Информационно-правовое обеспечение индивидуализации в рекламе финансовых услуг

(Багдасарян А. А.) («Административное и муниципальное право», 2011, N 2)

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РЕКЛАМЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

А. А. БАГДАСАРЯН

Багдасарян Артур Ашотович, аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ.

Данная статья посвящена анализу информационно-правовой природы средств индивидуализации в рекламе финансовых услуг. Автор аргументирует, что информацию необходимо рассматривать как основной объект информационных правоотношений, являющихся по своей правовой природе комплексными, в связи с чем реклама финансовых услуг сегодня как разновидность информации должна рассматриваться не столько как объект гражданских правоотношений, сколько в качестве объекта комплексных рекламных правоотношений, являющихся разновидностью информационно-правовых.

Ключевые слова: информация, реклама, финансы, финансовые услуги, информационное обеспечение, информационное правоотношение.

Information Law Groundwork for Individualization in Advertising of Financial Services A. A. Bagdasaryan

This article is devoted to the analysis of information law nature of means of individualization in the sphere of advertising financial services. The author proves that it is necessary to view information as the basic object of information legal relations, the latter having a complex nature. Due to that, advertisement of financial services today should be viewed not as much as an object of civil relations but an object of complex advertisement relations belonging to the information law group of objects.

Key words: information, advertisement, finances, financial services, information groundwork, information legal relations.

Для оптимального состояния конкурентной среды на финансовых рынках крайне важна реализация конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг, которая, наряду с прочими условиями, не может обеспечиваться вне использования соответствующей рекламы. В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» <1> финансовая услуга определяется как банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (п. 2 ст. 4). Финансовые услуги (их перечень сформулирован открыто) должны осуществляться организациями, функционирующими в соответствующих сферах (страховой, банковской и т. д.). ——————————— <1> См.: СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3618.

Под услугой понимается деятельность, выделенная наряду с работами, имуществом, имущественными правами и другими материальными объектами и нематериальными благами в самостоятельный вид объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), у которого имеются собственные свойства <2>. В ГК РФ под услугой понимается совершение лицом определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ). В налоговом законодательстве содержится унифицированное определение услуги для целей налогообложения как деятельности, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). ——————————— <2> См.: Сокол П. В. Проблемы понятия, правового регулирования и классификации гражданско-правовых услуг // Журнал российского права. 2009. N 8. С. 45.

Термин «финансовые услуги» содержится в п. 2 ст. 824 ГК РФ и употребляется во взаимосвязи с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. К перечню основных видов банковских услуг <3> отнесены банковские операции и сделки, предусмотренные ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» <4>. ——————————— <3> См.: Приказ МАП России от 21 июня 2000 г. N 467 «Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состава активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги» (ред. от 02.03.2001) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 41. <4> См.: СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Реализация финансовых услуг зависит от использования рекламы как информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. О значении такой рекламы можно отчасти судить по данным статистики. Например, до начала мирового финансового кризиса оборот российского рекламного рынка в целом рос, составив по результатам 2004 г. 3 млрд. 855 млн. долл. США, в 2005 г. — 5 млрд. 30 млн. долл. США, в 2006 г. — 6 млрд. 490 млн. долл. США <5>, в 2007 г. — 228,7 млрд. руб. <6>, в 2008 г. увеличился на 17% и достиг 267 млрд. руб. <7>. В первом квартале 2009 г. (с началом кризиса) этот показатель снизился на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. <8>, однако, например, кредитные организации не уменьшали, а, напротив, увеличивали рекламные расходы <9>. ——————————— <5> См.: Литовка В., Гончарова О., Васильева А. Телевидение победило // РБК Daily. 2007. N 21. С. 13. <6> См.: Итоги объема рекламы в средствах ее распространения за 2007 г. // http:// www. akarussia. ru/ itogiza08god. <7> См.: Оценка объемов рекламы в средствах ее распространения за 2008 г. // http:// akarussia. ru/ oceNka_2008. <8> См.: Объем рынка рекламы в средствах ее распространения за I квартал 2009 г. // http:// akarussia. ru/ rekl_09. <9> См.: Сагдиев Р., Виноградова Е. Банки не взяли рекламную паузу // Ведомости. 2009. 24 февраля.

