Новый УПК Украины уполномочил прокурора руководить досудебным расследованием

(Юрчишин В. Н.) («Российский судья», 2013, N 3)

НОВЫЙ УПК УКРАИНЫ УПОЛНОМОЧИЛ ПРОКУРОРА РУКОВОДИТЬ ДОСУДЕБНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ <*>

В. Н. ЮРЧИШИН

——————————— <*> Yurchishin V. N. New Criminal Procedure Code of Ukraine empowered the procurator to head prejudicial investigation.

Юрчишин Василий Николаевич, Черновицкий факультет НУ «ОЮА» (Украина), доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, старший советник юстиции, почетный работник прокуратуры Украины.

Автор рассматривает новеллы уголовно-процессуального законодательства Украины, и, в частности, раскрывает особенности статуса прокурора, уполномоченного руководить досудебным расследованием.

Ключевые слова: УПК Украины, прокурор, досудебное расследование, полномочия, функции.

The author considers the innovations of criminal procedure legislation of Ukraine and, in particular, reveals the peculiarities of the status of procurator empowered to head prejudicial investigation.

Key words: Criminal Procedure Code of Ukraine, procurator, prejudicial investigation, powers, functions.

13 апреля 2012 г. Верховна Рада Украины (Верховный Совет — высший законодательный орган Украины) приняла новый Уголовный процессуальный кодекс, где в ч. 2 ст. 36 уполномочила прокурора, который осуществляет надзор за соблюдением законов во время досудебного расследования в форме процессуального руководства досудебным расследованием, производить следующие процессуальные действия: 1) начинать досудебное расследование при наличии оснований, предусмотренных настоящим Кодексом; 2) иметь полный доступ к материалам, документам и иным сведениям, касающимся досудебного расследования; 3) поручать органу досудебного расследования проведение досудебного расследования; 4) поручать следователю, органу досудебного расследования проведение в установленный прокурором срок следственных (розыскных) действий, негласных следственных (розыскных) действий, иных процессуальных действий или давать указания относительно их проведения или принимать участие в них, а в необходимых случаях — лично проводить следственные (розыскные) и процессуальные действия в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 5) поручать проведение следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий соответствующим оперативным подразделениям; 6) назначать ревизии и проверки в порядке, предусмотренном законом; 7) отменять незаконные и необоснованные постановления следователей; 8) инициировать перед руководителем органа досудебного расследования вопросы об отстранении следователя от проведения досудебного расследования и назначении другого следователя при наличии оснований для его отвода, предусмотренных настоящим Кодексом, или в случае неэффективного досудебного расследования; 9) принимать процессуальные решения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе о прекращении уголовного производства и продлении сроков досудебного расследования при наличии оснований, предусмотренных настоящим Кодексом; 10) согласовывать или отказывать в согласовании ходатайств следователя к следственному судье о проведении следственных (розыскных) действий, негласных следственных (розыскных) действий, иных процессуальных действий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, или самостоятельно подавать следственному судье такие ходатайства; 11) уведомлять лицо о подозрении; 12) предъявлять гражданский иск в интересах государства и граждан, которые вследствие физического состояния или материального положения, недостижения совершеннолетия, преклонного возраста, недееспособности или ограниченной дееспособности не в состоянии самостоятельно защитить свои права в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и законом; 13) утверждать или отказывать в утверждении обвинительного акта, ходатайств о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, вносить изменения в составленный следователем обвинительный акт или указанные ходатайства, самостоятельно составлять обвинительный акт или указанные ходатайства; 14) обращаться в суд с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности [1. С. 21 — 22]. Начинается прокурорский надзор с момента поступления сообщения о совершенном уголовном правонарушении и продолжается до окончания досудебного расследования, проводится систематически и независимо от наличия сигналов о нарушениях законности. Надзор за соблюдением законов органами досудебного расследования — это конституционная функция прокуратуры [2. С. 49 — 50], необходимость которой обусловлена повышенной