Система эколого-экономического управления земельными ресурсами региона как современный механизм охраны природы в рыночных условиях
(Медведева О. Е., Баринов Р. А.)
(«Экологическое право», 2007, N 1)
СИСТЕМА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ
РЕСУРСАМИ РЕГИОНА КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
О. Е. МЕДВЕДЕВА, Р. А. БАРИНОВ
Медведева О. Е., профессор Государственного университета управления, доктор экономических наук.
Решение экологических проблем рассматривается практически всеми развитыми государствами в качестве одной из важнейших предпосылок их устойчивого и благополучного развития. В нашей стране в условиях хаотического и практически бесконтрольного становления рыночных отношений в земельной сфере, отсутствия критериев разграничения собственности на природные ресурсы, противоречивости земельного законодательства и фактического отказа от действовавшей ранее системы градостроительного и природоохранного регулирования землепользования (например, прекращение разработки территориальных схем охраны природы; внесение поправок в Лесной кодекс, разрешающих застройку ценных природоохранных лесов; отсутствие закона о планировании использования земли, отсутствие законодательных норм, делающих обязательным землеустройство на межселитебных территориях; отсутствие четких правил получения разрешения на застройку сельскохозяйственных угодий и т. д.) возникает опасность потери ценных экологических территорий. Происходящие процессы даже находят обоснование в ведомственных структурах, отвечающих за регулирование земельных отношений.
Считается, что все происходящее делается в целях скорейшего формирования «эффективного собственника земли», «получить» которого можно только путем передачи в частные руки земельных участков для использования без каких-либо ограничений. Однако ни у кого при этом не возникает вопрос, что значит «эффективный», в чем эта эффективность проявляется и как достигается баланс интересов между частными владельцами только что полученных в собственность земельных участков и обществом или людьми, которым причиняется вред происходящим использованием этих участков и объектов, например, загрязнением природной среды, ограничением доступа в места, исконно считавшиеся общественными, потеря красивого вида, потеря возможности гулять в парке и т. д.
Между тем в условиях проведения земельной реформы и перехода все больших площадей земель из государственной в частную собственность граждан и юридических лиц появляется настоятельная потребность в развитии методов управления земельными ресурсами, позволяющих решать природоохранные проблемы на землях различных собственников. Наиболее острыми вопросами экологической политики для урбанизированных территорий становятся вопросы приостановки быстрой и необратимой потери ценных лесных массивов и сельскохозяйственных земель, используемых для строительства дач, расширения городов и других видов несельскохозяйственного землепользования, а также беспорядочный характер развития пригородных зон, приводящий к разрушению традиционных ландшафтов.
Негативный опыт многих стран достаточно хорошо показал, что провозглашение приоритета только экономических целей без учета социальной потребности в приемлемой для человека природной среде оборачивается крайне негативными экологическими последствиями в будущем, а общий эколого-экономический ущерб оказывается несоизмеримо больше краткосрочной выгоды, получаемой конкретным инвестором.
Для снятия противоречий между сиюминутными экономическими выгодами частных собственников и общества требуются разработка и внедрение в практику управления особых экономических и правовых механизмов, стимулирующих щадящее и неистощительное природопользование. Такое внедрение может быть достигнуто в рамках создания системы эколого-экономического управления земельными ресурсами региона, то есть системы, позволяющей реализовывать конкретные задачи охраны природы методами земельного планирования и экономическим воздействием на землепользователей.
В мире такие системы уже существуют. Так, в странах с рыночной экономикой использование земли регулируется методами рыночного характера в сочетании с жесткими административными нормами и правилами. Они заключаются в применении различных экономических стимулов и санкций, позволяющих воздействовать на землепользователей в требуемом обществом направлении.
В странах, где отсутствуют собственность на землю и ее рыночный оборот, государство диктует порядок использования земли и регламентирует процессы землепользования жесткими административными нормами и правилами. Данная модель регулирования землепользования характерна для нашей страны. Однако, к сожалению, понимание необходимости формирования эколого-экономической модели регулирования земельных отношений в управленческих структурах, отвечающих за земельную политику в нашей стране, отсутствует.
