Экологические проблемы и адаптация экономики Республики Саха (Якутия) к современным условиям
(Ахметшин А. А., Гоголева П. А., Григорьев В. А.) («Экологическое право», 2010, N 4)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И АДАПТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ <*>
А. А. АХМЕТШИН, П. А. ГОГОЛЕВА, В. А. ГРИГОРЬЕВ
——————————— <*> Akhmetshin A. A., Gogoleva P. A., Grigoriev V. A. Ecological problems and adaptation of economics of Republic Sakha (Yakutia) to modern conditions.
Ахметшин А. А., начальник отдела Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия), кандидат геолого-минералогических наук.
Гоголева П. А., заведующая кафедрой экологии Якутского государственного университета, кандидат биологических наук, профессор.
Григорьев В. А., Министр охраны природы Республики Саха (Якутия).
В статье автор рассматривает экологические проблемы и адаптацию экономики на примере Республики Саха (Якутия). В статье освещен ряд мер, направленных на решение экологических проблем в Республике, а также приведены необходимые положения, с точки зрения автора, для охраны окружающей среды данного региона.
Ключевые слова: экологические проблемы, Республика Саха (Якутия), окружающая среда.
The author of article consider the ecological problems and adaptation of economics on example of Republic Sakha (Yakutia). The article deal with a number of measures directed on ecological problems solving in Republic and also lead necessary regulations for preservation of the environment of this region, on author point of view.
Key words: ecological problems, Republic Sakha (Yakutia), environment.
На территории Республики Саха (Якутия) располагается 1/10 часть дикой природы мира, 1/3 часть нетронутых ландшафтов Российской Федерации. Благодаря обширным массивам нетронутой природы Республика является регионом, стабилизирующим экологическое равновесие в мире, в том числе глобальное потепление, благодаря своей зеленой массе и вечной мерзлоте, а также фактически является вторыми после Бразилии «легкими» планеты. Природные комплексы Республики Саха (Якутия), как и многих других северных территорий России, отличаются особой уязвимостью, слабой устойчивостью к внешним воздействиям, пониженной способностью к восстановлению и самоочищению. Освоение природных ресурсов и развитие промышленности на территории региона без учета специфических условий региона могли стать причинами возникновения участков экологической напряженности в местах добычи полезных ископаемых и ухудшения экологической ситуации региона в целом, к примеру, в 70-х годах XX в., когда имело место ухудшение экологической ситуации на территории «алмазной» провинции Республики. В целом экологическая ситуация в Республике, за исключением ареалов интенсивного хозяйственного освоения, которые охватывают небольшую часть ее территории, может считаться благоприятной. В то же время отсутствие внимания в тех или иных районах к экологическим проблемам и факторам в некоторых отношениях может способствовать удорожанию и лимитированию развития отраслей экономики. При экологическом обосновании разных видов деятельности на территории Якутии нужно учитывать (в зависимости от специфики воздействия проектируемых объектов и процессов) имеющиеся экологические проблемы и конкретные особенности таких природных систем, в пределах которых намечается размещение производительных сил. Экологические проблемы Якутии ранжированы следующим образом <1>: ——————————— <1> См.: Алексеев В. Г., Ахметшин А. А. Экологические аспекты развития и размещения отраслей экономики // Якутия: размещение производительных сил. Новосибирск: Наука, 2005. С. 100 — 114.