опасностью деятельности органов досудебного расследования, которая связана с вторжением их в сферу особо охраняемых прав человека и еще с широким использованием при этом тяжелых государственных принудительных мер процессуального характера, вплоть до временного лишения свободы. С целью обеспечения надлежащего прокурорского надзора при досудебном расследовании необходимо прежде всего четко определить задачи прокурора в досудебном производстве. По нашему мнению, задача прокурора в досудебном производстве — это главные установки, данные прокурору государством для осуществления действенного надзора за соблюдением законности органами дознания и досудебного следствия и другими участниками, действующими в указанном производстве. А если это так, то нельзя согласиться с теми задачами, которые определил законодатель прокурору в ст. 29 Закона Украины от 5 ноября 1991 г. «О прокуратуре» относительно досудебного производства. Так, в ч. 2 этой статьи указано, что «надзор имеет своей задачей способствовать: 1) раскрытию преступлений, защите личности, ее прав, свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств; 2) выполнению требований закона о неотвратимости ответственности за совершенное преступление; 3) предотвращению незаконного привлечения лица к уголовной ответственности; 4) охране прав и законных интересов граждан, находящихся под следствием; 5) осуществлению мероприятий по предотвращению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению» [3. С. 15 — 16]. Представляется, что это отождествление задач самого досудебного производства как автономной стадии процесса, задач органов досудебного расследования (дознания и следствия), а также задач прокуратуры в этом производстве. Мы считаем, что близко подошел к решению указанной проблематики Ф. Кобзарев, который отнес к задачам прокуратуры в досудебном производстве: своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений закона, установление обстоятельств этих преступлений и лиц, их совершивших; привлечение виновных к установленной законом ответственности; восстановление нарушенных прав и законных интересов личности, общества и государства [4. С. 7]. Указанный автор хотя и близко подошел к указанной проблематике, но недостаточно четко и определенно сформулировал надзорные задачи прокурора в досудебном производстве. Мы предлагаем определить их в такой форме: это предупреждение и своевременное выявление любых нарушений закона, допущенных органами предварительного расследования при выполнении процессуальных и следственных действий и при принятии процессуальных и следственных решений во время досудебного расследования, своевременное пресечение и устранение этих нарушений закона, своевременное выявление и устранение нарушений закона, допущенных другими участниками досудебного производства, защита прав участников досудебного производства, а в случае их нарушения — принятие предусмотренных законом мер к немедленному восстановлению, обеспечению полного, объективного и качественного досудебного расследования. Важными элементами предмета надзора являются процессуальные, следственные действия и процессуальные, следственные решения. Конечно, основная их часть — следственные действия и следственные решения, которые выполняются и принимаются дознавателем и следователем. В ст. 223 УПК Украины следственные (розыскные) действия определяются в качестве «действий, направленных на получение (сбор) доказательств или проверку уже полученных доказательств в конкретном уголовном производстве». Такое определение является неполным. Более точным было бы такое определение: «Следственные действия — это процессуальные действия следователя, дознавателя, прокурора, осуществляемые ими на стадии досудебного расследования и направленные на выявление, собирание, проверку, оценку сведений (информации), относящихся к расследуемому уголовному делу, и полученные из источников и в порядке, определенном законом, с целью использования их в качестве доказательств по этому делу». Заслуживает внимания позиция А. Дубинского о необходимости создания исчерпывающего перечня следственных действий в УПК Украины [5. С. 89]. Согласно ст. 30 Закона Украины «О прокуратуре» полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов в досудебном производстве определяются уголовным процессуальным законодательством, это означает, что основным законодательным актом, регламентирующим данный вид прокурорской деятельности, является Уголовный процессуальный кодекс Украины. Выполнение задач, связанных со своевременным выявлением и своевременным устранением нарушений закона, невозможно без властно-распорядительных