Концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации»

(Редакционный материал) («Нотариус», 2010, N 1)

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О НОТАРИАТЕ И НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» <*>

——————————— <*> Данный материал опубликован на сайте Минюста России.

I. Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их права и обязанности

Основная идея разработки проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее также — законопроект) заключается в необходимости реформирования и совершенствования института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан. Целями законопроекта являются: более точное и однозначное раскрытие понятия и предназначения нотариата как публично-правового института, формирование такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества; обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах; уточнение оснований приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса; совершенствование процедуры допуска к нотариальной деятельности, обеспечение ее объективности и прозрачности; подробная регламентация организации нотариальной деятельности; определение порядка хранения нотариальных архивов; уточнение вопросов обязательного страхования нотариальной деятельности, пенсионного, медицинского и социального страхования нотариуса; более полная и четкая регламентация правил совершения нотариальных действий, порядка и размеров их оплаты; определение оснований и видов ответственности нотариусов и нотариальных палат, усиление контроля за их деятельностью, в том числе со стороны органов государственной власти, закрепление публично-правового статуса нотариальных палат. Предметом правового регулирования являются правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления нотариальной деятельности. Действие законопроекта распространяется на: нотариусов; должностных лиц местного самоуправления, консульских учреждений и дипломатических представительств Российской Федерации, наделенных правом совершать нотариальные действия; Федеральную нотариальную палату и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы; Министерство иностранных дел Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; лиц, обращающихся за совершением нотариального действия. Права и обязанности лиц, на которых распространяется действие законопроекта. Поскольку проект Федерального закона направлен прежде всего на совершенствование института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан, у нотариусов наряду с имеющимися правами и обязанностями по совершению нотариальных действий появятся полномочия по комплексному оказанию юридической помощи: консультирование, сбор необходимых документов и передача их на регистрацию прав и юридических лиц, медиация, присутствие на заседаниях органов управления юридических лиц и т. д. Имеющиеся в настоящее время права и обязанности Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат в субъектах Российской Федерации сохраняются за указанными некоммерческими организациями и в проекте Федерального закона. Вместе с тем законопроектом предусмотрена новая обязанность нотариальных палат по оказанию помощи в обеспечении нотариальной деятельности нотариусов, работающих в труднодоступных, малонаселенных и иных экономически нерентабельных районах. В целях обеспечения доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах, проектом Федерального закона будет предусмотрена обязанность нотариусов выезжать периодически в отдаленные районы их нотариального округа. Предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации полномочия должностных лиц консульских учреждений и местного самоуправления по совершению нотариальных действий также планируется отразить в проекте Федерального закона. Помимо должностных лиц консульских учреждений право совершать нотариальные действия за пределами Российской Федерации будет предоставлено также должностным лицам дипломатических представительств Российской Федерации. Законопроектом также будет решен вопрос о порядке возмещения ущерба, возникшего в результате совершения нотариального действия указанными должностными лицами.

II. Место будущего Закона в системе действующего законодательства

Закон должен стать основным нормативным правовым актом, реформирующим нотариат в Российской Федерации путем комплексного и системного регулирования вопросов нотариальной деятельности и нотариата способами и методами, применяемыми для регулирования публично-правовых институтов, допускающим использование частноправовых норм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, при решении вопросов по организации нотариальной деятельности. В соответствии с классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов», Федеральный закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» относится к рубрике 190.040.000 «Нотариат» в рамках рубрики 190.000.000 «Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат». Поскольку в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законопроект призван более четко разграничить полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этой сфере. В законопроекте будет установлен открытый перечень нотариальных действий, который может дополняться так же, как сегодня, иными федеральными законами. В настоящее время необходимость совершения нотариальных действий предусмотрена Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и рядом других нормативных правовых актов. Указанными законодательными актами закреплен ряд нотариальных действий, которые являются обязательными (например, удостоверение согласия супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, соглашения об уплате алиментов, согласия родителей на выезд ребенка за границу, договора ренты, подлинности подписи на заявлении о регистрации юридического лица), во многих случаях предусмотрено обязательное предоставление нотариально засвидетельствованных копий документов. Кроме того, предполагается определить общие подходы по обязательному страхованию риска профессиональной ответственности нотариусов и хранению нотариальных архивов, которые будут конкретизированы в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих страховую и архивную деятельность. Законопроект будет предусматривать принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов, в том числе ведомственных.

III. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений в сфере нотариата

В настоящее время основным нормативным правовым актом в области нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г. (далее также — Основы). Указанный нормативный правовой акт не в полной мере отвечает современным социально-экономическим реалиям, в детальной регламентации и совершенствовании нуждаются практически все вопросы организации нотариата и нотариальной деятельности. 1. В настоящее время в соответствии с Основами нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (далее также — госнотконторы) или занимающиеся частной практикой (смешанная модель). По состоянию на 1 января 2009 г. в Российской Федерации действовали 7357 нотариусов, занимающихся частной практикой, и 55 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. При этом наличие госнотконтор не решает проблему обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов. Например, в Республике Башкортостан и Республике Тыва, несмотря на значительное количество госнотконтор, имеется 7 вакантных должностей нотариуса. При наличии государственных нотариальных контор в Республике Саха (Якутия) из 82 должностей нотариусов 25 вакантны, в Магаданской области из 23 должностей вакантны 7. Аналогичная ситуация и в других регионах. Согласно статистическим данным, по состоянию на 31 декабря 2006 г. было учреждено 7469 должностей нотариуса, при этом 251 должность оставалась вакантной. Вакантные должности сохраняются на протяжении длительного периода. В 2002 г. их было 288, в 2003 г. — 298, в 2004 г. — 275, в 2005 г. — 262. Связано это прежде всего с отсутствием законодательного урегулирования ряда вопросов, касающихся порядка открытия, деятельности и упразднения государственных нотариальных контор. Так, в настоящее время не урегулирован вопрос об организационно-правовой форме госнотконтор. Возложение обязанности по их финансированию и материально-техническому обеспечению на субъекты Российской Федерации вызывает неопределенность при реализации функций исполнительных органов власти федерального уровня, в том числе по открытию и упразднению госнотконтор и осуществлению контроля за их деятельностью, не предусмотрены основания принятия решения об открытии указанных контор, не решен вопрос об органе государственной власти, определяющем количество работающих в них нотариусов, неясен статус и порядок назначения на должность этих нотариусов, а также помощников, стажеров и других сотрудников, работающих в госнотконторах. Решение указанных вопросов невозможно при сохранении обязанности по финансированию и материально-техническому обеспечению госнотконтор за субъектами Российской Федерации, однако даже возложение этой обязанности на федеральный бюджет не снимет вопросов, касающихся статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. В связи с изложенным представляется целесообразным введение на всей территории Российской Федерации небюджетной модели нотариата, при которой нотариус, статус которого определяется как публичная должность, осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации. Переход к данной модели может быть осуществлен одновременно или поэтапно в течение определенного срока. 2. Законопроектом предлагается сохранить право совершать отдельные виды нотариальных действий за уполномоченными должностными лицами местного самоуправления в случае отсутствия в поселении нотариуса и уполномоченными должностными лицами консульских учреждений на территории других государств, а также предоставить право совершать нотариальные действия за пределами Российской Федерации должностным лицам дипломатических представительств Российской Федерации. В то же время законопроектом предлагается установить требования к указанным должностным лицам о наличии образования, стажа работы, прохождении соответствующей подготовки, предусмотреть контрольные функции Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации за совершением ими нотариальных действий. Предлагается также предусмотреть ведение реестров лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия, возложив обязанность по ведению реестра нотариусов и должностных лиц местного самоуправления на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации. Законопроектом будет предусмотрено, что его действие не распространяется на правоотношения, возникающие в ходе совершения действий, приравненных к нотариальным, виды которых определяются иными федеральными законами. 