— нарушение земель и недостаточность объемов рекультивации; — необеспеченность населения качественной питьевой водой; — низкая обеспеченность населенных пунктов канализацией и системами очистки сточных вод; — недостаточная решенность проблем переработки, утилизации отходов производства и потребления; — перепромысел рыбы, пушных и копытных животных; — переэксплуатация сенокосов и пастбищ, истощение почв и др.; — возрастание количества лесных пожаров и ареалов распространения энтомовредителей; — затопление земель половодьями и паводками, подтопление населенных пунктов и объектов экономики в результате подъема уровня грунтовых вод, обрушение берегов; — неудовлетворительное состояние фонда ликвидированных промышленных предприятий; — неудовлетворительное экологическое состояние мест базирования воинских частей и других объектов Вооруженных Сил, оставленных в результате их сокращения, реформирования, технического перевооружения и по другим причинам; — сохранение опасности свинцового и диоксинового загрязнения в крупных населенных пунктах Республики; — нарушение мест обитания орнито — и ихтиофауны; — неблагоприятная эпидемическая ситуация по гепатиту и по ряду природно-очаговых зоонозных особо опасных инфекций; возможность роста численности вредных насекомых в населенных пунктах и расширения ареала обитания крысы; — негативные проявления глобального потепления климата; — периодическое сокращение толщины озонового слоя над территорией Якутии; — наличие социальной напряженности по экологическим аспектам реализации в Республике мегапроектов. Экологические проблемы усугубляются и специфическими, частично вышеотмеченными условиями природной среды Якутии, а именно: — усиление воздействия загрязняющих веществ и других неблагоприятных изменений среды на человеческий организм по причине суровых резко континентальных условий; — засоление почв, дефицит водных ресурсов, повышенная минерализация бессточных озер по причине засушливости климата, это повышает риск загрязнения природной среды; — высокий и очень высокий потенциал загрязнения воздушного бассейна, низкое самоочищение от вредных примесей; — наличие большого количества редких и эндемичных видов, в том числе находящихся под угрозой исчезновения, наиболее ценные представители ихтиофауны отличаются повышенной чувствительностью к загрязнению воды; — загрязнение крупных рек, средние и мелкие из-за практически полного промерзания зимой не могут служить надежным источником вод; слабая защищенность от загрязнения месторождений пресных подземных вод, приуроченных к таликам в долинах рек и озерных котловинах. Рост экономических показателей может сочетаться не только с сохранением на прежнем уровне качества природных систем, но и с его улучшением, на возможность чего указывает опыт многих стран и регионов. В этом плане Республика берет за основу положительные примеры развития стран и регионов, где наряду с ростом экономических показателей достигнуто не только сохранение на прежнем уровне качества природных систем, но и существенное его улучшение, чему большей частью способствуют возможности продуманной экологической политики. Со временем техногенная нагрузка на территорию Республики будет повышаться, и при этом особое значение должно придаваться учету экологических проблем территории, решаемых на разных уровнях. Необходимо стремиться к снижению природоемкости хозяйственной деятельности, для чего, возможно, нужны будут структурные сдвиги в экономике, позволяющие улучшить динамику и величины макроэкономических показателей, в которых учитывается экологический фактор. В Республике, впервые в России, была принята государственная экологическая политика и сформирован орган, обеспечивающий ее реализацию, — Министерство охраны природы, которое организовало многоплановую и сложную работу по экологизации всех сфер производства. Создана не имеющая аналогов в мире система резервирования для других поколений нетронутых земель — «Ытык Кэрэ Сирдэр» (система особо охраняемых природных территорий (ООПТ)), охватившая более 25% территории Республики. Исходя из общепринятых концептуальных положений мирового уровня, создание этой системы — принципиальная черта устойчивости экономики региона, поскольку обеспечивает возможность будущим поколениям удовлетворять свои потребности. В Республике развиваются рациональные системы управления природопользованием и охраной окружающей среды, а также природоохранного законодательства, дающие возможность разработки экономически и экологически обоснованной структуры природопользования в условиях Севера. Зависимость состояния окружающей среды от эколого-экономической политики того или иного региона видна и по анализу сбалансированности темпов развития или спада производства с экологическим состоянием отдельных территорий в России. В целях устойчивого развития Республики разработана система прогнозных документов, основным из которых является Схема комплексного развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Уже в ближайшие годы планируется коренное реформирование экономической системы Республики. Среди основных задач Схемы развития Якутии главные приоритеты отдаются прежде всего созданию условий, в том числе инфраструктурных, обеспечивающих развитие регионального топливно-энергетического комплекса. Ключевые направления: развитие нефтегазодобычи, электроэнергетики угольной промышленности, перерабатывающих нефтегазо — и углехимических производств, транспортного (в том числе автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного) комплекса, производства минеральных удобрений, черной