полномочий. С учетом именно этих обстоятельств законодатель и наделил прокурора такими полномочиями. Надзорные полномочия прокурора распространяются не только на дознавателей и следователей, руководителей органов досудебного расследования, но и на подозреваемых, защитников, потерпевших и других субъектов досудебного производства. Исключением является только следственный судья, который в силу независимости и подчинения только Конституции и законам Украины не может быть объектом прокурорского надзора. В новом УПК Украины законодатель ликвидировал стадию возбуждения уголовного дела с целью экономии процессуальных ресурсов и сокращения сроков досудебного расследования. Нам представляется, что проведение расследования без предварительной проверки исходных сведений об уголовном правонарушении может повлечь за собой грубые нарушения законности, поскольку именно эта стадия направлена на приведение всего механизма уголовного процесса в действие. Более того, она закладывает правовую основу для выполнения процессуальных действий на последующих стадиях судопроизводства. Здесь следует полностью согласиться с выводом В. Лазаревой о том, что возбуждение уголовного дела является «точкой отсчета начала действия специфического режима уголовно-процессуального регулирования взаимоотношений государства и человека и определяет пределы правового поля, в рамках которого допускается использование соответствующих полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство» [6. С. 92]. Проведение же досудебного расследования без доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлениях и установление поводов и оснований для его возбуждения приведут к необоснованному применению к определенному кругу лиц мер процессуального принуждения и незаконного ограничения других конституционных прав граждан, т. е. к произволу и беззаконию. Кроме этого, в новом УПК Украины прокурор лишен права возбуждать производство о дисциплинарной ответственности работников органов дознания и досудебного следствия, вносить представления об устранении грубых нарушений закона. Эти полномочия являются крайне необходимыми для надлежащего выполнения прокурором надзорной функции в досудебном производстве, в связи с чем они должны быть закреплены в УПК Украины. Для повышения эффективности надзора необходимо закрепить в новом Законе «О прокуратуре» право прокурора заслушивать доклады дознавателей, следователей, руководителей органов досудебного расследования и должностных лиц органов дознания о ходе расследования уголовных правонарушений. Это повысит уровень информированности прокурора о результатах расследования дела, будет способствовать более быстрому выявлению нарушений закона, в том числе и касающихся прав и свобод участников процесса [7. С. 212]. В связи с тем что в ст. 29 действующего Закона Украины «О прокуратуре» отождествляются задачи прокуратуры с задачами самого досудебного производства, является насущной необходимость определить в новом Законе «О прокуратуре» предмет прокурорского надзора в этом производстве в следующей редакции: «Предметом прокурорского надзора является соблюдение законов органами досудебного расследования и другими физическим и юридическими лицами, действующими в досудебном производстве». Таким четким определением предмета надзора охватывается как круг поднадзорных субъектов, так и порядок их деятельности, который закреплен законом. К задачам надзора следует отнести: предупреждение, пресечение, своевременное выявление любых нарушений закона, допущенных участниками уголовного судопроизводства, и принятие мер к полному восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности, обеспечение полного, всестороннего и объективного расследования дела.

Литература

1. Уголовный процессуальный кодекс Украины / Пер. Фокова. 2. Закон «Про внесення змiн до деяких законодавчих актiв у зв’язку з прийняттям Кримiнального процессуального кодексу «. Х.: Одиссей, 2012. 3.Конституцiя : чинне законодавство станом на 10 жовтня 2011 р. ( офiц. текстовi). К.: Алерта; ЦУЛ, 2011. 4. Кобзарев Ф. М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы ее развития. М., 2002. 5. Дубинский А. Я. Исполнение процессуальных решений следователя: правовые и организационные проблемы. К.: Наукова думка, 1984. 6. Лазарева В. А. Возбуждение уголовного дела как акт правового регулирования на преступные посягательства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. Саратов, 2001. 7. Тушев А. А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации / Науч. ред. д-р юрид. наук, проф. И. Ф. Демидов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.

——————————————————————