К историографии проблемы русско-украинских связей в художественной жизни Юга России (начало XX века)
(Федина Т. Ю.)
(«Общество и право», 2010, N 4)
К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ РУССКО-УКРАИНСКИХ СВЯЗЕЙ
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЮГА РОССИИ (НАЧАЛО XX ВЕКА)
Т. Ю. ФЕДИНА
Федина Татьяна Юрьевна, кандидат исторических наук.
В статье содержится исторический анализ проблем проявления русско-украинских связей в художественной жизни Юга России XX в.
Ключевые слова: художественная жизнь, русско-украинские связи, Юг России.
History analysis of the problems of the manifestation Russian-Ukrainian relationships is kept in article in artistic life of the South to Russia XX c.
Key words: art life, Russian-Ukrainian communications, the South of Russia.
В начале XX в. происходило становление художественной жизни в российской провинции, причем не только в крупных городах, но и в небольших, отдаленных от культурных центров, в том числе на Юге России. Интерес к этой теме со стороны искусствоведов, историков, культурологов (Г. Ю. Стернин, Д. Я. Северюхин, В. А. Матецкий, А. Н. Еремеева, А. С. Пивненко и др.) в постсоветский период усиливается с каждым годом. Активно расширяются географические рамки исследования (за счет изучения различных регионов). Тем не менее многие аспекты художественной жизни начала прошлого столетия остаются неизученными, в частности такая актуальная проблема, как проявление русско-украинских связей в этой сфере.
Все публикации и научные издания, так или иначе касающиеся названной проблемы, можно условно разделить на два направления: 1) исследования, посвященные художественной жизни Юга России в начале XX в.; 2) русско-украинские связи в культурной жизни Южнороссийского региона этого периода.
В конце XIX — начале XX в. был издан ряд трудов по истории Донского региона: «История Ростова-на-Дону» Г. Х. Чалхушьяна (газета «Юг», 1893 — 1894); «Прошлое Ростова» И. А. Кузнецова (1897); «Ростов-Донской» А. А. Карасева (1907); «История Ростова-на-Дону» А. М. Ильина (1909 — 1910). Исследователи касались таких тем, как становление художественного образования (Г. Х. Чалхушьян), библиотек, периодических изданий, музеев (А. М. Ильин) и др. Позднее была опубликована статья М. Б. Краснянского «Культурная жизнь старого Ростова» [1]. В центре внимания автора были общественные организации и пресса.
Главное внимание кубанских исследователей привлекала история казачества (Я. Г. Кухаренко, А. М. Туренко, П. П. Короленко, Ф. А. Щербина, Е. Д. Фелицын и др.). Публикаций, посвященных художественной жизни, не было, поскольку ее становление только начиналось.
В советский период (1980-е гг.) к исследованию художественной жизни обращаются искусствоведы. Отметим, что деятельность Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств, выступавшего катализатором художественной жизни, рассматривалась с классовых позиций. Так, Ю. Л. Рудницкая подчеркивала, что многие состоятельные участники направляли его художественную деятельность, привнося в организацию выставок буржуазные вкусы [2]. Иными словами, понимание меценатства в провинции как позитивного явления и фактора развития художественной жизни еще не стало достоянием науки.
В 1984 г. вышел в свет «Театральный листок: этюды театральной жизни» кубанского краеведа В. П. Бардадыма, состоявший из небольших заметок. Среди них — этюды о деятелях дореволюционного театра. В последующие годы краеведом издан ряд книг, посвященных деятелям культуры и искусства [3].
Первым (по хронологии) монографическим трудом о художественной жизни Юга России XX в. стала книга В. А. Матецкого. Хотя в ней освещается более поздний период (1917 — 1941 гг.), автор дает оценку и художественной жизни дореволюционного Дона и Кубани. В частности, он отмечает, что местные власти не игнорировали культурный фактор в социальном развитии. «Однако культурно-просветительные, художественно-зрелищные учреждения существовали в основном на средства общественных организаций и пожертвования» [4].
Краткий обзор художественной жизни Юга России начала XX столетия дан краснодарским историком А. Н. Еремеевой в монографии, посвященной периоду революции и Гражданской войны [5].
В. Н. Анисимова освещает просветительскую деятельность Екатеринодарской картинной галереи [6]. Этому учреждению посвящен также ряд публикаций других авторов (С. А. Кукушкина, В. П. Бардадым, С. Н. Пыхтина, Е. А. Косопойко, В. Ф. Беломыцева, И. Д. Золотарева и др.).
Не остается без внимания исследователей и театральная жизнь. Г. А. Григорян исследует формирование и основные тенденции развития театральной инфраструктуры таких городов и поселений, как Екатеринодар, Ейск, Майкоп, Анапа, Армавир, Новороссийск и др. [7]. Л. В. Комиссинская рассматривает региональные особенности развития любительского театра на Кубани в XIX — начале XX в. [8].
Среди коллективных трудов можно выделить сборники материалов Коваленковских конференций, издаваемые Краснодарским краевым художественным музеем.
Следует отметить также научно-издательскую деятельность Донской государственной публичной библиотеки, издающей ежегодный краеведческий библиотечно-библиографический журнал «Донской временник». На его страницах представлены отдельные сюжеты художественной жизни области Войска Донского.
Исследования по второму направлению — русско-украинские связи — в дореволюционный период встречаются только в Кубанской области. Назовем очерк «Я. Г. Кухаренко и Т. Г. Шевченко в их взаимных отношениях» Л. М. Мельникова [9].