Регулирование отношений, связанных с рекламой, направлено на установление определенных требований и ограничений, касающихся как информации в ее составе, так и способов доведения рекламной информации до третьих лиц. Объектом рекламирования закон признает не только товар, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, но и средства индивидуализации товара, применяемые в первую очередь для разграничения однородных товаров разных производителей <10>. ——————————— <10> К средствам индивидуализации относятся производственная марка, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товаров.

Под товарным знаком (знаком обслуживания) понимают обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках»). Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Товарный знак — это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Организация, основная деятельность которой — оказание услуг (выполнение работ), может зарегистрировать знак обслуживания, который по правовому режиму приравнивается к товарному знаку <11>. ——————————— <11> См.: Беляева О. А. Предпринимательское право / Под ред. В. Б. Ляндреса. М., 2006. С. 121.

Товарный знак и знак обслуживания как обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц, выполняют общую с фирменным наименованием индивидуализирующую функцию и одинаково должны быть защищены от включения в них обозначений, способных ввести в заблуждение. Однако в отличие от фирменных наименований, индивидуализирующих лиц, которые продают товары и оказывают услуги, товарные знаки и знаки обслуживания индивидуализируют товары и услуги. Представляется, что содержание обозначений, используемых товарным знаком и фирменным наименованием, различно. Если для фирменных наименований используются только словесные обозначения, то для товарных знаков (знаков обслуживания) могут также применяться объемные, изобразительные, комбинированные и иные обозначения. Охраняемым элементом товарного знака (знака обслуживания) не может являться обозначение, составляющее корпус фирмы, поскольку такое обозначение не обладает различительной способностью для товарного знака. Поэтому совпадать могут только оригинальные добавления фирмы и словесный товарный знак (знак обслуживания). В отличие от фирменных наименований товарные знаки могут быть зарегистрированы в любом цвете и цветовом сочетании. Для фирменных наименований большее значение имеет правильное указание на сферу деятельности, организационно-правовую форму, собственника, а товарные знаки (знаки обслуживания) должны быть неописательными, оригинальными, отличительными по отношению к товарам (услугам). Для охраноспособности товарный знак (знак обслуживания) должен отвечать требованиям новизны и различительной способности, а также не должен относиться к обозначениям, в отношении которых установлен запрет их регистрации <12>. Поскольку применение в рекламе средств индивидуализации призвано способствовать формированию отличительных способностей рекламируемых услуг от услуг конкурентов, зачастую рекламируется не услуга и не сам рекламодатель, а товарный знак. ——————————— <12> См.: Петров И. А. Охрана товарных знаков в Российской Федерации. М., 2002. С. 13.

Для поддержания интереса к товару, как отметил Президиум ВАС в п. 15 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением рекламы, не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов товаров (в том числе товарного знака), которые использовались в рекламе этого товара <13>. Отсюда следует, что размещение товарного знака на почтовых отправлениях, на транспортных средствах, распространение в виде наружной рекламы, в радио — и телепрограммах и иным способом должно рассматриваться как реклама, за исключением случаев, когда в соответствии с законом или обычаями делового оборота такие действия рекламой не признаются. ——————————— <13> См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 2.

Если товары, маркированные товарным знаком, на законных основаниях были введены в хозяйственный оборот, их собственник (иной законный владелец) имеет право осуществлять рекламирование таких товаров, в том числе с указанием нанесенного на них товарного знака <14>. Товарный знак не может применяться для рекламы деятельности третьих лиц, не касающейся непосредственно продажи таких товаров <15>. Подтверждению указанного положения служит один из примеров судебной практики Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ <16>. ——————————— <14> См.: Карпычев М. В., Хужин А. М. Правовые проблемы использования объектов интеллектуальной собственности в рекламе // Реклама и право. 2005. N 2. <15> См.: Бадалов Д. С., Василенкова И. И., Пузыревский С. А. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). М., 2004. С. 48. <16> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2004 г. N 14685/03.

Здесь, следует заметить, немаловажное значение имеет использование индивидуализирующих признаков к фиксации. При совершении банковских переводов кредитные организации в большинстве случаев не имеют возможности стать стороной договора перевозки пассажира (например, воздушным, железнодорожным, морским транспортом) без процедуры идентификации физического лица. К специфической идентификации можно отнести совершение операций в электронных сетях и пользование некоторыми услугами связи, которые не обходятся без ввода паролей и ключей доступа. Дальнейшее развитие средств индивидуализации необходимо не только для рынка банковских и страховых услуг, но и для высокотехнологичных, медицинских, туристических, пассажирских перевозок, при совершении купли-продажи, доступе к информации, в корпоративных отношениях и т. д. <17>. ——————————— <17> См.: Там же.