Методы управления земельными ресурсами, применяемые
в странах с рыночной экономикой
В странах с развитыми земельным рынком и рынком недвижимости выработан довольно широкий спектр экономических и правовых технологий, направленных на охрану ценных сельскохозяйственных и природных земель, исторических и просто красивых ландшафтов. Обзор зарубежного опыта показывает, что существование разнообразных форм собственности на землю (собственность штатов, федеральные муниципальные и частные земли) обусловливает развитие гибкого правового регулирования землепользования, связанного в основном с ограничением прав собственника, землепользователя.
Все более возрастающее понимание необходимости охраны ценных природных комплексов определяет развитие как рыночных, так и административных методов воздействия на землепользователей. Совмещение двух подходов — рыночного и административного приводит к тому, что важнейшие вопросы регулирования землепользования решаются на экономической основе. Для стимулирования осуществления конкретных планов и программ землепользования применяется гибкая система экономического принуждения в виде установления налоговых льгот, целевых кредитов, штрафов, компенсаций, выкупа земель и других видов воздействия на землевладельцев.
В основе методов экономического воздействия на частных собственников лежит оценка рыночной стоимости земли, недвижимости конкретных землепользователей, оценка ущерба в результате воздействия на окружающую среду и оценка стоимости природных благ или экосистемных услуг — свойств и функций живой природы, имеющих социальное, экологическое и природоохранное значение.
Основным экономическим критерием принятия управленческих и хозяйственных решений о развитии территории становится экономическая оценка последствий воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной деятельности.
Оценка эффективности предлагаемых проектов развития территории определяется из соотношения возможных доходов не только инвесторов и собственников земли, но и с учетом потерь и издержек местного сообщества в результате утраты положительных эффектов от неоцениваемых экологических благ. К издержкам относят ущерб, вызванный потерей природных благ и природных объектов, включая и социальные аспекты (снижение стоимости недвижимости, увеличение затрат на лечение и т. д.). Если данное соотношение является положительной величиной, то данный проект или вариант развития территории может считаться оправданным.
Методы управления земельными ресурсами, применяемые
в нашей стране
Механизм административного управления земельными ресурсами был сформирован у нас в стране в доперестроечный период и применяется до настоящего времени практически в неизменном виде. Экономические методы управления только декларировались, но не применялись в силу объективных причин — отсутствия института частной собственности и потребности в подобных методах при директивном принятии решений во всех сферах, в том числе и в сфере землепользования.
Организация территории осуществлялась архитектурно-планировочными методами в рамках градостроительного регулирования и сводилась в основном к регулированию землепользования в городах через выполнение неких градостроительных руководств, утвержденных проектных решений и нормативов.
В отношении межселитебных территорий — в основном сельскохозяйственных земель действовал тот же принцип, но вместо градостроительных руководств применялись руководства по внутрихозяйственному и межхозяйственному землеустройству.
Неучет рыночной стоимости земли и подмена ее градостроительной ценностью, а также полное отсутствие финансовой ответственности за причиненный экологический ущерб и нарушение ограничений в способах использования земельных участков привели к серьезным пространственным аномалиям, когда лучшие земли оказались заняты производственными площадями, свалками и пустырями, неспособными приносить сколько-нибудь ощутимый доход от земельных и иных налогов и развития инвестиционной активности.
В настоящее время существует три основных типа нормативного управления земельными ресурсами региона, преимущественно направленного на охрану природы, сельскохозяйственных угодий, лесов и других ценных природных объектов:
1) регулирование нормами земельного права;
2) регулирование нормами градостроительного права;
3) регулирование нормами природоохранного права, включающее как нормы природоохранного, так и нормы санитарно-эпидемиологического и природно-ресурсного (лесного, водного) законодательства.
Механизм управления земельными ресурсами, направленный на охрану природы, может быть охарактеризован схемой, состоящей из четырех блоков (см. рис.).
Он состоит из процедур, связанных:
1) с пространственной организацией территории;
2) с установлением ограничений в хозяйственной деятельности;
3) с принятием решений о допустимости или недопустимости размещения хозяйственных объектов в рамках процедуры экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);
4) с осуществлением контроля за соблюдением экологических требований и установленных режимов земле — и природопользования.
Пространственная Ограничения
организация хозяйственной
территории деятельности на
(I) > экологически
значимых
территориях
(II)
/
V / V
< /
Принятие решений Осуществление
о размещении государственного
хозяйственных надзора (контроля)
объектов за соблюдением
(III) экологических
требований
(IV)
Рис. Механизм экологического регулирования землепользования
Первые два блока процедур являются обосновывающим звеном для применения экологически направленных методов воздействия на землепользователей, объединенных в третьем и четвертом блоках. Экономические механизмы и инструменты, свойственные рыночным системам, в данной системе отсутствуют.
