Становление кубанской прокуратуры в условиях судебно-административной реформы 1827 г
(Карякин А. В.) («Общество и право», 2009, N 2)
СТАНОВЛЕНИЕ КУБАНСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СУДЕБНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 1827 Г.
А. В. КАРЯКИН
Карякин Андрей Владимирович, аспирант кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета.
В связи с началом Кавказской войны происходит очередное административно-территориальное переподчинение Черномории <1>. В 1820 г. императорским указом Черноморское казачье войско перешло в подчинение командиру Отдельного Кавказского корпуса генералу А. П. Ермолову, а территория войска причисляется к землям Кавказской губернии <2>. ——————————— <1> Черномория — термин, обозначающий административную единицу — Землю Черноморского казачьего войска. Термин появился в конце XVIII — начале XIX в. <2> ПСЗ. Собрание 1. Т. 37. N 26347. С. 268.
Генерал Ермолов, проинспектировав состояние судебно-административных учреждений в Черномории, сделал вывод, что необходимо радикально изменить суд и управление в Черномории. Он составил новый проект реформ и через генерал-майора Власова передал его на согласование в войсковую канцелярию. Впоследствии этот проект стал основой реформ, проведенных в Черноморском казачьем войске в 1827 г. Незадолго до этого произошло учреждение Кавказской области, куда вошли все земли бывшей Кавказской губернии, в том числе и Земля Войска черноморского, которая управлялась «по особым правилам» и не подчинялась Кавказскому областному правлению. 26 апреля 1827 г. император Николай Александрович утверждает Положение об управление Черноморского войска. Это была уже третья попытка Петербурга сформировать в Черномории судебно-административный аппарат, который, с одной стороны, функционировал бы согласно традициям черноморского казачества, а с другой — структурно и законодательно соответствовал бы системе органов государственной власти Российской империи. Положение об управление Черноморского войска 1827 г. вносило существенные изменения в суд и управления Черноморского казачьего войска. Войсковая канцелярия по-прежнему оставалась высшей административной инстанцией в войске. Ее состав был следующим: председатель — войсковой атаман, два непременных члена, три асессора, два секретаря, семь столоначальников, журналист, казначей, экспедитор. Канцелярии напрямую подчинялись четыре земских сыскных начальства и полиция в городе Екатеринодаре. Войсковая канцелярия подразделялась на две экспедиции: воинскую и экономическую. Три стола в первой и четыре во второй. Правительство в Положении 1827 попыталось четко разделить обязанности между экспедициями. Два стола воинской экспедиции занимались ведением дел, связанных с войсковыми частями и выплатой им жалования. Третий стол выполнял только полицейские функции. Обязанности экономической экспедиции были связаны с финансово-хозяйственной деятельностью войсковых учреждений. Войсковая канцелярия подчинялась командиру Отдельного кавказского корпуса. Он же принимал жалобы на канцелярию в случае ее неправомерных действий, волокиты или отказа в правосудии <1>. ——————————— <1> ПСЗ. N 1058. Т. 2. С. 2. СПб., 1830. С. 385 — 388.
Радикальное изменение претерпела система суда в Черномории. Впервые Российское правительство отделяет суд от управления в Черномории. Мало того, Петербург, учитывая войсковые особенности Черномории, учреждает два параллельных судебных учреждения: суд военный и суд гражданский. Под юрисдикцию военного суда попадали преступления «всех воинских чинов и званий войска Черноморского без изъятия, даже и не отбывающих очередной службы…» <1>. ——————————— <1> ПСЗ. N 1058. Т. 2. С. 2. СПб., 1830. С. 389.