Ряд законодательных актов предусматривает специальные требования к фирменным наименованиям финансовых организаций: для кредитной организации — ст. 7 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» <18>, для юридического лица, субъекта страхового дела — ст. 4.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» <19>; для ипотечного агента (акционерного общества) — ст. 8 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. «Об ипотечных ценных бумагах» <20>. Законодательно закреплено монопольное использование отдельными организациями в своих наименованиях некоторых слов и словосочетаний, исключающее возможность их использования иными лицами <21>. ——————————— <18> См.: СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492. <19> См.: Российская газета. 1993. 12 января. <20> См.: СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448. <21> См.: СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Следует обратить внимание, что рекламодатели и рекламопроизводители не всегда учитывают, что указание правильных реквизитов той или иной кредитной организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, точного наименования как ее индивидуализирующего признака является одной из гарантий соблюдения информационного права клиента. Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества. Поскольку без наименования кредитная организация не может быть образована и вести свою деятельность как юридическое лицо, указывать наименование юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг обязательно. Наименование юридического лица должно включать в себя, кроме непосредственного названия, обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, ОДО, АО, ЗАО и иные). Невыполнение этого требования является основанием для признания рекламы ненадлежащей и наложения на виновного штрафа. В информации рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг обязательно указание и содержание наименования или имени лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество). Данное положение отвечает норме ч. 1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», требующей от исполнителя/продавца/изготовителя довести до сведения потребителя в том числе фирменное наименование (наименование), место его нахождения (адрес) <22>. ——————————— <22> См.: Спектор Е. И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный. Ст. 28). М., 2007.

Как отмечается в современных исследованиях по проблемам правового использования объектов рекламы, из числа всех объектов индивидуализации наиболее ярко выраженной рекламной функцией обладают товарные знаки (знаки обслуживания) <23>. ——————————— <23> См.: Карпычев М. В., Хужин А. М. Правовые проблемы использования объектов интеллектуальной собственности в рекламе // Реклама и право. 2005. N 2.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» государственным органом по контролю в сфере рекламы является ФАО РФ и его территориальные органы (ст. 36). Принятые после издания Федерального закона «О рекламе» нормативные акты для рекламы, размещаемой в определенных местах, наделяют этими полномочиями и другие органы исполнительной власти. В частности, Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) возложен контроль за соблюдением норм, регламентирующих рекламу ценных бумаг. Также на основании Федерального закона «О прокуратуре РФ» государственный контроль в области рекламы осуществляют органы прокуратуры. На подразделения ГИБДД возложен контроль за размещением наружной рекламы на транспортных средствах. Создают специальные органы, в компетенцию которых входит управление рекламной деятельностью, субъекты РФ <24>. ——————————— <24> См.: Пиджаков А. Ю., Авдеева М. В. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Реклама и право. 2006. N 1. С. 15.

