Адвокатский запрос: что делать?
(Иванов А.) («ЭЖ-Юрист», 2014, N 10)
АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС: ЧТО ДЕЛАТЬ?
А. ИВАНОВ
Алексей Иванов, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов, г. Краснодар.
Адвокатский запрос, регламентированный законодательством, является важным инструментом для оказания квалифицированной юридической помощи, однако на практике существуют трудности, связанные с реализацией адвокатом права собирать необходимые сведения. Настоящая статья содержит анализ права на адвокатский запрос, а также некоторых вопросов, связанных с исполнением адвокатского запроса, ответственности за непредставление запрашиваемых адвокатом сведений и законодательные предложения, направленные на устранение выявленных проблем.
Содержание права
В настоящее время адвокатский запрос является одним из действенных способов сбора доказательств, направленных на оказание квалифицированной юридической помощи. Несмотря на то что с момента принятия Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» прошло более 11 лет, возникают определенные трудности при реализации адвокатом своих полномочий, в частности права собирать необходимые сведения. Именно на адвокатов возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из ч. 1 ст. 45 и ст. 48 Конституции РФ (абз. 2 п. 4 Постановления КС РФ от 23.12.1999 N 18-П). Подпункт 1 п. 3 ст. 6 Закона N 63-ФЗ закрепляет право адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи (далее — сведений). С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи (п. 2 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). Таким образом, осуществляя квалифицированную юридическую помощь, адвокат вправе собирать сведения и доказательства, необходимые для оказания профессиональной юридической помощи, то есть осуществлять свое право на адвокатский запрос. Вместе с тем данное право адвоката труднореализуемо, поскольку законодатель не установил процессуальный порядок производства по собиранию и представлению доказательств, описанный в ч. 3 ст. 86 УПК РФ, что на практике влечет необоснованные решения об отказе в приобщении собранных адвокатом доказательств к материалам дела. В отличие от ч. 3 ст. 86 УПК РФ, в подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона N 63-ФЗ не упоминается о праве адвоката собирать доказательства, а ведется речь лишь о праве адвоката собирать сведения.
Срок исполнения
Срок исполнения адвокатского запроса является важнейшим показателем своевременности оказания юридической помощи. Согласно подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона N 63-ФЗ органы и организации обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. В УПК РФ срок исполнения запроса адвоката вообще не указан. Пункт 3 ст. 57 ГПК РФ и п. 8 ст. 66 АПК РФ предусматривают пятидневный срок для извещения суда должностными лицами или гражданами о невозможности представления доказательств. Согласно ч. 2 ст. 26.9 КоАП РФ поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса. Статья 26.10 КоАП РФ предусматривает трехдневный срок со дня получения от судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, для исполнения истребования сведений, необходимых для разрешения дела. Закон Украины от 05.07.2012 N 5076-VI «Про адвокатуру та адвокатську дiяльнiсть» предусматривает обязанность органов государственной власти и самоуправления, их должностных и служебных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и подчинения, общественных объединений дать ответ на запрос адвоката не позднее пяти рабочих дней (п. 2 ст. 24). Согласно п. 9 ст. 17 Закона Республики Казахстан от 05.12.1997 N 195-I «Об адвокатской деятельности» государственные служащие и руководители негосударственных организаций обязаны в течение 10 рабочих дней дать письменный ответ на обращение адвоката, связанное с оказанием им юридической помощи по конкретному делу. Полагаем, что существующий в РФ месячный срок представления запрашиваемых сведений не позволяет своевременно оказать адвокату профессиональную юридическую помощь. Такой срок, на наш взгляд, не обоснован и с практической точки зрения. Анализ норм законодательства показывает, что месячный срок дается органам и организациям для ответа на такие обращения граждан, которые требуют проведения дополнительной проверки, решения конкретной проблемы, принятия мер и т. п. <1>. ——————————— <1> Рагулин А. В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России. М., 2012.
Законодательное собрание Красноярского края вносило на рассмотрение проект Федерального закона N 343816-4. Данный законопроект предусматривал внесение изменений в подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона N 63-ФЗ, сокращающих максимальный срок представления информации адвокату в ответ на его запрос до семи дней и указывающих на ответственность лиц, нарушивших указанную норму, которая подлежит установлению КоАП РФ. Осталось только выразить сожаление, что он был снят с рассмотрения. Согласно другому мнению существующий месячный срок с практической точки зрения представляется обоснованным. Кроме того, установленная в законопроекте ответственность лиц за непредставление информации по запросу не корреспондирует с КоАП РФ, в котором отсутствует такой состав административного правонарушения (заключение на проект Федерального закона N 343816-4 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»). На наш взгляд, существующий механизм реализации права адвоката на запрос сведений должен быть сокращен до 10 суток со дня получения запроса. В соответствии с этим подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона N 63-ФЗ должен быть сформулирован следующим образом: «…собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее десятидневного срока со дня получения запроса адвоката. Неисполнение запроса адвоката влечет ответственность, установленную законодательством РФ».
