деятельность является основным средством обеспечения гарантируемого ч. 1 ст. 48 Конституции РФ права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, благодаря которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, уравнивается в правах, а процесс приобретает состязательность. ——————————— <2> Гришаев А. Н. Содержание принципа законности на стадии назначения административного наказания // Административное право и процесс. 2007. N 2. С. 1. <3> Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. N 113-О «По жалобе гражданина Маслова Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частями 1, 2 и 3 статьи 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2195.

Как указывал Ю. И. Стецовский, предоставляя услуги по оказанию правовой помощи, адвокат делает полезное и нужное дело, имеющее значение не только для личности, но и для общества. Осуществляя правовой контроль, адвокат сигнализирует о нарушениях законности <4>. ——————————— <4> Стецовский Ю. И. Советская адвокатура. М., 1989. С. 25.

Статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) определяет, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. Обеспечивая независимость адвоката, законодатель установил, что адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Таким образом, адвокатура, являясь правовым институтом, призвана на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Согласно подп. 5 п. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре адвокат, оказывая юридическую помощь, выступает в качестве защитника доверителя в производстве по делам об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в деле может участвовать защитник. В качестве такового допускается адвокат или иное лицо. В связи с этим в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывается, что если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле <5>. ——————————— <5> Российская газета. 2005. N 80.

Действующее процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает, что адвокат допускается к участию в административном судопроизводстве на основании ордера, выдаваемого ему соответствующим адвокатским образованием. При ведении дел доверителей в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в различных учреждениях и организациях полномочия адвоката удостоверяются, как правило, доверенностью. Нужно отметить, что участие адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях отличается специфическими особенностями, а именно: адвокат наделен правами, которые отсутствуют у других участников этого процесса. В соответствии с ранее действовавшей редакцией КоАП РФ защитник допускался к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением — с момента административного задержания. Федеральным законом от 27 ноября 2007 г. N 273-ФЗ была усилена правовая защита лица, в отношении которого ведется производство по делу: теперь защитник допускается с момента возбуждения дела об административном правонарушении, что позволяет доверителю пригласить защитника в том числе с момента составления протокола о применении обеспечительных мер — доставления, административного задержания, личного досмотра и т. д. Новое законодательство Российской Федерации, прежде всего Закон об адвокатуре, в значительной степени расширило полномочия адвоката по участию в сборе и представлении доказательств по административным делам. Так, если ранее адвокат мог истребовать те или иные справки, характеристики, другие документы только через юридическую консультацию, то в настоящее время такое право — право адвокатского запроса — предоставлено ему лично. Однако на практике зачастую возникают препятствия, когда должностные лица или организации отказываются удовлетворять адвокатские запросы. При этом они либо уклоняются от получения запроса, либо игнорируют его, либо отвечают, что соответствующая информация может быть предоставлена только по запросу суда, рассматривающего дело. В связи с этим, видимо, было бы правильным не просто продекларировать право адвоката на сбор доказательств, но и обеспечить его реализацию путем внесения в Закон об адвокатуре и КоАП РФ правовой нормы, устанавливающей ответственность за непредоставление либо за несвоевременное предоставление сведений, запрошенных адвокатом. Наряду с этим в целях отыскания информации об обстоятельствах, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела, адвокат также вправе опрашивать граждан при наличии на то их согласия. При подготовке к делу адвокат имеет право привлекать специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием им юридической помощи по конкретному делу об административном правонарушении. Конечно, мнение специалиста не имеет обязательного юридического значения, однако может служить аргументом при ходатайстве о необходимости назначения экспертиз или проведения тех или иных юридических действий, кроме того, заключение специалиста может использоваться для обоснования позиции самого лица, привлекаемого к административной ответственности, и его адвоката. Одним из условий успешной и эффективной деятельности адвоката по оказанию юридической помощи является также наличие у него права знакомиться со всеми материалами дел, в которых он принимает участие, делать из этих материалов необходимые выписки и снимать копии (в том числе с помощью технических средств). Другое важное право, предоставленное законом адвокату, — право заявлять ходатайства. Под ходатайством адвоката понимается его официальное обращение к субъектам административной юрисдикции (суду, органу исполнительной власти, должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении) с предложением произвести определенные процессуальные действия. Ходатайства могут быть заявлены по любым вопросам, которые могут оказать влияние на результаты рассмотрения дела. Для ходатайств предусмотрены как устная, так и письменная формы. В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении дела, адвокат вправе в ходе процесса задавать вопросы всем другим лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении. Одним из важнейших прав адвоката является право обжаловать по поручению лица, привлекаемого к административной ответственности, постановление по делу об административном правонарушении. При этом следует иметь в виду, что КоАП РФ не наделил адвоката правом подавать жалобу на постановление от своего собственного имени. Вышеназванные полномочия адвоката, несомненно, служат улучшению качества подготовки материалов дела об административном правонарушении, а значит, способствуют обеспечению прав лиц, привлекаемых к административной ответственности. Адвокат, выступая защитником своего доверителя, по своему усмотрению определяет тактику, методы и способы защиты, тем самым являясь самостоятельным участником процесса по делу об административном правонарушении. Вместе с тем позиция адвоката в обязательном порядке должна быть тесно связана и с позицией лица, привлекаемого к административной ответственности, кроме случая самооговора последнего. Наряду с этим необходимо отметить определенные трудности, с которыми связано оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам по делам об административных правонарушениях. Причина этого, прежде всего, кроется в том, что нормы КоАП РФ, предусматривающие оказание юридической помощи, не подкреплены финансовыми, организационными, правовыми гарантиями, в результате чего оказание такой помощи становится затруднительным. Так, должностные лица административно-юрисдикционных органов зачастую даже не информируют привлекаемых к административной ответственности лиц об их праве воспользоваться квалифицированной помощью адвоката. И это при том, что ежегодно к административной ответственности привлекаются сотни тысяч граждан. В связи с этим видится необходимым обратиться к Постановлению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П, где отмечено, что «по буквальному смыслу положений, закрепленных в ст. ст. 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса…» <6>. ——————————— <6> Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова» // СЗ РФ. 2000. N 27. Ст. 2882.