Здесь уместно отметить, что дела об административных правонарушениях законодательства о рекламе рассматриваются уполномоченными должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. Так, в соответствии с ст. 36 Постановлением Правительства «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» от 17 августа 2006 г. N 508 должностные лица антимонопольного органа наделены полномочиями составлять протокол об административном правонарушении законодательства о рекламе и выносить определение о возбуждении дела. Компетенцией составления протокола и вынесения определения о возбуждении дела в связи с ненадлежащей рекламой наделены также должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Законодательством предусмотрены три вида юридической ответственности за правонарушения в сфере рекламы: гражданско-правовая, административная и уголовная. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Основанием административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе является административное правонарушение, посягающее на законодательство о рекламе. Таким образом, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. ч. 2 — 8 ст. 5, ст. ст. 6 — 9, ч. 4 ст. 10, ст. 12, ч. ч. 1 и 3 ст. 21, ч. ч. 1 и 3 ст. 22, ч. ч. 1 и 3 ст. 23, ст. ст. 24 и 25, ч. ч. 1 и 6 ст. 26, ч. ч. 1 и 5 ст. 27, ст. ст. 28 — 30 ФЗ «О рекламе». Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. ч. 6 и 7 ст. 38, в случае если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 4, ч. ч. 9 и 10 ст. 5, ст. ст. 7 — 9, 12, 14 — 18, ч. ч. 2 — 6 ст. 20, ч. ч. 2 — 4 ст. 21, ч. ч. 2 — 4 ст. 22, ч. ч. 2 — 4 ст. 23, ч. ч. 7, 8 и 11 ст. 24, ч. ч. 1, 4, 7, 8 и 11 ст. 28, ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 29 ФЗ «О рекламе». Как справедливо отмечает И. Ремез, претензии на ненадлежащую по содержанию рекламу заинтересованные лица, введенные в заблуждение такой рекламой, нередко предъявляют к поместившим ее средствам массовой информации, хотя ответственность должен нести автор содержания — рекламодатель, передавший соответствующие сведения средствам массовой информации. «Установлено лишь одно исключение из этого правила — вина самих распространителей, например, исказивших полученную от рекламодателя информацию,» — подчеркивает автор <25>. ——————————— <25> См.: Ремез И. Особенность административной ответственности за правонарушения в сфере рекламы // Реклама и право. 2007. N 1. С. 16.

Заслуживает внимания и позиция А. В. Минбалеева, анализирующего понятие и виды рекламы как объекта информационных правоотношений. Хотя большинство определений рекламы, справедливо отмечает он, рассматривают данный объект как информацию, позволяющую убедить потребителя в необходимости приобретения объекта рекламирования, во многих из них не дается достаточной характеристики в качестве объекта правоотношений <26>. В этой связи заслуживает поддержки предложение ввести в правовую систему категорию «реклама» как общеправовую, которая должна рассматриваться как глобальный объект информационных правоотношений, разновидность информации, что подтверждается положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <27>. ——————————— <26> См.: Минбалеев А. В. Понятие и виды рекламы как объекта информационных правоотношений // Информационное право. 2009. N 2. С. 46. <27> См.: СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

В информационном законодательстве информация практически однозначно определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления», однако рекламу в информационной среде иногда рассматривают как особый вид документа, главная задача которого заключается в информационном обслуживании управления, т. е. реализации механизма действия по предоставлению нужной для управленческой деятельности информации в требуемом месте на основе определенных процедур и с заданной периодичностью» <28>. С этой позицией вряд ли можно согласиться, разве что речь не идет о наличии материального носителя, а имеется в виду рекламное сообщение в устной форме. ——————————— <28> См.: Медведева Н. М. Рекламная деятельность в системе правовых объектов науки управления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 15.

В практике применения антимонопольным органом законодательства РФ о рекламе встречаются случаи рассмотрения рекламы, формально отвечающей необходимым требованиям закона, однако фактически его нарушающей. Так, не может рассматриваться в качестве надлежащего указания существенной для потребителя информации размещение ее таким образом, который не позволяет воспринимать данную информацию. Таким образом, несмотря на формальное наличие в рекламе всей необходимой и существенной для потребителя информации, она была признана не соответствующей требованиям законодательства о рекламе в связи с тем, что из данной рекламы потребитель не мог получить существенную для него информацию <29>. ——————————— <29> См.: Никитина Т. Е. Правовая оценка сведений о рекламируемом товаре // Юрист. 2005. N 11. С. 17.

Еще одним случаем распространения ненадлежащей рекламы, несмотря на формальное соблюдение требований закона, может быть признана реклама с использованием товарного знака, зарегистрированного на разные классы товаров, в том числе ограниченные или запрещенные к рекламированию. В этом случае возможны ситуации, когда размещается реклама товара, которая фактически формирует и поддерживает интерес к иному товару, часто запрещенному к рекламированию <30>. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения, товарного знака или знака обслуживания. ——————————— <30> См.: Там же.