Ответственность за непредставление сведений
В законодательстве ряда зарубежных стран запрос адвоката по статусу приравнивается к запросу судьи, а его игнорирование предусматривает различную ответственность, вплоть до уголовной. Например, в целях усиления гарантий прав адвокатов Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности от 22.09.1994 N 2015-XII содержит ст. 197-1, предусматривающую административную ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката, в том числе и выразившееся в непредставлении ответа на запрос адвоката, наложение штрафа от двух до пяти минимальных размеров заработной платы. Закон Украины «Про адвокатуру та адвокатську дiяльнiсть» устанавливает административную ответственность за отказ в представлении информации на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное представление информации, представление информации, не соответствующей действительности, кроме случаев отказа в представлении информации с ограниченным доступом (п. 3 ст. 24). Статья 523 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30.01.2001 N 155-II предусматривает административную ответственность за воспрепятствование должностным лицом осуществлению законной деятельности адвоката либо коллегии адвокатов, юридической консультации, адвокатской конторы, выразившееся в непредставлении либо отказе от представления в установленные законодательством сроки по письменному запросу необходимых документов, материалов или сведений, требуемых для осуществления их профессиональных обязанностей, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, а также наложение штрафа в размере до 20 месячных расчетных показателей. Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 63-ФЗ запрещается препятствование адвокатской деятельности каким бы то ни было образом. Думается, что отказ в представлении сведений по адвокатскому запросу в отдельных случаях может рассматриваться и как форма воспрепятствования адвокатской деятельности. Как справедливо отмечается, «причиной, способствующей неисполнению адвокатских запросов, является отсутствие соответствующей ответственности за неисполнение адвокатских запросов» <2>. ——————————— <2> Коробицын М. Г. Неисполнение адвокатского запроса // Адвокат. 2008. N 3.
Поскольку законодатель предоставляет адвокату право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, логично было бы предусмотреть в законе ответственность уполномоченных органов за непредставление, несвоевременное представление и представление запрашиваемых сведений в неполном объеме. Отсутствие ответственности за неисполнение обязанности превращает данное право в юридическую фикцию. Поэтому нет ничего удивительного, что зачастую требования адвоката о представлении сведений игнорируются.
Как исправить ситуацию?
На наш взгляд, давно назрела необходимость установления ответственности за непредставление запрашиваемых сведений или несвоевременное представление, а равно представление запрашиваемых сведений в неполном объеме адвокату. Депутаты А. Кропачев и И. Сухарев 11.04.2013 внесли в Государственную Думу проект Федерального закона N 257510-6 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», устанавливающий административную ответственность за непредставление, представление заведомо недостоверных сведений адвокату. Согласно данному законопроекту главу 19 КоАП РФ необходимо дополнить ст. 19.35 следующего содержания: «19.35. Нарушение требований законодательства о представлении по запросу адвоката сведений или документов, необходимых для оказания юридической помощи 1. Нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями требований законодательства о представлении по запросу адвоката сведений и документов (копий документов), необходимых для оказания юридической помощи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб. 2. Представление адвокату заведомо недостоверных сведений либо подложных документов или копий таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.». На наш взгляд, данный законопроект имеет недостатки. Во-первых, отнесение ответственности за непредставление запрашиваемых сведений в главу 19 КоАП РФ сомнительно, так как данная глава предусматривает административную ответственность против порядка управления. Во-вторых, в данном законопроекте не предусмотрена ответственность за представление адвокату запрашиваемых сведений в неполном объеме. Полагаем, что ответственность за непредставление запрашиваемых сведений или несвоевременное представление, а равно представление адвокату запрашиваемых сведений в неполном объеме необходимо изложить в ч. 2 ст. 5.39 КоАП РФ в следующей редакции: «2. Непредставление или несвоевременное представление адвокату сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для оказания квалифицированной юридической помощи, а равно представление адвокату таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влекут наложение административного штрафа в размере от…». Установлением административной ответственности за непредставление запрашиваемых сведений или несвоевременное представление, а равно представление запрашиваемых сведений в неполном объеме будет создан надежный механизм реализации права на получение квалифицированной юридической помощи. В случае неоднократного немотивированного уклонения уполномоченных лиц от представления запрашиваемых адвокатом сведений адвокат вправе обжаловать действия (бездействие) или решение вплоть до постановки вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 140 УК РФ. Таким образом, в целях реализации адвокатом своего права собирать сведения, необходимые для оказания квалифицированной юридической помощи, необходимы законодательные изменения и дополнения в части сокращения срока представления ответа на адвокатский запрос до 10 суток со дня получения адвокатского запроса, а также установления административной ответственности за непредставление запрашиваемых сведений или несвоевременное представление, а равно представление адвокату запрашиваемых сведений в неполном объеме.
——————————————————————