Вторая часть судебной реформы касалась учреждения гражданского суда. Его компетенции подлежали все преступления, совершенные женщинами и не принадлежащими к войсковому сословию лицами. Кроме того, гражданский суд занимался разбирательством дел и служилой части населения Черноморского войска, иски которых составляли от ста до трехсот рублей ассигнациями. Вердикты, вынесенные судом по особо тяжким преступлениям, отсылались в Кавказскую палату уголовного и гражданского суда. В состав суда входили войсковой судья, два заседателя, секретарь и канцелярия. Судья и заседатели избирались каждые три года и утверждались командиром Отдельного кавказского корпуса. Секретарь и канцелярия суда определялись войсковой канцелярией. Помимо гражданского и военного суда в Черноморском казачьем войске существовали еще куренные суды, мировой и полицейский суд, функции которого выполняла полиция города Екатеринодара и земские сыскные начальства. Эти судебные учреждения специализировались на мелких преступлениях. Гражданский суд выступал для них в качестве высшей апелляционной инстанции. Войсковой прокурор «назначался при войске для наблюдения за узаконенным порядком в производстве дел гражданского суда и для сохранения польз войсковых и казенных по экономической части» <1>. ——————————— <1> ПСЗ. N 1058. Т. 2. С. 2. СПб., 1830. С. 390.
После учреждения военного и гражданского суда войсковая канцелярия сосредоточивает свою деятельность только на выполнении административно-хозяйственных и финансовых задач. В связи с этим войсковой прокурор продолжал осуществлял надзор за деятельностью войсковой канцелярии и отдельно контроль над гражданским судом. Обязанности кубанской прокуратуры вследствие разделения судебных учреждений на военные и гражданские (чего не было ранее) ограничиваются надзором за производством дел только гражданским судом. В положении даже отдельно подчеркивается, что «прокурор, равно и члены войсковой канцелярии в Военном суде, никакого действия иметь не могут» <1>. Можно согласиться с мнением П. В. Проходы, что гражданский суд обладал гораздо меньшим уровнем компетенции по сравнению с военным, так как последнему подведомственны были тяжкие преступления, которые совершала большая часть мужского населения, принадлежащего служилому сословию <2>. Гражданский суд занимался разбирательством маловажных тяжебных дел всего населения Черномории и рассматривал преступления, совершенные женщинами и иногородними жителями войска, которые составляли лишь малую толику от остального населения Черномории. Таким образом, наиболее важная часть производимых судебными учреждениями дел выходит из-под юрисдикции войскового прокурора. Ранее прокурор мог осуществлять контроль над всеми судебными разбирательствами. С появлением военного суда он утрачивает возможность влиять на процесс, выполняя надзорные функции по наиболее важным преступлениям. Несмотря на то что в общем снижается значимость кубанской прокуратуры в деятельности судебных учреждений в результате введения военного суда, войсковая прокуратура продолжает решать возложенные на нее российским правительством задачи, только область применения этих задач ограничивается гражданским судом и более мелкими присутственными местами войска, а именно: земскими сыскными начальствами, полицией города Екатеринодара и куренными судами. ——————————— <1> ПСЗ. N 1058. Т. 2. С. 2. СПб., 1830. С. 389. <2> Прохода П. В. Эволюция суда и судопроизводства на Кубани (1793 — конец XIX в.). Краснодар, 1999. С. 88.
Наиболее важное направление судебной деятельности войсковых прокуроров было связано с гражданским судом. В Положении о Черноморском казачьем войске 1827 особенно подчеркивалась важность участия войскового прокурора в судопроизводстве гражданского суда. В этом случае кубанская прокуратура являлась защитницей интересов малоимущего населения Черномории, которое не имело возможности постоянно пребывать в городе во время проведения следствия и судебных разбирательств и не располагало средствами нанимать поверенных. Войсковой прокурор должен был следить за тем, чтобы ведение судебных дел проходило без промедлений и судебные вердикты выносились в соответствии с существующими законами. Кроме того, «к его же обязанностям относится и надзор за выполнением резолюций по журналам и протоколам, непременно чрез три дня после его просмотра, самых же обширных не позже одной или двух недель» <1>. ——————————— <1> ПСЗ. N 1058. Т. 2. С. 2. СПб., 1830. С. 391.