В заключение хотелось бы напомнить, что еще в 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей» <31> с установленными в нем требованиями к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя, а также предусмотренной ответственностью за нарушение прав потребителей на информацию. Положения, регулирующие отдельные стороны рекламной деятельности, содержались и в других нормативных актах, таких как Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» <32>, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» <33>, Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» <34>, Указ Президента РФ «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» <35>, Федеральный закон от 13 марта 2006 г. «О рекламе» и др. Однако все эти меры оказываются не вполне достаточными как для более эффективного совершенствования правового регулирования рекламной деятельности в целом, так и для предотвращения недобросовестной рекламы в сфере финансовых услуг. ——————————— <31> См.: ВВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766. <32> См.: СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492. <33> См.: СЗ РФ. 1998. N 39. Ст. 4857. <34> См.: ВСНД РФ. 1993. N 26. Ст. 966. <35> См.: СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.

На наш взгляд, необходимо совершенствовать ключевые определения, сформулированные в ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе», особенно само понятие «информация» («рекламная информация»), объединить все неимущественные права, перечисленные в ст. 128 ГК РФ, а именно: интеллектуальную собственность, информацию, право на товарный знак, право на фирменное наименование — в отдельную главу или раздел гл. 8, где выделить отдельные статьи — нематериальные блага и неимущественные права граждан, юридических лиц — указав некоторые специальные способы защиты этих прав и благ <36>. ——————————— <36> См.: Ситдикова Л. Б. Информация как нематериальное благо // Юрист. 2007. N 8. С. 15.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что отрицательно влияют на данный вид рекламной деятельности фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, что требует принятия специального законодательного акта. Традиционный инструментарий средств индивидуализации применительно к рекламе финансовых услуг, основанный только лишь на учете прав интеллектуальной собственности, представляется целесообразным рассмотреть с учетом принципиальных положений теории информационного права, изменений и возможностей, открывшихся широкому применению современных информационных технологий в системе финансовых отношений в последние несколько лет, а также того, что средства индивидуализации в рекламе, обладая более реальной различительной способностью, в большей степени должны быть защищены как информационные объекты. Таким образом, информацию необходимо рассматривать как основной объект информационных правоотношений, являющихся по своей правовой природе комплексными. Соответственно, и реклама финансовых услуг сегодня как разновидность информации должна рассматриваться не столько как объект гражданских правоотношений, сколько в качестве объекта комплексных рекламных правоотношений, являющихся разновидностью информационных. С позиции информационного права реклама является специализированной разновидностью массовой информации, обладающей определенными признаками, и предназначена для реализации конкретных целей, предусмотренных в том или ином законе. В связи с таким подходом представляется целесообразным ввести в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понятие рекламы как информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на достижение законных целей (целей, определенных законом) и обеспечение законных интересов. Информационное законодательство должно более последовательно защищать право клиента на информацию в рекламе финансовых услуг, поскольку ему крайне необходимы сведения о том, каким образом он может получить рекламируемые показатели и иные доходы, какие расходы он будет нести при надлежащем и ненадлежащем исполнении своих обязанностей по договору (комиссии за кассовое и расчетное обслуживание, пени за несвоевременную оплату, проценты, связанные с отсрочкой платежей).

Библиографический список

1. Беляева О. А. Предпринимательское право / Под ред. В. Б. Ляндреса. М., 2006. 2. Карпычев М. В., Хужин А. М. Правовые проблемы использования объектов интеллектуальной собственности в рекламе // Реклама и право. 2005. N 2. 3. Литовка В., Гончарова О., Васильева А. Телевидение победило // РБК Daily. 2007. N 21. 4. Медведева Н. М. Рекламная деятельность в системе правовых объектов науки управления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. 5. Минбалеев А. В. Понятие и виды рекламы как объекта информационных правоотношений // Информационное право. 2009. N 2. 6. Никитина Т. Е. Правовая оценка сведений о рекламируемом товаре // Юрист. 2005. N 11. 7. Петров И. А. Охрана товарных знаков в Российской Федерации. М., 2002. 8. Пиджаков А. Ю., Авдеева М. В. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Реклама и право. 2006. N 1. 9. Ремез И. Особенность административной ответственности за правонарушения в сфере рекламы // Реклама и право. 2007. N 1. 10. Спектор Е. И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). М., 2007. 11. Ситдикова Л. Б. Информация как нематериальное благо // Юрист. 2007. N 8. 12. Сокол П. В. Проблемы понятия, правового регулирования и классификации гражданско-правовых услуг // Журнал российского права. 2009. N 8. 13. Сагдиев Р., Виноградова Е. Банки не взяли рекламную паузу // Ведомости. 2009. 24 февраля.

——————————————————————