В настоящее время происходит «слом» старого законодательства, ориентированного на плановую экономику и директивные методы управления. Осуществляется переход к законодательству, устанавливающему рыночные правила во всех сферах, в том числе и сфере землепользования. Чтобы не утратить положительные эффекты старой системы нормативного управления земельными ресурсами, при создании современной системы регулирования землепользования необходимо сохранить те ее элементы, которые себя проявили с лучшей стороны, и дополнить имеющийся правовой механизм экономическими методами, позволяющими гибко использовать новые возможности рыночного характера экономики.
Применение традиционных методов, опирающихся только на разрешительный характер землепользования и прямое администрирование в рамках принятых в дореформенный период градостроительных схем, утратило свою эффективность и не достигает поставленных целей в силу изменения системы побудительных стимулов, способствующих тому или иному варианту освоения территории. Поэтому необходимы развитие применяемых методов регулирования землепользования и дополнение их новыми экономическими методами, позволяющими применять гибкие модели регулирования земельных отношений, подтвержденными на законодательном уровне.
Система эколого-экономического управления земельными
ресурсами региона
Решить перечисленные вопросы можно, создав систему эколого-экономического управления земельными ресурсами региона. Система эколого-экономического управления земельными ресурсами региона заключается в создании и применении на практике единых методических принципов проведения земельной и природоохранной политики, позволяющей экономическими и правовыми инструментами осуществлять регулирование землепользования, направленное на решение экологических проблем. Только такая система сможет обеспечить сбалансированное развитие территории в интересах всего населения при соблюдении права собственности на землю и предоставлении дополнительных гарантий лицам, чьи интересы непосредственно затрагиваются принимаемыми градостроительными и инвестиционными решениями, обеспечении приоритета охраны жизни и здоровья человека, приоритета охраны земли и других компонентов окружающей среды.
В основе концепции создания системы эколого-экономического управления земельными ресурсами региона лежат следующие положения:
1. Вопросы охраны природы в условиях функционирования рынка неразрывно связаны с регулированием землепользования и могут решаться методами земельной (градостроительной политики).
2. Вопросы сохранения природно-ресурсного и экологического потенциала связаны с повышением эффективности использования земель, выражающемся в увеличении отдачи (доходов государства, местных сообществ) от использования инвестиционно привлекательных земель при одновременном сохранении потенциала ценных природных территорий, эстетически, исторически привлекательных ландшафтов и природных объектов, являющихся культурным и природным наследием.
3. В условиях рыночных отношений основными критериями эффективности использования земель и сохранения ценных природных территорий являются рыночная стоимость земли и общая экономическая ценность природных территорий, а также потенциальные убытки сообществ разного уровня, вызванные причинением экологического ущерба. Для этого требуется развитие методологии оценки земли, природных ресурсов и экологических функций экосистем.
4. Условия использования земель, даже находящихся в частной собственности, должны быть жестко ограничены требованиями охраны природы и сохранения благосостояния людей, проживающих на определенной территории.
5. Добиваться поставленных целей экологически ориентированной земельной политики в условиях рынка можно экономическими методами, основанными на установлении земельных платежей, адекватных земельной ренте, ренте от использования ассимиляционного потенциала (плата за загрязнение), и возмещении причиненного экологического ущерба.
Основными принципами формирования системы эколого-экономического управления земельными ресурсами региона являются:
1) регулирование землепользования методами рыночного характера — введение налогов, штрафов, экономических санкций или льгот;
2) регулирование землепользования жесткими административными нормами и правилами — установление ограничений по использованию определенных территорий, например запрет строительства, изменения фасадов, вырубки деревьев и др.;
3) совмещение рыночных и административных методов регулирования землепользования.
Основными элементами системы эколого-экономического управления земельными ресурсами региона являются:
— экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС);
— система земельных, природно-ресурсных платежей, создающих условия для эффективного использования земли, сохранения экологического потенциала, хорошего качества окружающей природной среды и ценных природных объектов и ландшафтов;
— экологические требования и ограничения при осуществлении развития наиболее инвестиционно привлекательных территорий;
— зонирование и территориальное планирование использования земель различных категорий.
