Круг задач по формированию организационно-экономического механизма управления финансовыми ресурсами предприятий УИС

(Кудрова Н. А., Виноградов А. В.)

(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2007, N 6)

КРУГ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ УИС

Н. А. КУДРОВА, А. В. ВИНОГРАДОВ

Кудрова Н. А., кандидат экономических наук, доцент.

Виноградов А. В., полковник внутренней службы (ФСИН России).

Проблема, которую необходимо решить с помощью научных учреждений УИС, связана с необходимостью реформирования системы управления промышленным комплексом уголовно-исполнительной системы. Необходимо изменить их организационно-правовую форму — в собственное производство исправительных учреждений или в учебно-производственные мастерские. Данный этап реорганизации пройден, однако она не подтверждена улучшением показателей эффективности деятельности. Возможно, следует вернуться к изучению результатов эксперимента, проводившегося в уголовно-исполнительной системе в конце 70-х — начале 80-х годов по созданию производственных объединений, но с учетом новых критериев и принципов управления.

В настоящее время отсутствуют нормативные правовые и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность таких организаций в уголовно-исполнительной системе с учетом их ведомственной специфики.

В первую очередь это касается определения статуса собственного производства исправительных учреждений, разработки проектов нормативных актов, регламентирующих его деятельность, разработки проекта типового плана развития государственного унитарного, федерального казенного либо какого-то принципиально нового предприятия уголовно-исполнительной системы. К примеру, консолидация промышленного потенциала в рамках отдельного территориального органа уголовно-исполнительной системы позволит упростить систему управления производством, избавиться от дублирующих звеньев на уровне управления и отдельного предприятия, осуществить оперативное маневрирование финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Рыночные условия хозяйствования диктуют высокие требования к организации и управлению производственно-хозяйственной деятельностью предприятий УИС. Возникает проблема реструктуризации производства — адаптации производственно-хозяйственной деятельности к изменяющимся условиям рынка, к ориентированию предприятий на поиск деловых партнеров. Переход к системе рыночных отношений требует применительно к предприятиям УИС активного государственного участия. Именно в период адаптации предприятий УИС к рынку крайне важно сохранить их социальную инфраструктуру, что в условиях конкуренции не всегда возможно. Более того, в исправительных учреждениях представляется вполне обоснованным создать и развивать единую целостную социально-производственную структуру управления, ориентированную как на решение производственных задач, так и на обеспечение социально-воспитательной функции трудовой деятельности.

В настоящее время сеть предприятий УИС насчитывает предприятия, для которых необходимо построить четкую схему финансирования их деятельности государством. На данном этапе государственная политика в отношении таких предприятий направлена на их перевод в статус учебно-производственных. Это позволит предприятиям, во-первых, оценить современный производственный потенциал промышленности, в том числе государственную политику в этом отношении, во-вторых, позволит предприятиям УИС выжить в рыночных условиях хозяйствования. Однако у предприятий существуют и внутренние причины нехватки денежных средств, среди которых можно выделить:

— отсутствие четкой структуры ценообразования на выполняемые работы;

— нецелевое использование поступающих денежных средств;

— несвоевременное перечисление денежных средств со стороны государства и сторонних клиентов.

В данной статье определен круг основных задач, решение которых необходимо для формирования адекватного рыночным условиям хозяйствования организационно-экономического механизма управления финансовыми ресурсами предприятий УИС, а также отмечены возможные пути и способы их решения с применением экономических критериев в системе организации и управления финансами.

По результатам проведенного исследования можно выделить основной круг задач, связанных с формированием адекватного рыночным условиям хозяйствования, организационно-экономического механизма финансирования предприятий УИС, а именно:

1) определение возможных схем финансирования наиболее важных направлений;

2) определение основных финансовых показателей, их взаимосвязи и несогласованности между собой;

3) выработка критериев оценки эффективного использования финансовых средств на основе матричных форм для построения балансовых моделей и разработка методики их расчета;

4) разработка организационной схемы на основе управления финансовыми потоками, включающая:

— выявление основополагающих факторов механизма формирования управления;

— оценку экономической эффективности финансово-экономической деятельности;

— управление финансовыми потоками, их распределение и определение экономических показателей эффективности распределения.

В то же время, несмотря на определенные успехи в процессе реформирования УИС, в настоящее время в Рязанской области процесс финансирования предприятий УИС характеризуется следующими недостатками:

— формализованность метода программно-целевого планирования в части его применения;

— ограниченность полномочий и ответственности администраторов бюджетных средств (управлений и т. д.);

— отсутствие процедур и методологии контроля и обоснованности, выделенных финансовых ресурсов, направляемых на развитие;

— отсутствие критериев оценки эффективности управления и распределения финансовых ресурсов.

Это послужило выбором темы исследования, связанной с разработкой организационно-экономических схем оптимизации управления и распределения финансовых ресурсов, ориентированной на конечный результат, на предприятиях УИС. Основным источником их финансирования является государственный заказ — один из основных механизмов управления и распределения финансовых средств, и от выбора оптимизированной схемы распределения зависит эффективность функционирования предприятий, их доходность. Принцип формирования распределения бюджетных средств до настоящего времени базировался на основе корректировок (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации процедур и критериев распределения, отсутствия универсальных показателей эффективности их использования. На современном этапе развития экономики внутренняя структура предприятия стала более сложной, многогранной. Она отражает возможность применения практически всех видов возможных финансовых ресурсов, что позволяет увеличить собственную доходность, то есть улучшить и оптимизировать структуру доходов и расходов предприятия. Формирование проблем исследуемого объекта производится на основе анализа распорядительной, отчетной и статистической информации, экспертного опроса (работников организации, потребителей организации, конкурентов, собственников и т. д.), наблюдения за фактической деятельностью организации и ее окружения.

——————————————————————