Другими судебными инстанциями, подлежащими надзору войсковой прокуратуры, были куренные суды, земские сыскные начальства и полиция города Екатеринодара. Куренные суды, они же и куренные правления, непосредственно не были связаны с войсковой прокуратурой. Надзор за куренными правлениями прокуратура могла осуществлять путем просмотра отчетов куренных правлений, что, скорее всего, было нечасто. Войсковая прокуратура обычно обращала внимание на эти учреждения, реагируя на поступавшие от населения жалобы. В отличие от куренных правлений земские сыскные начальства и полиция г. Екатеринодара напрямую взаимодействовали с войсковой прокуратурой. В общем можно выделить три направления деятельности этих учреждений, по которым они взаимодействовали с органами прокуратуры, такими как административно-хозяйственная деятельность, судебная деятельность и следствие <1>. Сыскные начальства и полиция, отчитываясь о своей административно-хозяйственной и судебной деятельности, информировали атамана и войсковую канцелярию о происшествиях в войске. Подобные отчеты отсылали войсковому прокурору <2>. Прокурор, просматривая отчеты, в случае обнаружения нарушений законности или реагируя на жалобы населения отсылал в вышеупомянутые учреждения и войсковую канцелярию свой протест с рекомендациями об исправлении положения. ——————————— <1> Очерки истории органов внутренних дел Кубани (1793 — 1917). Краснодар, 2002. С. 92 — 93. <2> ГААК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 1409. Л. 54.
Еще одним видом деятельности кубанской прокуратуры был надзор за следствием. Земские сыскные начальства и полиция постоянно сообщали прокурору информацию о ходе следствия по тем или иным преступлениям, о лицах, проводящих следствие, о результатах судебно-медицинских экспертиз <1>. Войсковая прокуратура в исключительных случаях могла и сама проводить расследование, особенно если это касалась несовершеннолетних, лишенных опеки <2>. Инициатива о проведении следствия могла выступать и от самого прокурора, и от войсковой канцелярии, и от командира Отдельного кавказского корпуса <3>. В этих случаях войсковой прокурор осуществлял непосредственный контроль над следствием и выступал руководящим элементом в проведении расследования. ——————————— <1> ГААК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 1409. Л. 29. <2> ГААК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 381. Л. 23 — 23об. <3> ГААК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 381. Л. 45.
Надзор за законностью исполнения войсковой канцелярии своих обязанностей продолжал оставаться одним из основных направлений деятельности кубанской прокуратуры. Задачи войсковой прокуратуры в этом направлении были связаны, прежде всего, с деятельностью экономической экспедиции, так как она занималась финансово-хозяйственными вопросами войска и деятельностью третьего стола войсковой экспедиции, специализировавшейся на «делах полицейских» <1>. Задачи первого и второго столов войсковой экспедиции были связаны с вопросами сугубо военного характера, что не входило в компетенцию войсковой прокуратуры. В Положении 1827 подчеркивалось, что войсковой прокурор должен был принимать непосредственное участие в освидетельствование бюджета Черноморского войска. Первого числа каждого месяца войсковой казначей должен был предоставлять особой комиссии, в которую входили все члены войсковой канцелярии и войсковой судья, в присутствии войскового прокурора необходимые бухгалтерские документы, отражавшие поступление и расход финансовых средств войска <2>. Войсковая прокуратура осуществляла надзор за сбором налогов с населения, за поступлением в бюджет недоимок <3>. ——————————— <1> ГААК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 381. Л. 386 — 387. <2> ГААК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 381. Л. 387. <3> ГААК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 381. Л. 29.
Реформа 1827 г. внесла существенные изменения в административно-судебную систему Черноморского войска. Структура суда и управления стала более упорядоченной. Впервые за всю историю войска суд был отделен от администрации. Сами судебные органы были разделены на военные и гражданские. В связи с этим происходит ограничение компетенции войскового прокурора, так как военный суд, учрежденный в 1827 г., не входил в сферу деятельности войскового прокурора. Юрисдикции военного суда подлежали тяжкие преступления, совершенные служилым населением Кубани, т. е. большинством жителей. В остальном функции органов кубанской прокуратуры остались без изменений.
——————————————————————