Кроме того, в обществе существует некоторое легкомысленное отношение к административному правонарушению и ответственности за его совершение. Видимо, это обусловлено как все еще существующим правовым нигилизмом, так и не столь строгими (по сравнению с уголовным законом) мерами ответственности, применяемыми за совершение административного правонарушения. К сожалению, ни Закон об адвокатуре, ни КоАП РФ не определяют, каким образом должен действовать адвокат в случае, когда имеет место нарушение его процессуальных прав со стороны лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Думается, что в целях восстановления своих прав и недопущения подобных нарушений в будущем адвокату необходимо обжаловать такие незаконные действия как в административном, так и в судебном порядке. В связи с этим следует добиваться фиксации допущенных нарушений путем подачи письменных замечаний, которые должны приобщаться к материалам дела об административном правонарушении. Наряду с правами, предоставленными Законом об адвокатуре, на адвоката, оказывающего юридическую помощь, возложены и определенные обязанности, которые по существу являются установленными и гарантированными государством требованиями к его деятельности. Так, адвокат должен честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами, соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката. Эти требования в полной мере относятся и к адвокатам, участвующим в производстве дел об административных правонарушениях. В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что право лица, привлекаемого к административной ответственности, на получение квалифицированной юридической помощи обеспечивается следующими установленными законом полномочиями его защитника: адвокат наделен значительным объемом прав и обязанностей, позволяющих эффективно осуществлять защиту своего доверителя, он процессуально равноправен с другими участниками процесса по сбору доказательств по делу и участию в их исследовании; адвокат самостоятелен в выборе тактических процессуальных средств и методов защиты, исходя из конкретных обстоятельств дела и требований закона. Таким образом, есть все основания говорить о необходимости предусмотреть в КоАП РФ обязательность участия адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях, как это сделано законодателем в уголовном процессе. Это дополнение будет способствовать реализации основополагающего принципа равенства граждан перед законом, послужит гарантией их конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а значит, будет способствовать укреплению и безусловному соблюдению принципов законности в сфере административно-юрисдикционного процесса.

——————————————————————