металлургии, добычи сурьмы. Для Якутии стремление достичь высоких экономических показателей, рассчитывающихся на традиционной основе, может привести к негативным последствиям. Развитие экономики в современных условиях не может быть названо устойчивым, если оно не предполагает сохранения качества окружающей среды. Недостаточный учет экологического фактора при решении задач развития может привести к глубокой и даже необратимой деградации природных систем, стоимость которых может быть оценена в сопоставимых с предполагаемым результатом цифрах. Коренная перестройка экономической системы Республики предполагает и установление новых приоритетов в деле обеспечения экологической безопасности Якутии с ориентацией на мировые тенденции. Обеспечение экологической безопасности в Республике провозглашается как один из приоритетов государственной политики. В программных документах определяются основные мероприятия по охране воздушного бассейна, охране и рациональному использованию водных объектов, обращению с отходами; реабилитации загрязненных и захламленных территорий, обеспечению воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, радиационной безопасности, по развитию и функционированию особо охраняемых природных территорий. Гармония в отношениях между обществом и природой будет достигнута через создание такого режима эколого-экономической системы и хозяйствования, при котором экономическое развитие не приведет к ухудшению природной среды. Предлагаются следующие решения для достижения целей принимаемых планов: — на основе эколого-экономических подходов осуществление оптимизации структур основных производств и отраслей хозяйствования, обеспечивающей воспроизводство возобновляемых и экономию невозобновляемых природных ресурсов, сохранение окружающей среды в целом; — формирование экономических и финансово-кредитных механизмов платного природопользования, адекватных системе рыночных отношений; — проведение последовательной, планомерной минимизации имеющихся негативных воздействий человека на природу. В полной мере реализовать потребность экологического обоснования развития и размещения производительных сил на территории Якутии не представляется возможным: концентрация производственного сектора экономики в наших условиях главным образом определяется размещением полезных ископаемых, земель сельскохозяйственного назначения и др. Однако учет экологических факторов при ведении тех или иных видов хозяйственной деятельности необходим. Уровень антропогенной нагрузки на территорию определяет объем средств, нужных для обеспечения требуемого качества окружающей среды, и стоимость осуществления необходимого комплекса природоохранных мероприятий для достижения нормативных показателей состояния окружающей среды. Таким образом, при определении путей экономического развития Республики должна обязательно учитываться экологическая составляющая. Для этого требуется комплексная оценка экологического состояния территории Якутии, изучение комплекса техногенно-природных условий, учитывающих всю совокупность возможных мероприятий, способных сохранить природу, обеспечить рациональное природопользование, комплексное извлечение полезных ископаемых и их безотходную отработку. Остановимся на основных моментах, заслуживающих внимания в плане охраны окружающей среды. 1. В целях объективной экологической оценки влияния строящихся объектов на окружающую территорию необходимо проведение экологических исследований с организацией системы постоянно действующего экологического мониторинга и прогноза. В Республике принят Закон «Об экологическом мониторинге». В качестве участников экологического мониторинга задействованы как государственные структуры, так и крупные природопользователи. Химико-аналитические исследования выполняются в аккредитованных лабораториях специализированного предприятия Министерства охраны природы Якутии. 2. Природоохранные мероприятия должны проводиться с применением специальных технологий, позволяющих минимизировать воздействие на окружающую среду промышленных объектов. 3. Инженерная подготовка и освоение месторождений полезных ископаемых в районах традиционной деятельности народов Севера должны проводиться с согласия местного населения при выполнении мероприятий по охране окружающей среды и благоприятных условий проживания населения. 4. Реализация Схемы развития Якутии коснется и проблем охраны лесных массивов. Под особым контролем должны будут находиться борьба с лесными пожарами, рекультивация земель и лесопосадки. 5. Основные направления природоохранных и компенсационных мероприятий связаны с очисткой сточных вод. Все сточные воды, в том числе поверхностный сток с промплощадок, должны подвергаться очистке на специальных сооружениях до нормативных уровней. 6. Минимизации отрицательного воздействия на состояние природы Якутии должно способствовать безусловное соблюдение бизнес-структурами, осуществляющими промышленное освоение территории, природоохранных требований и применение экологически чистых технологий. Со стороны Правительства Республики на сегодня организовано научное сопровождение, действует система экологического мониторинга, ведется работа по совершенствованию материально-технической базы специализированных лабораторий и пр. Обеспечение сверхважной задачи — охраны окружающей среды — требует согласованных решений органов исполнительной власти всех уровней, предприятий и общественности, в результате которых мы сможем добиться необходимых результатов в освоении Якутии и сохранить при этом экологическое благополучие региона.
——————————————————————