3. Законопроект направлен на реализацию защиты прав и законных интересов граждан и организаций, осуществляемой путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариат — особый публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, призванный обеспечить исполнение гарантированного Конституцией Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи. Законопроектом предлагается в интересах граждан и иных участников гражданского оборота использовать потенциал института нотариата в полном объеме, в связи с чем предусматривается: введение ряда новых нотариальных действий, а также возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом, более широкому использованию депозитов нотариусов и т. д.); расширение перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и отнесение к ним, в частности, исполнительных надписей в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных вексельных протестов, а также иных нотариальных актов в случаях, установленных федеральным законом; законодательное закрепление доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов в виде нормы об освобождении от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе (с сохранением у лиц, участвующих в деле, права оспаривания данных нотариально оформленных документов). 4. Одной из основных задач законопроекта является обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций. В связи с этим законопроектом предлагается при сохранении установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению количества должностей нотариусов в каждом конкретном нотариальном округе и границ нотариальных округов предусмотреть, что это количество устанавливается на основании соответствующих критериев. К критериям определения количества должностей нотариусов должны быть отнесены такие, как: наличие в нотариальном округе не менее одной должности нотариуса для обеспечения нотариальным обслуживанием граждан и организаций; соблюдение экономических оснований независимости и беспристрастности нотариусов и возможности самофинансирования ими своей деятельности и деятельности нотариальных палат; численность населения в нотариальном округе; наличие незаполненных вакантных должностей нотариусов; количество и виды совершаемых нотариусами нотариальных действий и другие показатели, которые могут оказать влияние на оперативность и эффективность нотариальной деятельности. Предлагается также вопросы обеспечения нотариальной помощью населения труднодоступных, малонаселенных и иных экономически нерентабельных районов решать посредством: установления обязанности нотариальных палат в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты по оказанию помощи в обеспечении нотариальной деятельности нотариусов, работающих в указанных районах (приобретение, аренда помещений для размещения нотариальной конторы, предоставление нотариусу оргтехники, реестров, журналов, средств связи, финансовое дотирование); установления преимущественного права нотариусов, отработавших не менее трех лет в указанных районах, на замещение вакантной должности нотариуса в экономически развитых районах этого субъекта Российской Федерации; расширения территории деятельности нотариусов; установления в законе обязанности нотариусов в субъекте Российской Федерации выезжать периодически в отдаленные районы их нотариального округа; предоставления права совершения отдельных нотариальных действий должностным лицам местного самоуправления. С учетом обязанностей по обеспечению доступности нотариальной помощи, возлагаемых на нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату, необходимо предусмотреть в законодательстве Российской Федерации меры поддержки указанных организаций и нотариусов со стороны государства, в том числе путем освобождения от налогового бремени услуг палат по оказанию помощи нотариусам, работающим в экономически нерентабельных районах; возмещения нотариусам затрат, понесенных ими при совершении бесплатно или на льготных условиях нотариальных действий в размере нотариального тарифа, не взысканного с определенных федеральными законами отдельных категорий граждан и организаций; определения экономически обоснованных размеров нотариальных тарифов. 5. Публично-правовой характер нотариальной деятельности обусловливает необходимость законодательного закрепления особого порядка приобретения и прекращения статуса нотариуса. Законопроект сохраняет существующий порядок допуска к профессии нотариуса. При этом предлагается ввести возрастной ценз (не менее 30 лет и не более 70 лет); установить дополнительные требования к лицам, претендующим на должность нотариуса (дееспособность; отсутствие непогашенной или неснятой судимости; отсутствие заболевания, препятствующего исполнению профессиональных обязанностей нотариуса; отсутствие гражданства другого государства) и изменить порядок формирования состава конкурсной комиссии путем обязательного включения в нее представителей науки, общественных организаций, занимающихся обеспечением защиты прав граждан, и, по согласованию, представителей судейского сообщества. Кроме того, предлагается предоставить право территориальным органам Министерства юстиции Российской Федерации проводить проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом для участия в экзамене на стажировку у нотариуса, в квалификационном экзамене, в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса. Законопроектом предусматривается выдача нотариусу удостоверения территориальным органом Минюста России в субъекте Российской Федерации. Также вводится возможность приостановления нотариальной деятельности, устанавливаются основания такого