Адвокатура как институт гражданского общества

(Гриб В. В.) («Адвокатская практика», 2010, N 6)

АДВОКАТУРА КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА <*>

В. В. ГРИБ

——————————— <*> Grib V. V. Advocacy as an institute of civil society.

Гриб Владислав Валерьевич, член Общественной палаты РФ, кандидат юридических наук.

В статье анализируется институциональный феномен адвокатуры России как неотъемлемой части гражданского общества. Выбранная тема представляется актуальной в контексте необходимости развития гражданского общества в Российской Федерации. Выводы автора могут быть использованы в научной деятельности.

Ключевые слова: адвокатура, гражданское общество, государственные органы, права и свободы граждан.

The article analyses institutional phenomenon of advocacy in Russia as an integral part of civil society. The topic is timely in the context of necessity of development of civil society in the Russian Federation. The author’s conclusions may be used in scientific activity.

Key words: advocacy, civil society, state agencies, rights and freedoms of citizens.

Важнейшим институтом гражданского общества является адвокатура. Факт институциональной принадлежности адвокатуры к системе гражданского общества законодательно подтверждается п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который устанавливает, что «адвокатура является профессиональным обществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления» <1>. ——————————— <1> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 03.12.2007 N 320-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» <2>. Конституция провозглашает человека центром всей правовой системы государства, и в этом направлении происходит развитие государства посредством деятельности всех ветвей власти в создании и применении законов. Из данного положения Основного Закона ясно следует факт признания государством всего перечня законных прав и свобод человека (установленных международными правовыми актами), в том числе право на оказание юридической помощи специалистами, т. е. адвокатами. ——————————— <2> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Важно подчеркнуть, что конституционные положения о праве граждан на юридическую помощь подготовлены с опорой на нормы многочисленных международно-правовых актов по указанным вопросам (ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., раздел I Основных положений о роли адвокатов 1990 г., часть I Резолюции N (78) 8 Комитета министров Совета Европы о юридической помощи и консультациях 1978 г.), а потому сформулированы четко и лаконично, хотя и не содержат исчерпывающего перечня лиц, обладающих правом оказывать юридическую помощь. Центральной статьей Конституции Российской Федерации, посвященной институту оказания юридической помощи в целом и адвокатуры в частности, является ст. 48. Часть 1 ст. 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (при этом в случаях, предусмотренных законом, такая помощь оказывается бесплатно), а ч. 2 указанной статьи закрепляет положение, что «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Как подчеркивает Л. Ю. Грудцына, в отличие от общественных объединений, созданных на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», адвокатура выполняет государственно значимую функцию в сфере отправления правосудия, относящуюся не к защите интересов самих членов объединения, а к защите неограниченного круга физических и юридических лиц, нуждающихся в квалифицированной юридической помощи. Следовательно, адвокатуре как особому инструменту гражданского общества присущ публично-правовой статус <3>. ——————————— <3> Грудцына Л. Ю. Адвокатура в России как институт гражданского общества // Адвокатская практика. 2008. N 1. С. 2.

Надо отметить, что во взаимоотношениях между государственными органами и адвокатурой остались определенные застарелые проблемы. Здесь, как и в других сферах общественной жизни, проявляется определенный бюрократизм государственных органов с такими отклонениями, как нарушения законов, пренебрежение к подчиненным и общественному мнению, иногда — подавление полезных инициатив. Избавление от авторитарно-бюрократических методов при взаимоотношениях государственных органов и адвокатуры есть необходимое условие для нормализации отношений. Все это предполагает открытость, гласность, уважение к закону. Укрепление доверительных отношений между адвокатурой и государственными органами, изучение ими мнения адвокатов по актуальным вопросам правоприменительной практики повышает эффективность проводимых в стране реформ, способствует укреплению законности и охране прав и свобод граждан.

——————————————————————

Вопрос: Правомерен ли отказ регистрационного органа в государственной регистрации права собственности индивидуального предпринимателя на недвижимое имущество? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Правомерен ли отказ регистрационного органа в государственной регистрации права собственности индивидуального предпринимателя на недвижимое имущество?

Ответ: Правомерен.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, РФ, ее субъектов, а также муниципальных образований. При этом установленное гражданским законодательством право гражданина иметь в собственности имущество, приобретаемое по основаниям, указанным в ст. 218 ГК РФ, не обусловлено наличием или отсутствием у гражданина статуса индивидуального предпринимателя. В силу ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, — с другой. Индивидуальные предприниматели самостоятельными субъектами указанных правоотношений не являются. Кроме того, п. 18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219) также не предусматривает указания в данном реестре информации о наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя. Таким образом, право собственности на объект недвижимости регистрируется в общеустановленном порядке именно за гражданином независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя (см. письма УФНС РФ по г. Москве от 11.03.2010 N 20-14/2/025291@, от 05.03.2009 N 20-14/2/019833@). Следовательно, отказ в регистрации прав собственности индивидуального предпринимателя на недвижимое имущество правомерен.

О. И.Сингур К. ю.н., вице-президент ОАО «НБКИ» Подписано в печать 01.12.2010

——————————————————————