Из ранних трудов советского периода представляет интерес брошюра М. А. Садиленко [10], в которой собрана информация о мероприятиях в Кубанской области, посвященных памяти Т. Г. Шевченко.
Краевед В. Н. Орел (1928 — 1987) изучал жизнь и творчество Т. Г. Шевченко, его связи с Кубанью, в частности историю его дружбы с Я. Г. Кухаренко (1799 — 1862). Писал он и о кубанских литераторах (В. Мова, Я. Жарко, В. Потапенко, Ф. Капельгородский, Е. Розумиенко и др.). Кроме того, ряд его публикаций посвящен гастролям украинских актеров (П. К. Саксаганский, М. К. Заньковецкая) [11].
Постсоветский период характеризуется возрождением интереса к украинистике. Значительный вклад в изучение русско-украинских связей в литературной жизни региона дореволюционного периода принадлежит В. К. Чумаченко. Он же опубликовал фрагменты воспоминаний выдающегося украинского актера и режиссера Н. К. Садовского о гастролях его труппы на Кубани [12].
Историк С. Н. Ктиторов в своих статьях, посвященных Армавирскому драматическому театру, раскрывает роль в его становлении украинского артиста, режиссера и драматурга П. В. Прохоровича. Кроме того, одна из его статей посвящена театральной жизни Новороссийска [13].
Большое значение для изучения русско-украинских связей имеет научно-издательская деятельность Краснодарской краевой общественной организации «Содружество «Кубань — Украина». Ежегодно эта организация совместно с Международной ассоциацией украинистов, Кубанским филиалом Научного общества им. Шевченко и рядом научно-исследовательских учреждений Украины проводит конференции, по результатам которых издаются сборники статей «Кубань — Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия» [14].
Таким образом, в настоящее время нет монографического труда, систематизирующего результаты изучения проблемы русско-украинских связей в художественной жизни Юга России в начале XX в. Поэтому исследование названной проблемы предполагает не теоретизирование, а прежде всего выявление и систематизацию источников. Только на этой основе возможна разработка концепций русско-украинских связей. В наши дни обращение к истории диалога двух славянских культур помогает понять современную ситуацию в российско-украинских отношениях и оценить важность межнационального сотрудничества на постсоветском пространстве.
Литература
1. Краснянский М. Б. Культурная жизнь старого Ростова // Записки Ростовского-на-Дону общества истории древностей и природы. Ростов н/Д, 1912. Т. 1. С. 61 — 72.
2. Рудницкая Ю. Л. Художник Дона. Л., 1987.
3. Бардадым В. П. Театральный листок: этюды театральной жизни. Краснодар, 1984; Он же. Кисть и резец: Художники на Кубани. Краснодар, 2003; Он же. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992; Он же. Кумиры театра: этюды театральной жизни. Краснодар, 2000.
4. Матецкий В. А. Художественная культура. Власть. Большевики (на материалах Дона и Северного Кавказа). 1917 — 1941 гг.: Моногр. Ростов н/Д, 1994. С. 14.
5. Еремеева А. Н. Между прошлым и будущим (Художественная жизнь Кубани в годы революции и Гражданской войны. 1917 — 1920 гг.): Моногр. СПб., 1996. С. 5 — 19.
6. Анисимова В. Н. Изобразительное искусство в культуре Кубани конца XVIII — начала XX в.: Дис. … канд. культурологии. Краснодар, 1999. 219 с.
7. Григорян Г. А. Театральная инфраструктура Кубани и Черноморья во второй половине XIX — начале XX в.: Автореф. дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2009. 23 с.
8. Комиссинская Л. В. Любительский театр Кубани XIX — начала XX века: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1993. 23 с.
9. Мельников Л. М. Цензурные порядки былого времени. Из воспоминаний редакторов // Известия Общества любителей изучения Кубанского края. Краснодар, 1924. Вып. VIII. С. 129 — 130.
10. Садиленко М. А. Культ Шевченка на Чорноморii (Кубанi). Харкiв, 1930. 48 с.
11. Орел В. П’эси М. Л. Кропивницького на Кубанi // Лiтературна Украiна. 1965. 14 травня. N 39; Он же. Невмируща п’эса // Украiна. 1966. N 26. С. 16 — 17; Он же. Панас Саксаганський на Пiвнiчному Кавказi // Перемога. 1982. 9, 10 липня; Он же. Заньковецька i Пiвнiчний Кавказ // Деснянська правда. 1984. 4 серпня.
12. Садовский Н. К. Встречи с екатеринодарцами (Из книги «Мои театральные встречи») / Предисл., публ. и пер. с укр. яз. В. К. Чумаченко // Родная Кубань. 2004. N 3. С. 93 — 97.
13. Ктиторов С. Н. Украiнськi сторiнки в iсторii першого зимового театру на Кубанi (Штрихи бiографii антрепренера П. В. Прохоровича) // Донецький вiсник наукового товариства iм. Шевченка. Iсторiя. Донецьк, 2007. Т. 18. С. 189 — 196; Он же. Культурный очаг досоветского Армавира // Культурная жизнь Юга России. 2006. N 5. С. 3 — 5; Он же. Создание первого зимнего драматического театра на Кубани // Культурная жизнь Юга России. 2009. N 2. С. 9.
14. Кубань — Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия: Материалы междунар. науч. конф., г. Краснодар, 9 мая 2009 г. и 15 мая 2010 г. Краснодар; Киев: ЭДВИ, 2010.
——————————————————————