Основные этапы формирования системы эколого-экономического
управления земельными ресурсами региона
Для того чтобы реализовать предложенные принципы на практике, необходимо:
— определить цели и приоритеты земельной политики;
— выработать критерии достижения поставленных целей и оценки эффективности проводимой земельной политики;
— сформулировать экономические и правовые методы и инструменты обеспечения экологически ориентированного регулирования землепользования;
— разработать модель эколого-экономического регулирования землепользования на территории региона;
— разработать методическое обеспечение установления размера земельных и природно-ресурсных плат, направленных на стимулирование снижения загрязнения природы, частичное изъятие природной ренты в доход общества, создание финансовых источников восстановления природных объектов (например, лесопосадка, создание городских зеленых насаждений, рекультивация земель и т. д.);
— разработать методическое обеспечение экономической оценки ущерба, обусловленного различными видами негативного воздействия на городские и межселитебные территории, ценные природные территории;
— разработать экономический механизм возмещения ущерба от загрязнения воздуха и воды техногенными образованиями посредством включения в земельные платежи;
— разработать размер штрафных санкций за нарушение природоохранных ограничений.
Основными методами эколого-экономического управления земельными ресурсами региона, ориентированными на рыночные отношения в экономике и соответствующие существующему правовому полю, являются следующие направления:
— переход в сфере природопользования к системе рентных платежей за пользование природными ресурсами, включая платежи за ассимиляционный потенциал (загрязнение), позволяющих наиболее эффективным образом реализовывать функцию государства как собственника природных ресурсов;
— учет экологического фактора при формировании земельных платежей;
— создание полноценного механизма взимания средств с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресурсы, на воспроизводство данных ресурсов и восстановление нарушенного качества природной среды и их целевого использования;
— реализация в полной мере принципа «загрязнитель платит» на основе разработки, правовых и экономических подходов, позволяющих компенсировать экологический ущерб, причиняемый природе и обществу, в полном объеме;
— создание системы социально-экономической оценки природных ресурсов, совместимой с международными и отечественными стандартами оценки рыночной стоимости и обеспечивающей информационной основой процессы принятия решений в сфере регулирования природопользования и охраны окружающей среды на всех уровнях, начиная с принятия стратегических направлений развития экономики страны до оценки конкретных инвестиционных проектов и расчета платы за пользование природными ресурсами или компенсации причиненного ущерба в денежной форме.
Учет экологического фактора при формировании
земельных платежей
Одним из перспективных направлений городской политики, направленной на повышение эффективности использования земельных ресурсов и одновременно решение вопросов охраны окружающей среды, является учет экологического фактора при формировании земельных платежей. Для реализации данного направления необходимо:
— включать в арендную плату величину, адекватную причиненному этими землепользователями ущербу, например, за неполучение дохода от установленных санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
— устанавливать арендную плату (земельный налог) в размере рыночной ставки арендной платы, равной величине земельной ренты, без предоставления им каких-либо льгот по земельным платежам, связанным с видом их деятельности, или отнесения к той или иной льготной категории арендаторов;
— не брать земельные платежи на территориях, где отсутствует земельная рента (стоимость земли имеет отрицательную величину);
— взыскивать с нарушителей природоохранных требований неустойки за нарушение природоохранных требований и градостроительных регламентов, зафиксированных соответствующим образом в договорах аренды или иных правоустанавливающих документах, возможно, в земельном и градостроительном кадастрах.
Возмещение ущерба может проходить:
— через прямое возмещение ущерба по разработанным и утвержденным субъектом РФ таксам и методикам;
— через установление повышенных ставок земельных платежей (главным образом арендной платы) для землепользователей, использующих в своей деятельности экологически ценные территории,
— через установление платы за санитарно-защитные зоны промышленных объектов;
— через включение определенных экологических требований в договоры аренды земельных участков, входящих в состав горных отводов и экономических санкций за невыполнение этих требований;
— через включение в лицензионное соглашение или соглашение о разделе продукции требований, связанных с возмещением ущерба и компенсации убытков субъекта РФ (муниципалитетов, общин), вызванных причинением экологического вреда;
— через закрепление в расходных статьях бюджета экологических направлений использования средств, поступающих в счет компенсации экологического вреда.
——————————————————————