Реклама медицинских услуг с точки зрения закона
(Ельчанинова О. Ю.)
(«Реклама и право», 2012, N 1)
РЕКЛАМА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА
О. Ю. ЕЛЬЧАНИНОВА
Ельчанинова О. Ю., главный специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области.
Мы привыкли слышать: реклама — двигатель торговли. Однако в конкурентной борьбе за потребителя рекламодатели и рекламораспространители зачастую упускают из виду правовые аспекты отношений в сфере рекламы. Реклама медицинских услуг не стала исключением. За 2011 год Амурским УФАС России было рассмотрено 38 фактов, указывающих на нарушение рекламного законодательства в сфере оказания медицинских услуг (для сравнения: в 2010 году рассмотрен 21 эпизод). По указанным фактам были возбуждены дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Итогом их рассмотрения стало то, что реклама была признана ненадлежащей, а лицам, нарушившим закон, выданы обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства. В текущем году установлены новые признаки нарушений. В основном это касается наружной рекламы медицинских услуг. По данным фактам проводится проверка.
Реклама медицинских услуг, как и любая другая реклама, должна соответствовать общим требованиям, предусмотренным ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38 «О рекламе», то есть быть добросовестной и достоверной, содержать в себе соответствующие действительности сведения об объекте рекламирования. Однако в силу особенностей медицинских услуг законодатель предусмотрел ряд специальных требований к их рекламе. Напомним основные требования.
Реклама медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, утверждений или предположений о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья. Также неуместно выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования. Реклама не должна создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования.
Более того, реклама медицинских услуг (методов лечения) должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Если реклама распространяется в радиопрограммах, то продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее трех секунд; в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино — и видеообслуживании, — не менее пяти секунд, причем должно быть отведено не менее 7% площади кадра. В рекламе, распространяемой иными способами, предупреждающей надписи должно быть отведено не менее 5% рекламной площади.
В последнее время участилась практика распространения рекламы медицинских услуг, оказываемых лицами, не имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, что является нарушением требований п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе». Лица, имеющие соответствующие лицензии, но оказывающие рекламируемые услуги по иным, не указанным в лицензии адресам, по сути, также нарушают данную норму Закона, поскольку это равносильно осуществлению медицинской деятельности без лицензии. Подобного рода нарушения чаще всего допускают владельцы салонов красоты и медицинских центров, которые оказывают лицензируемые виды медицинских услуг в отсутствие лицензий и иных специальных разрешений. Амурское УФАС России призывает потребителей рекламы проявлять особую бдительность и проверять наличие лицензий у организаций и индивидуальных предпринимателей, рекламирующих медицинские услуги, а также приложения к лицензиям, в которых указываются виды работ (услуг) и адрес осуществления деятельности.
Ответственность за нарушение рекламного законодательства, как правило, несут как рекламодатели, так и рекламораспространители. Штрафные санкции довольно жесткие. В отдельных случаях они могут достигать пятисот тысяч рублей. Так стоит ли нарушать Закон?
——————————————————————