приостановления (например, в случае избрания нотариуса на выборную должность, признания нотариуса в установленном порядке безвестно отсутствующим), определяются порядок и сроки приостановления нотариальной деятельности, предусматриваются возможность и порядок наделения иного лица, отвечающего требованиям, предъявляемым для приобретения статуса нотариуса, полномочиями нотариуса на срок приостановления его деятельности. Предусматривается необходимость обязательного периодического подтверждения нотариусом квалификации. Детально регламентируются основания и процедура прекращения статуса нотариуса, в том числе устанавливаются случаи прекращения полномочий нотариуса территориальным органом Минюста России в субъекте Российской Федерации в случае достижения нотариусом возраста 70 лет, смерти нотариуса или объявления его умершим, прекращения нотариусом нотариальной деятельности по собственному волеизъявлению. Устанавливается, что в случае неоднократного или грубого нарушения нотариусом законодательства территориальный орган Минюста России в субъекте Российской Федерации и/или нотариальная палата обращаются в суд с заявлением о прекращении статуса нотариуса. В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, создания условий для надлежащего функционирования института нотариата в законопроекте предлагается решить вопросы о сроках, на которые избираются президенты и формируются органы управления нотариальных палат, а также о порядке ротации членов правлений нотариальных палат. 6. Законопроектом предусматривается подробная регламентация организации нотариальной деятельности. В настоящее время Основы содержат положения, наделяющие нотариуса, занимающегося частной практикой, правом иметь контору и обязывающие нотариуса иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Иных требований по организации нотариальной деятельности закон не содержит. Законопроектом предлагается установить, что для осуществления нотариальной деятельности нотариус обязан иметь нотариальную контору, расположенную в пределах нотариального округа, в который нотариус назначен на должность, при этом он вправе иметь только одну нотариальную контору. Помещение нотариальной конторы должно обеспечивать свободный доступ к нотариусу, тайну совершения нотариального действия, сохранность нотариальных документов, а также печати, штампов и бланков нотариуса. В случае осуществления нотариальной деятельности в одном помещении двумя и более нотариусами каждый из них обязан обеспечить тайну совершения нотариального действия, хранение нотариальных документов, а также печати, штампов и бланков. Нотариус обязан информировать нотариальную палату и территориальный орган Минюста России в субъекте Российской Федерации о месте нахождения его нотариальной конторы, а также о его изменении. В целях защиты интересов граждан законопроектом предусматриваются положения о порядке работы нотариусов и приема ими населения, а также об увеличении суммы обязательного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов с ее дифференциацией в зависимости от места осуществления нотариальной деятельности (в городе, в сельской местности); введение наряду с индивидуальным страхованием каждым нотариусом риска своей профессиональной деятельности коллективного страхования риска профессиональной деятельности нотариусов нотариальными палатами в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой на принципах накопительного страхования и обязательного перестрахования. В связи с этим законопроект будет содержать положения, определяющие субъектов страхования; объекты, подлежащие страхованию; перечень страховых случаев; минимальный размер страховой суммы; размер, структуру и порядок определения страхового тарифа; срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); срок действия договора страхования; порядок определения размера страховой выплаты; контроль за осуществлением страхования; последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования, а также иные положения. Законопроектом предлагается установить порядок хранения и обслуживания нотариальных архивов, в том числе архивов упраздненных государственных нотариальных контор, который действующими нормативными правовыми актами не урегулирован. В настоящее время в среднем в течение года одним нотариусом совершается примерно 12 000 нотариальных действий. В связи с этим нотариальные архивы имеют значительные объемы, для их хранения требуются помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов. При этом следует учитывать государственную значимость этих архивов и высокую востребованность населением хранящихся в них документов. С учетом изложенного законопроектом предлагается отнести нотариальные архивы к федеральной собственности и предусмотреть обязанности нотариусов, органов местного самоуправления и консульских учреждений по временному хранению указанных архивов. Данные положения предполагается также предусмотреть в Федеральном законе от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» путем внесения в него изменений и соответствующих подзаконных актах. 7. Законопроект направлен на детальную регламентацию процедуры (правил) совершения всех нотариальных действий. В случае введения нового нотариального действия положения о нем будут вступать в силу при условии законодательного определения порядка его совершения. Также предлагается предусмотреть юридические последствия нарушения (несоблюдения) нотариусом правил совершения нотариальных действий. Законопроектом предлагается создать в Российской Федерации реестр нотариально удостоверенных завещаний, завещательных распоряжений и завещаний, приравненных к нотариально удостоверенным, а также предусмотреть утверждение формы защищенного бланка нотариального документа. Законопроектом планируется определить понятие тайны совершения нотариального действия, последствия ее разглашения, случаи, объем информации и круг лиц, когда информация о совершенном нотариальном действии может быть раскрыта; установить обязанность по возврату по миновании надобности изъятых нотариальных документов и реестров нотариусу или органу, осуществляющему их хранение. В законопроекте будут предусмотрены экономически обоснованные размеры нотариальных тарифов и их индексации исходя из уровня инфляции в стране. При установлении размеров нотариальных тарифов предполагается учитывать необходимость оплаты интеллектуальной деятельности нотариуса при совершении нотариального действия, оплаты технической работы и оплаты составления проекта документа. 8. При осуществлении контроля в сфере нотариата законопроектом предлагается сохранить судебный порядок обжалования совершенных нотариальных действий и отказов в совершении нотариальных действий, уточнив, что имущественная ответственность нотариуса возникает только при наличии его вины. В то же время предлагается наделить правом по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов территориальные органы Минюста России в субъекте Российской Федерации и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации, детально регламентировав их полномочия при осуществлении контроля. В том числе предлагается наделить территориальные органы Минюста России в субъекте Российской Федерации и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации полномочиями по проведению совместных или самостоятельных проверок деятельности нотариусов, вынесению представлений (предупреждений) нотариусу о необходимости устранения нарушений, обращению в суд с заявлением о прекращении статуса нотариуса. Законопроектом предлагается подробно урегулировать процедуру дисциплинарного производства, осуществляемого нотариальной палатой по собственной инициативе или инициативе территориального органа Минюста России в субъекте Российской Федерации, а также предусмотреть меры дисциплинарной ответственности нотариусов. Также предусматриваются полномочия территориальных органов Минюста России в субъекте Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты по осуществлению контроля за деятельностью нотариальных палат в субъектах Российской Федерации, а также полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по осуществлению контроля за деятельностью Федеральной нотариальной палаты. Законопроектом предлагается сохранить принцип организации деятельности нотариата, основанный на обязательном членстве нотариуса в нотариальной палате в субъекте Российской Федерации и на обязательном членстве нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации в Федеральной нотариальной палате, закрепить создание в субъекте Российской Федерации только одной нотариальной палаты и только одной Федеральной нотариальной палаты в Российской Федерации; предусмотреть возможность создания одной межрегиональной нотариальной палаты в граничащих между собой субъектах Российской Федерации в случае, если на территории одного из этих субъектов Российской Федерации осуществляет нотариальную деятельность не более 15 нотариусов, определить нотариальные палаты всех уровней как саморегулируемые организации.

IV. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего Закона

Реализация Федерального закона будет способствовать: наиболее полному обеспечению реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов; приданию гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного и законного характера, ускорению гражданского оборота имущества; усилению роли нотариата как института превентивного правосудия, снижению нагрузки на суды; обеспечению доступности нотариальной помощи, беспрепятственного доступа граждан к правовым инструментам защиты, равного высокого уровня нотариальной защиты прав на всей территории Российской Федерации; усилению ответственности нотариусов и нотариальных палат за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей; повышению общего уровня правовой культуры и правовой защищенности граждан; повышению уровня доверия к государству. В связи с принятием Федерального закона потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение и принятие ряда нормативных правовых актов Российской Федерации.

——————————————————————